Ответ дан в замечательной песне Михаила Матусовского и Вениамина Баснера. Конечно же, с того маленького уголка России, где ты родился и вырос, где жили твои предки, где родовые корни твои, и с бережно хранимых реликвий своей семьи и малой родины.
В Ваче хранители истории вачской земли – работники краеведческого музея. А вот в селах это чаще всего библиотекари-энтузиасты. Такие, например, как Людмила Дмитриевна Баулина, педагог-библиотекарь Филинской школы.
Увлечена работой
Недавно мы, школьные библиотекари, посетили музей школы и были поражены и восхищены той увлеченностью, настойчивостью, целеустремленностью, с которой отдается этому важнейшему делу Людмила Дмитриевна. По количеству экспонатов и документов было понятно, что это итог поисковой работы многих лет. И захотелось, как в песне, узнать с чего всё начиналось. С этим вопросом мы и обратились к Людмиле Дмитриевне, и вот что она рассказала.
История
создания музея
"Откуда моё увлечение краеведением? Возможно, со школьных лет. Тогда в нашей школе тоже был музей, в котором были и редкие экспонаты. Помню, были даже старинные монеты. Рассматривать их было интересно, вещи притягивали к себе какой-то скрытой тайной. Тогда я ещё не понимала, что тайна эта зовется историей и её можно раскрыть, если постараться.
После школы я стала работать в сельской библиотеке. И по-прежнему, среди множества направлений библиотечной работы больше всего меня привлекало краеведческое. Но по-настоящему я увлеклась им, когда пришла в 1985 году работать в свою родную школу. От прежнего музея там осталось немного, но это послужило началом нашей поисковой работы.
Так появилась первая экспозиция — небольшой уголок в школьной библиотеке. Здесь и ютились до 2005 года. Хотелось, конечно, большего простора. Ведь число экспонатов постоянно росло. А в 2005 году к 60-летию Победы был объявлен смотр-конкурс уголков боевой славы. В школе было решено достойно показать все собранные нами материалы. Администрация выделила помещение, на Филинской слюдяной фабрике заказали витрины. Оформляли экспозицию с любовью и старанием. В результате стали победителями и получили свою первую награду — стойку под цветы! Этот успех вдохновил на дальнейшую работу.
Через два года, оформив по всем правилам необходимые документы (а это, поверьте, очень непросто!), мы подали заявку в Центр молодежной политики Нижегородской области на официальную регистрацию нашего школьного музея и вскоре получили свидетельство. Центр стал нашим региональным куратором. С тех пор мы приняли участие во множестве региональных и межрегиональных конкурсов. Были у нас и призовые места, и лауреатами становились. За победу в конкурсе, посвященном 100-летию образования СССР, получили грант — 140 000 рублей. На эти деньги своими силами сделали ремонт в помещении музея, заказали современное оборудование. Музей получил новый импульс развития.
Вы заметили, что я всё время говорю "мы", "у нас"? Мы — это дети, которые работают в краеведческом кружке: ведут поисковую работу, помогают оформлять экспозиции, проводят экскурсии."
Живём интересно
В этом вся суть этого школьного музея. Он действительно живой. Мы побывали на мероприятии для детей, посвященном 80-летию снятия блокады Ленинграда, которое началось в библиотеке, а завершилось в музее, у экспозиции с документами и экспонатами на эту тему. Их много. Ведь детский дом с.Филинское принял в те годы детей, вывезенных из блокадного города. А они и через много лет продолжали поддерживать связь с приютившим их селом.
Используются экспонаты музея и на уроках истории, краеведения, литературы, ИЗО. Одним словом, не пылью покрываются, а служат великому делу воспитания патриотов своей малой и большой Родины. Ведь дети, деятельно участвуя в работе музея, близко соприкасаясь с историей своего села, а через неё и с историей своей страны, вырастают в настоящих граждан своего Отечества. И кто знает, может в будущем кто-то из них станет гордостью страны. Что может быть важнее? Что может быть благороднее?
Покидая гостеприимные стены, мы пожелали процветания и школе, и музею, как важной её составляющей, и, конечно, Людмиле Дмитриевне.
Нина ТЕТНЕВА,
педагог-библиотекарь
Вачской СОШ
Марина Тюсова,
методист ИМОЦ