Полвека "кладовая истории" музея пополняется. И каждый его экспонат тоже имеет свою историю. Большая Музейная История вмещает в себя 16339 маленьких историй. И о каждой из них не понаслышке знает научный сотрудник Музея Алла Скачкова.
Слово Алле Павловне.
16339 - именно столько предметов основного и научно-вспомогательного фонда хранится в Храме Муз или в Мусейоне, так когда-то в древней Греции называли учебное заведение, основанное в Александрии Птолемеем I, вскоре библиотека Мусейона насчитывала более 750000 рукописей. Вот такая "благородная древнегречская родословная" у любого современного музея. Но наш музей изначально возник, как краеведческий, и, невзирая на изменение его официального названия, таковым в своей основе и остается.
Не случайно, академик Д.С. Лихачев говорил: "Краеведение оценивает значимость происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей. …Краеведение придает местности, не имеющей "авторского" происхождения, историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом уже наполняется духовным содержанием. Преобразуется и город, село, чью историю мы познаем… Краеведение "втягивает" в изучение родного края людей любого возраста, любой профессии, любой национальности.., словом, всех…".
Первую попытку краеведческих исследований с участием взрослого населения и детей сделал еще М.В. Ломоносов в 1761 году. В плане изучения России, которое он предполагал осуществить, большое место занимало обследование минеральных богатств страны. К сбору образцов горных пород и минералов привлекались дети в расчете на то, что детская любознательность приведет к хорошим результатам. Ломоносовым была составлена анкета из 30 вопросов, в которые входили сведения о городах, губерниях и провинциях государства. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территории. Собирание материалов не экспедиционным порядком, а при содействии местного населения составляет как раз характерную особенность краеведческих исследований.
Выдвинутая Ломоносовым идея всестороннего обследования страны при помощи местного населения была связана со школой. В школе же краеведение в наибольшей степени было связано с географией.
Принцип "учить детей географии с ближайшего для них места" выдвигался в одном из первых русских учебников географии Федора Дмитриевича Студитского (1840 г).
Огромное влияние на развитие родиноведческого направления в географии имела в 40-х гг. XIX в. деятельность К.Д. Ушинского (1824-1870). Выдающийся русский педагог считал, что основой для изучения географии должна быть местность, на которой живут дети.
Во второй половине XIX в. в России сильно возрос интерес к познанию своей страны. Конкретное выражение этого интереса в общественно-культурной жизни вылилось в движении, названном отечествоведением. Центром его стало созданное в 1845 г. Императорское русское географическое общество, которое добилось исключительно больших результатов в изучении страны.
В 1862 г. российский педагог Николай Христианович Вессель (1837-1906) предложил ввести в школе специальный учебный предмет "Отчизноведение". В его содержание он включил элементы местной географии, естествознания и истории.
На основе "отечествоведения" и "отчизноведения" возникла дисциплина - "родиноведение" как движение, преследующее те же цели, но в расчете на изучение своей местности.
Термин "краеведение" появляется в нашей стране в 1914 г, но вскоре после революции было объявлено лженаукой. Считалось, что человек, углубленный в историю, уходит от современных проблем, боялись идеализации старины. Не случайно, многие краеведы стали считаться врагами народа, в их число попал и известный врач, краевед Федор Васильевич Стрельцов (1877-1966). Ему довелось жить в этот сложный исторический период, а неустанный интерес к истории Удмуртии, ее народу в 30-е годы XX века привел к тому, что он был осужден, как удмуртский националист. Вся вина его состояла в том, что он активно изучал историю удмуртского народа, делал публикации по теме, являлся секретарем общества "Боляк", образованное среди студентов-удмуртов в Москве по инициативе К. Герда (Кузьмы Чайникова) – студента литературного института им. В.Я. Брюсова, известного удмуртского поэта, ученого и педагога.
В 1932 г. был арестован Кузебай Герд, а через год, 7 февраля, был арестован вместе с группой интеллигенции (16 человек) и Федор Стрельцов. Если можно так сказать, Федору Васильевичу повезло, и после нескольких месяцев заключения его освобождают, Стрельцов вынужден уехать из родных краев в Кострому. Только в 1939 году он возвращается на родину и продолжает работать в области краеведения, увлеченно изучает историю Воткинского и Камско-Воткинского горного округа, ратует за создание музея в городе. А когда в 1968 году музей был создан, передал в фонды свои рукописи и редкие книги, выписки из архивных документов и многое другое.
Порой не перестаешь удивляться, "неслучайным случайностям", которые случаются в краеведении и людьми с ним связанными. Итак, Федор Васильевич Стрельцов, стоящий у истоков краеведения в Удмуртии, был признан врагом народа и осужден, а Федор Павлович Тукмачев (1919-2011) – музейный даритель, коллекционер и первый краевед Воткинского района за принадлежность к семье кулаков, в 11 летнем возрасте вместе со всей семьей был выслан из родных краев на реку Усьва Пермского края.
Федору удалось вернуться домой, поступить в 1938 году в Алапаевский геологоразведочный техникум. Но вскоре началась война, и в феврале 1942 года Тукмачев был призван в армию. Фронт, бои, тяжелое ранение.. Жизнь много раз испытывала его на прочность. Об этом он рассказал в своей книге "Розовый камень", изданной в 2003 году. "Это не только моя биография, а биография множества людей моего поколения, здесь нет вымысла, все это правда" – писал Федор Павлович. Многие годы семья Федора Павловича жила в д. Галево, где он работал в школе, затем в г. Воткинске, 43 года трудовой деятельности посвятил детям. Сам занимался коллекционированием, затем увлекся краеведением, Федор Павлович был хорошо знаком с Валерианам Николаевичем Ступишиным – основателем Воткинского краеведческого музея. Именно Ступишин научил начинающего коллекционера и собирателя старины Федора Тукмачева умению работать с уникальными предметами, правильно их хранить, описывать, и конечно, они не могли не стать друзьями.
Впоследствии, "с легкой руки Ступишина", Федор Павлович также стал дарителем музея, передал в фонды самые "обыкновенные необыкновенные" вещи, в том числе знаменитый дубовый аршин, который использовался в его семье, и который сейчас является одной из диковинок музея. Крестная Федора Павловича - Домника Никитична Ложкина (жила в с. Перевозном) была прекрасной мастерицей - ткачихой, как и ее сестра Анна и этим аршином пользовалась постоянно. Холст, сотканный на ее ткацком станке, как раз и составлял в ширину аршин, а скатерти были в 2 аршина, т.е. ткань сшивали, длина онуч традиционно составляла 2 аршина, а ширина - ¾.
И самая главная "случайная неслучайность" - день рождения у Федора Павловича 21 февраля, это день рождения нашего музея!
Вот такая получилась у нас родиноведческо-краеведческая история музея, а случилась она благодаря неравнодушным людям, любящим свою родину.