Авторитет и статус поселка повышает деятельность местных учреждений и организаций, в числе которых особое место занимает педагогический колледж.
Зубова Поляна почти 90 лет славится кузницей педагогических кадров и добрая слава перешагнула далеко за пределы Мордовии. Целая плеяда ярчайших личностей, достойные, грамотные, интеллигентные, великие мастера педагогического дела трудились и трудятся в стенах учебного учреждения.
Многие из них приехали в Зубову Поляну из разных регионов нашей страны, закончили разные вузы, но их объединяет много общего: отличные знания, высокая культура, духовная нравственность.
Всю свою сознательную жизнь посвятили нашему району, родному педколледжу замечательные педагоги, мудрые наставники молодого поколения А.И.Качалова, А.Е.Воронова. Их многолетний профессиональный союз с годами перерос в настоящую крепкую дружбу, которая продолжается в трех поколениях. Их дочери М.В.Дернова и Л.Г.Кондрашова не только коллеги, но и лучшие подруги. Дружат их внуки Владислав и Дмитрий.
Более 30 лет трудилась в педколледже А.И.Качалова, 22 из которых возглавляла учебное учреждение. Надежным ее помощником стала А.Е.Воронова: все эти годы Александра Евдокимовна была заместителем директора педколледжа по учебной работе. Они стали самыми последовательными хранителями традиций учебного учреждения и претворителями новых веяний педагогический идей.
Мы с удовольствием представляем нашим читателям рассуждения А.Е.Вороновой о коллеге, соратнике А.И.Качаловой и своей деятельности в Зубово-Полянском педколледже.
Директор, педагог, наставник
Более тридцати лет. Столько времени в колледже работала Антонина Ивановна Качалова. Из них 8 лет — заместителем директора по учебной работе и 22 года — директором. Эти цифры вызывают уважение, почтение, интерес.
Антонина Ивановна отличник народного просвещения, Заслуженный учитель школы МАССР. Награждена орденом Дружбы Народов, Большой золотой медалью Академии педагогических наук России.
Быть директором — сложно. Что определяло суть ее директорского авторитета? Однозначного ответа дать невозможно. Но самые главные источники выделить можно: это преданность работе, колледжу, преподавателям, студентам, широта ее знаний во всех областях, их фундаментальность, талант управления коллективом, талант, который дается далеко не каждому.
Антонина Ивановна — прежде всего сама была сильным преподавателем. Психологически тонко, тактично, педагогически профессионально разрешала самые сложные ситуации. Именно высокий профессионализм позволил сплотить большой коллектив преподавателей и студентов и направить общую педагогическую деятельность к единой цели — подготовить хорошего специалиста.
Много забот было у нее как у директора по укреплению материальной базы колледжа, по улучшению условий быта студентов и преподавателей. При Антонине Ивановна созданы учебные кабинеты с современным оборудованием, видеоцентр, приобретены и установлены компьютерные классы. Ее большая заслуга в том, что у учебного учреждения появилось собственное благоустроенное общежитие.
Колоссальную ответственность всегда чувствовала не только за знания, но и за готовность студентов ко взрослой жизни, за поведение в быту, за их судьбу. И здесь Антонина Ивановна выступала как мудрый наставник, творец личности будущего педагога.
Антонина Ивановна учила преподавателей, студентов, побуждая их к творчеству. Только при такой форме управления в коллективе вырастают студенты-победители республиканских и всероссийских конкурсов, фестивалей, преподаватели-победители конкурсов, авторы учебников.
Антонина Ивановна жила заботами не только колледжа, но и Республики Мордовия. Государственный подход к делу проявляла она не только в педагогической деятельности, успешно совмещала и общественную работу: руководитель местного политсовета Всероссийской партии "Единая Россия", была председателем Совета местного отделения ОПОО "Отечество", доверенным лицом на выборах Главы Республики Мордовия.
В любом деле проявляет преданность делу, полную самоотдачу, великодушие, высочайшую гражданскую ответственность, постоянное стремление искать новое, предвидеть, опередить время.
Работая с Антониной Ивановной, каждому члену преподавательского и студенческого коллектива хотелось поспеть за ней, позаимствовать ту огромную веру в добро, в человека, в жизнь, которой она обладает.
Моя педагогическая история
Труд А.Е.Вороновой отмечен многочисленными заслуженными наградами. Особо дороги и значимы для нее: знак "Победитель социалистического соревнования 1973 года", "Отличник народного просвещения", "Заслуженный учитель школы Мордовской АССР". А также искренние слова благодарности ее учеников: "Благодарю Бога, что в моей судьбе были и есть Вы. Всего лишь немного: сдержанность, талант, доброта и еще титаническая организованность", - написала педагогу Т.И.Пинясова из Италии.
О какой профессии могла мечтать деревенская девочка в 60-ые годы? Или о профессии педагога, или о профессии врача. Я выбрала первую. И не случайно. На это было две причины. Первая - личность моей учительницы русского языка и литературы, учившей меня в 8-10 классах. Но главная причина, как я считаю, - незнание грамоты моей мамой (в те годы редко имели возможность получить образование в селе). Я видела ее страдания после получения письма от моего брата-офицера, служившего в Германии, для нее было мало одноразового прочтения письма мною - хотелось запомнить каждое слово, каждое предложение письма. Она всегда повторяла: "Если бы я умела читать, я бы письмо прочитывала каждый день". И вот эти мамины слова оставили у меня большое желание стать только учителем.
После окончания школы поступила в наше педагогическое училище. Здесь встретила самого любимого своего педагога — Н.А.Сергееву, Заслуженного учителя школы РСФСР, здесь познакомилась с творчеством великого советского педагога В.А.Сухомлинского, труды которого: "Как воспитать настоящего человека", "Письма к сыну", "Письма к дочери" - стали моими настольными книгами.
После окончания педагогического училища начался мой профессиональный путь, длившийся 43 года. Очень сильные, удивительные впечатления остались от работы в Ново-Пшеневской школе Ковылкинского района. Пять лет в должности учителя русского языка и литературы и завуча в Парцинской школе Зубово-Полянского района, где получила хорошую закалку, как учитель и завуч. Но моя педагогическая история связана в основном с историей педагогического колледжа, с историей поселка — здесь 40 лет в образовании.
1971 год. Поступило предложение работать в Зубово - Полянском роно. Почти одновременно директор педагогического училища Шекшеев М.П. предложил мне должность заведующего школьным отделением. Сомнений было много, но согласилась идти в училище. В итоге, профессиональный путь в педагогическом училище, затем в педагогическом колледже, оказался очень долгим.
Человек всю жизнь учится, и педагогический колледж стал для меня интересной, богатой школой жизни. Начинать было очень сложно. Помню, в первые месяцы работы запуталась даже в тех собраниях коллектива, которые проводились регулярно в те годы: педагогический совет, партийное собрание, профсоюзное собрание, совещание при директоре, педагогические чтения. Притом все эти мероприятия проходили не в течение одного часа, а в пределах 3-4 часов вне рабочего времени, и, нужно сказать, для работы с большой пользой.
Для меня колледж почти половина моей жизни. Поэтому он - моя счастливая судьба. Идя утром на работу, я благодарила Бога, что у меня есть любимые ученики, коллеги.
Годы работы в колледже дали мне очень много, а главное — мудрость В таком коллективе, в какой я попала в 1971 году, плохо работать было невозможно.
Сейчас, когда за плечами 43 года педагогического стажа, я уверенно могу сказать: работа в педагогическом колледже - настоящая Школа Жизни, счастливой жизни. И даже сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, часто каждый свой шаг сверяю с требованиями, с теми идеалами, которые были в Зубово-Полянском педагогическом училище.
Записала Людмила СТРЫГИНА.