Городская газета "Ленинский путь" в короткой заметке познакомила горожан с педагогами открывающегося учебного заведения – ставшим на долгие годы директором "художки" Александром Сорочкиным и молодым выпускником художественного училища Сергеем Орловым. Осенью 2017 года художественная общественность Удмуртской Республики широко отмечала 60-летие известного художника, профессора живописи УдГУ Сергея Анатольевича Орлова. Сергей Орлов к 60-ти годам организовал более 100 выставок. В его ижевской мастерской сейчас около 350 картин. Примерно столько же "разлетелись" по всему миру: работы находятся в частных коллекциях Англии, Франции, Израиля, США. А летом Сергей Анатольевич подарил часть своей коллекции периода 90-х годов в фонд основания галереи в Воткинске. Сейчас эти картины экспонируются в Детской школе искусств № 2 на родине Чайковского. Недавно "Вега" встретилась с мастером и попросила его вспомнить, как создавалась художественная школа в г. Воткинске, ставшая за почти сорок минувших лет популярнейшим в городе учебным заведением и выпустившая сотни учеников. - Было это в середине лета прошлого века, - шутит Сергей Анатольевич. - Я тогда только что закончил Свердловское (ныне Екатеринбургское) художественное училище и на распределении запросился домой – в Воткинск. Приехал в Удмуртию, зашёл в отдел кадров министерства культуры (так было положено), и здесь мне объявили, что Александр Николаевич Сорочкин как раз в этом году создаёт художественную школу в Воткинске. (Мол, не хочу ли я туда?) Идея мне понравилась, тем более, что училище как раз и выпускало педагогов для художественных школ. И так мы с Александром Николаевичем поначалу вдвоём, а после того, как к нам присоединился Виктор Русских, втроём очень дружно и с энтузиазмом начали организовывать первое в Воткинске художественное учебное заведение. Дело было новое (а как оказалось, я люблю заниматься новыми делами). Нам выделили двухэтажное историческое (дом Евгения Пермяка) деревянное здание против горисполкома. Здание было очень компактное и нам нравилось. Очень помогали городские власти. Минкульт выделил деньги, которых хватило на приобретение необходимого оборудования, мебели и т.д. Мы разработали учебную программу, сделали первый набор – желающих учиться оказалось на удивление много, пришлось даже конкурс объявлять. Кстати, я тогда сразу же (вне программы) организовал кружок набросков, поскольку наброски как основа рисунка очень помогают для развития глазомера, роста точности рисунка и, вообще, мастерства. В школе с первых дней сложилась очень теплая атмосфера. Мы были молодыми, верящими в советское искусство, в будущее страны, ждавшими прихода коммунизма (до него оставалось всего два года). Я сейчас вспоминаю тот период как очень продуктивное, очень позитивное время. Ученики работали на подъеме, потому что была абсолютная ясность дороги: художественная школа, потом – худграф или училище, потом – академия. Словом, всё было структурировано и понятно. Естественно, мы не только преподавали, но и усиленно занимались творчеством. Я, например, участвовал в престижной выставке "Большая Волга", где председателем выставкома был А.Холмогоров – народный художник УАССР, секретарь Союза художников РСФСР, чьи работы хранятся в Третьяковской галерее. Участие в такой выставке – это уже признание. А я готовился к поступлению в институт им. Сурикова (г. Москва) – это, в то время, один из двух высших учебных заведений Академии художеств СССР. Второй институт им. Репина располагался в Ленинграде (С-Петербург). А воткинской "художке", тем временем, перестало хватать учебных помещений – исторической здание было всё-таки слишком маленьким, тем более, что в школе появлялись новые творческие классы. Например, скульптурный. Нам пошли навстречу и выделили уже два корпуса недалеко от 10 средней школы. Конечно, увеличился коллектив педагогов, в который влились выпускники худграфа УдГУ. Я в это же время умудрился поступить в Суриковский институт, в мастерскую академика, народного художника СССР и Азербайджана Таира Салахова (впрочем, если перечислять все регалии Мастера, то газетной полосы не хватит). Начали поступать и наши ученики. Например, Леша Зорин – в Свердловское училище, многие – в УдГУ на худграф. А некоторых наших "школьников" мне пришлось доучивать уже в качестве преподавателя Университета, куда я вернулся после окончания учёбы в Академии. Кстати, это был мой первый выпуск в Универе, тогда худграф располагался ещё в 3 корпусе. Думал, поработаю на худграфе годик, тем более, что мне пророчили признание второго Холмогорова. Но вторым Холмогоровым я быть не захотел, а профессором живописи в Удмуртском Госуниверситете, как видишь, состою уже более тридцати лет. Но вернёмся в Воткинск. А у Александра Николаевича Сорочкина тем временем зародилась "бредовая идея" построить в Воткинске шикарно оборудованную, большую художественную школу, с мастерскими, отвечающими всем требованиям классами, выставочным залом и т.д. и т.п. И, самое главное, (что просто удивительно) его терпения, энергии, упорства хватило, чтобы построить лучшую и до сего дня в Удмуртии школу по оригинальному проекту. Как ему удалось сделать то, во что никто не верил, я до сих пор не понимаю. Конечно, и этого нельзя сбрасывать со счетов, его активно поддержало руководство Воткинска. Но ведь, если бы это был не Сорочкин, могли бы и не поддержать. Сегодня школа – один из культурных центров города, где занимаются жители "от мала до велика" по весьма и весьма широкой программе обучения, да и с точки зрения градостроительной – яркое красивое "пятно". Сергей Анатольевич, а Вы продолжаете поддерживать связь с Воткинской художественной школой? - Непременно. И бываю в Воткинске, тем более, что вся моя родня живет там, и выпускников художественной школы принимаю к себе на худграф. Бывают очень талантливые ребята. Понятно, что художниками станут не все выпускники "художки" (и даже худграфа), но интересными, культурными людьми они точно будут. Недавно я подарил школе некоторые свои работы. Дело в том, что у А.Н.Сорочкина снова появилась "бредовая идея" создать в Воткинске картинную галерею. Зная Александра почти сорок лет, верю, что его идея не такая уж бредовая и вполне может осуществиться. А картины пусть пока повисят непосредственно в школе.
Записал Б.Литвинов. Фото автора.