На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов декоративно-прикладного народного творчества. Все женщины от мала до велика, владели этим искусством в совершенстве. Следует отметить, что согласно народным представлениям, вышивание — это не простая "украса", а сакральный процесс. В традиционной народной культуре орнаментальные композиции выполнялись с целью создания оберега — магического средства охранить владельца от болезней, бед и напастей. Любопытная подробность: особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц.
Народная вышивка - один из самых трудоемких и самобытных видов народного искусства России. Зимними вечерами сидели за пяльцами русские девушки и женщины, украшая свой быт удивительными вышивками. Костюмы, подзоры, полотенца и другие предметы убранства интерьера из льняного холста после прикосновения иглы становились произведениями искусства. Владение техникой вышивки, знание вышивальщицами огромного количества швов, позволяло выполнять изделия на высоком художественном уровне и передавать свое мастерство из поколения в поколение. Русский народный костюм, украшенный вышивкой, представлял собой большую ценность: его можно было отнести к категории движимого имущества, которое передавалось по наследству. Качество же выполнения технических приемов вышивки, основанное на навыках, обеспечивало долговечность вещи. Оно достигалось невероятным терпением, усидчивостью и мастерством вышивальщиц, что позволило искусству вышивки войти в современный быт.
Пожалуй, впервые мир узнал об удивительных русских мастерицах во время работы Всемирной выставки 1900 года в Париже, проходившей с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Россия занимала на ней 17 из положенных всем участникам выставки 18-ти павильонов, в оном из которых парижане и гости столицы Франции могли ознакомиться с уникальной коллекцией русских костюмов, которые были привезены из частного московского "Музея Старины", по крупицам выстроенного Натальей Шабельской, созданный ею в начале 90-х гг. XIX века. Здесь были собраны старинные русские костюмы (крестьянские, купеческие, городские, старообрядческие) всех губерний России; головные уборы, шерстяные и шелковые платки, образцы старинных вышивок, кружев, материи, прялки, пряничные доски, игрушки, предметы археологии. Их количество насчитывало к 1904 г. более 20 000 предметов. Многие коллекции "Музея Старины" позднее поступили в собрание Российского Этнографического музея.
При подготовке "ВЫШИТОГО ВЕРНИСАЖА" - 2018 сотрудники музея, также хотели бы подчеркнуть преемственность творческих традиций "запечатленной нитью красоты" (Д.С.Лихачев), поэтому не случайно в экспозиции представлена уникальная женская крестьянская рубашка, вся украшенная вышивкой. Работа настолько тонкая, изящная, что все специалисты отмечают с каким вкусом и мастерством выполнена эта простая, с точки зрения обывателя вещь. Она относится к числу первых экспонатов, поступивши в музей полвека назад, носила ее молодая девушка – подросток, жившая на территории Камско-Воткинского горного округа. По всей вероятности, создали этот вышитый шедевр в 80-е годы ХIХ века. Как считают специалисты, эта крестьянская девичья рубашка характерна для русского Севера, но ее могли носить и выходцы из Пензенской губернии, прибывшие на Воткинский завод после рекрутских наборов в 30-е годы ХIХ века.
На Пензенской земле сформировались два основных вида традиционного русского женского костюма: понёвный, характерный для всех южных губерний, и сарафанный, происхождение которого связано с северорусскими землями. Главным отличием южнорусского женского костюма является поясная женская одежда понёва – особого кроя древнейшая юбка древнейшая распашная, не сшитая в передней части. Поневу надевали поверх длинной прямой рубахи, кроме того носили наплечные одежды, без которых не принято было выходить на улицу: нагрудники, шушпаны, рукавники, запоны. Женская рубашка из коллекции музея как раз соответствует комплекту: понева-рубаха, но вышитый узор напротив, характерен для традиции Вологодской губернии. В его цветовом решении преобладают уже традиционные для крестьянской одежды севера цвета -контрастирующие красный и белый. В узоре нагрудника – изображения женских фигур, и отражающие представления древних славян о языческом божестве – Мокоше (Макоше)
В коллекции фондов Музея истории и культуры г. Воткинска хранятся и образцы схем вышивок I половины ХХ века, а вышивки отражают модные тенденции уже другого времени. Эти схемы передавали от мастерицы к мастерице, копировали, добавляли что-то свое, так получались уникальные уже "авторские работы". Некоторые из этих схем также представлены на выставке.
Сейчас интерес к вышитой картине необычайно велик, и наряду с вышивкой, украшающей одежду, полотенце, скатерти, салфетки, стала очень популярна "вышитая живопись", сложность сюжетов которой просто потрясает. В "нитяном" исполнении вы можете увидеть "Утро в сосновом бору" по мотивам картины И.Шишкина, портреты современниц и картины природы, анималистические сюжеты и изящные натюрморты, вышитую икону и детские портреты…
Техника "вышитой живописи" самая разная: вышивка гладью, крестиком; вышивка лентами и бисером, смешанная техника.
Хотелось бы отметить, что среди таких уникальных художников есть не только женщины, но и мужчины. Владимир Викторович Власов и Леонид Леонидович Шадрин - неоднократные участники "вышитого вернисажа". Они являются настоящими "продолжателями" традиций воткинских мастеровых и крестьянства заводского округа. Про многих из них говорили: "могут все: сделать подкову, лошадь подковать, дом построить. замок "спроворить", машинку "Зингер" починить, на ней же платье сшить, да еще и кружевом украсить!" Настоящий мужчина должен все уметь!
Возраст участников выставки самый разный от 11 лет, когда только начинается дорога к творчеству и до 80, когда работы мастериц поражают своей мудростью и в то же время юношеским задором!
Мастера "тонкой иглы" считают 10 ноября – день Параскевы Пятницы своим праздником, и отмечают Международный день вышивальщицы. В это день было принято показывать и обсуждать уже готовые вышивки, в общем, в этот день собирался художественный совет, куда входили все друзья и близкие!
Итак, выставка открылась, "вышитая весна" музея началась.
А. Скачкова – научный сотрудник МАУ "Музей истории и культуры
г. Воткинска"