В минувшую среду на сцене ЦНК им.Я.Эшпая состоялся долгожданный показ премьерного спектакля Горномарийского драмтеатра "Песни синего неба" по пьесе Сеппо Кантерво "Эхо" в переводе на горномарийский язык В.Степановой.
Постановку этой сложной пьесы на малодоступную и фактически табуированную прежде тему осуществила главный режиссёр театра Ольга Искоскина.
Это спектакль о войне – хотя войны как таковой здесь как будто нет: война гремит где-то далеко, но её залпы грозным эхом отзываются в душах героев. Это спектакль о любви. О любви на войне. О том, как люди совершают нелёгкий нравственный выбор между личным счастьем и долгом перед своей страной, своим народом. Наконец, это спектакль о том, что у каждого своя правда – независимо от того, по какую сторону баррикад он находится.
Действие пьесы происходит в глубоком тылу – но не в советском, а в финском, то есть, на территории противника (если не забывать о том, что мы живём в России и в годы Великой Отечественной войны мы сражались в том числе и с финнами, воевавшими на стороне Гитлера). Главные герои – советские военнопленные и их финские хозяева, у которых они работают в качестве батраков (рабов). Таким образом, зрителю предлагают ознакомиться изнутри с миром наших бывших противников – и убедиться, что и среди них были нормальные люди, не лишённые хороших человеческих качеств. Намерение, может быть, и похвальное, но всё-таки небезопасное, потому что в конечном итоге может привести к выводу о всеобщей невиновности – и немцев, и финнов, и русских, – и о том что во всех бедах виновата сама Война – как нечто отвлечённое, самостоятельное и страшное. Но вернёмся к спектаклю.
Итак, действие разворачивается на финском хуторе в 1944-м году. Трое военнопленных: Андрей (актёр Дмитрий Тораев), Лукич (Михаил Анисимов) и Васька (Николай Марышев) – "пашут" на хозяина хутора Суло (Михаил Пекцоркин). Впрочем, "пашут" они по-разному. Андрей работает усердно, как он привык трудиться дома, – и за это усердие в работе на врагов его от души презирает Васька (кстати, бывший уголовник), награждая его непереводимой кличкой "стахановец". Лукич, как более старший и опытный, ведёт себя сдержанно и до поры до времени воздерживается от оценок.
Случается так, что между Андреем и дочерью хозяина, юной девушкой Катри (актриса Виктория Суворова) вспыхивает настоящее чувство. Отношения их крепнут, дело доходит до беременности Катри. Заметим здесь, что введённая режиссёром любовная сцена является абсолютно оправданной (и вполне целомудренной по нынешним временам), поскольку снимает ненужные недоумения по поводу того, кто является отцом ребёнка.
Узнав о случившемся, обитатели хутора, члены семейства Суло, ведут себя по-разному. Одни, как сам Суло, готовы смириться с совершившимся, простить Катри и принять Андрея как члена семьи – другие (мать, сноха) проклинают её за предательство по отношению к их семье и ко всему финскому народу и требуют избавиться от ребёнка.
Это ключевой момент пьесы, точка полного и окончательного размежевания идеологических линий. И здесь главный интерес представляют поведение и мотивация главных действующих лиц: людей, принадлежащих к враждующим мирам, но соединённых силой любви. В том, как они поступят, заключена главная интрига.
Полный текст статьи читайте на страницах газеты "ВКиД" № 49 от 14 декабря.