И если с первой – дураками – бороться бессмысленно в принципе (они - от бога), то в процессе устранения второй родилась мощнейшая отрасль экономики и даже направление внутренней политики. Тема дорожного строительства и содержания в приличном состоянии уже построенных дорог не исчезает ни из научных трудов, ни из политических докладов, ни из бюджетов разного уровня, ни из, увы, народных анекдотов. (и ещё долго никуда не денется). Но, как нынче модно говорить, подвижки есть. Они, особенно в последние годы, заметны и в Удмуртии, и в родном для многих читателей "Веги" Воткинском районе.
Нынешний год не стал в этом ряду исключением. Новый глава республики энергично продолжил труд предшественников и изыскивает возможности для интенсификации дорожного строительства в регионе.
Во время недавнего рабочего визита в Москву Александр Бречалов 15 ноября встретился с министром транспорта РФ Максимом Соколовым и обсудил с ним как раз ту тему, о которой упоминается выше. В ходе беседы было отмечено, что тема дорог является одной из приоритетных для территории. По состоянию на апрель 2017 года дороги к 87 населённым пунктам Удмуртии были полностью непроезжими в период межсезонья. За 2017 год число таких "отрезанных" населённых пунктов удалось сократить до 61.
- У нас есть все основания полагать, - особо подчеркнул глава Удмуртии, - что, получив дополнительную финансовую поддержку от Российской Федерации, республика может уже в 2018 году полностью решить проблему весенне-осенней распутицы и обеспечить безопасность школьных маршрутов.
Александр Бречалов рассказал руководителю федеральной отрасли о планах региона по активному развитию экономики муниципальных образований и созданию "точек роста" на селе за счёт развития сети сельских дорог.
Министр, в свою очередь, отметил, что "работа, проделанная в Удмуртии в 2017 году, – исполнение задач приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" и новый подход к проектированию сельских дорог, – говорят о хорошем потенциале дорожной отрасли Удмуртии, которая способна решать больший объём задач, обеспечивающих рост региональной экономики".
В рамках рабочей встречи были обсуждены предложения Удмуртской Республики по укреплению опорной сети автомобильных дорог региона в соответствии со Стратегией развития дорожного хозяйства России до 2030 года. Речь шла о мероприятиях по развитию направления Игра – Глазов – Яр – Пудем – граница Кировской области, а также о реконструкции дорог, которые являются подъездными путями к новому мосту через реку Каму в г.Камбарке.
Александр Бречалов доложил об экономии 700 млн. рублей, которую республика планирует получить при реконструкции автодороги Костино-Камбарка за счёт использования технологии "холодной" регенерации.
Понимая, что читателям "Веги" интересно, какие перспективы в связи с новым дорожным строительством и, что не менее важно, содержанием имеющейся дорожной сети открываются перед Воткинским районом, мы взяли "интервью по теме" у начальника Управления ЖКХ МО "Воткинский район" Сергея Пикулева. Вот что рассказал газете Сергей Викторович:
- Сразу отмечу, что если в какие-то республиканские списки по дорожной теме мы не попадаем, то это не значит, что район забыли. Это значит только то, что дела у нас обстоят получше, чем у соседей. Давайте коротко перечисли, что за предыдущие два-три года сделано на территории муниципалитета. Практически, от объездной дороги до границы с Пермским краем вполне удовлетворительно отремонтировано полотно трассы. Есть, правда, четырехкилометровый участок, который требует коренной реконструкции (от окружной до нефтяного факела), но в ближайшее время 0,5 млрд. рублей вряд ли на эту работу найдутся. В принципе, дорога и без того работает нынче удовлетворительно. Кстати, именно на этом полотне (с 11 до 38 километра) применялся метод "холодной" регенерации. Эта технология, не новая в принципе, на дорогах района стала применяться года три назад и даёт неплохие результаты.
Проведены работы на более чем 10 км. Дороги Воткинск- Камское-Степаново. Заменено асфальтобетонное покрытие, сделаны водоотводы и т.д. Передвигаться можно безопасно и комфортно. В этом году отремонтирован проблемный участок (2,5 км в районе д. Болгуры) на трассе Воткинск- Ижевск. Здесь уложен щебеночно-мастичный асфальт на основе полимерного битума. Покрытие хорошо себя зарекомендовала в процессе эксплуатации участка от города до кафе "У моста".
С 2015 года (по три километра в год) идёт ремонт полотна от июльского перекрестка в сторону с. Светлого. Сказать, что сегодня дорога в идеальном состоянии, нельзя, но, по крайней мере, стала вполне проезжей. Более того, этот участок включен в так называемую ижевскую агломерацию по проекту "Безопасные и качественные дороги", и в наступающем году дорожники будут "осваивать" здесь очередные 20 млн. рублей (между д.Кудрино и с. Светлым). В этом году в ижевскую агломерацию включена наша "болевая" дорога Воткинск – Чёрное и работы уже начаты.
По программе "Сельские дороги" приведена в нормативное состояние дорога в с. Камское, построен участок с асфальтобетонным покрытием Костоваты – Беркуты, в гравийном исполнении – на Костоваты. А первая, попавшая в программу, была дорога от с. Светлого до Черноключья.
Какая перспектива открывается на следующий год? По информации, поступившей из Правительства УР, на проект "Безопасные и качественные дороги" (по ижевской агломерации, куда входит и Воткинский район) в полтора раза увеличено финансирование. Поэтому два участка дороги от с. Светлого до Воткинска чрез В.Талицу на 2018- 19 годы Минтранс Удмуртии планирует включил в проектирование, с тем, чтобы в 2019- 2022 годах провести здесь реконструкцию с переводом в более высокую категорию (т.е. уложить асфальтобетонное покрытие). В следующем году, как уже говорил, пройдёт ремонт 2 км дороги Кудрино – Светлое. В список 61 объекта Удмуртии, с которыми затруднено сообщение, попала дорога Первомайский – Черепановка.
Надо сказать, что нынче в счёт содержания Минтранс на этой дороге провёл восстановление щебеночного полотна на 5 млн. рублей, но к будущему проекту эти работы не относятся. Многострадальная дорога Воткинск – Сарапул на участке Перевозное – Ольхово, наконец, обрела проект, и с 2019 года здесь планируется начало строительных работ.
Понятное дело, что дороги на территории района делятся на категории. Это – не секрет. Кроме республиканских дорог, о которых мы более-менее подробно поговорили, есть местные: меж поселенческие и внутри поселенческие, на которые выделяется дорожный фонд.
По нашему внутреннему дорожному фонду 2018 года запланировано около трех миллионов рублей на ремонт дорог (не путать с содержанием). Но сможем ли их использовать именно на эту статью, будет зависеть от погоды. Если зима, как в прошлом году, будет обильно снежной, то, увы, статья "содержание дорог" съест все средства. А получится использовать фонд экономно, сможем что-то и отремонтировать. Тем более, что республика добавила нам 1,5 млн. рублей на благоустройство. Это значит, что траты дорожного фонда на освещение населенных пунктов (а именно за счёт этих денег горят лампочки в селах и деревнях района) снизятся с 40% до 25%. Тоже экономия.
Первоочередная задача – ремонт непроезжих в осенне-весеннее время дорог, которых в районе не так много. А вот вторая проблема – дороги на новые массивы строительства, которые есть, буквально, в каждом сельском поселении, - требует повышенного внимания руководства муниципалитета и специалистов. И ею, проблемой, мы будем заниматься, несмотря на весьма ограниченные средства дорожного фонда.