Слова классиков обычно живут в веках, а проблема воспитания сегодня актуальна как никогда. Зачастую оставляя в стороне высокие идеалы, чему и призвано служить, оно осуществляется сегодня по упрощенной схеме, прививая лишь необходимые навыки поведения в обществе, не более. В чем причина такого положения дел и какие есть пути заполнения возникающего сегодня вакуума в воспитательном процессе мы поговорили с Почетным работником общего образования РФ, Заслуженным учителем Республики Мордовия, обладателем гранта Президента РФ Виктором Семеновичем Филичкиным.
- Виктор Семенович, главная проблема сегодняшнего воспитания - это разномыслие родителей, учителей и учеников. Нет единой мировоззренческой основы воспитания. В чем, по-Вашему, причина такого разобщения?
- Такое положение вещей не может не удручать. Сегодня происходит борьба за умы молодого поколения, в которой ему навязываются некие идеалы, чуждые нашему обществу: псевдорелигии, культ потребления, индивидуализма. Это исходит из совершенно других менталитетов, культивируется в социуме и, как следствие, приводит к непониманию молодыми людьми смысла своей жизни! Это и есть корень всех семейных и общественных противоречий.
- По какому же пути двигаться, какой наиболее верный?
- Как никогда воспитание сегодня должно строиться на героизме и подвигах как примерах патриотизма. Это главное его составляющее. Именно героизм соотечественников должен быть стержнем в формирование личности. Не потребительство, вещи, жажда власти или денег. Оглянитесь в историю, в ней остаются лишь герои... Другого не дано.
Сегодня нам как никогда нужно сохранить мир. Только равнение на героев - хоть в военном деле, хоть в любой гражданской специальности способно мобилизовать умы людей для этой цели.
- Что для этого в первую очередь нужно предпринять?
- Есть такое убеждение, что родители создают тело, а душу формируют учителя. Учитель - это своего рода посредник между внутренним миром ребенка и духовной средой. Качество этой связи напрямую зависит от самодостаточности педагога. К сожалению, сегодня она не на том уровне, на котором хотелось бы: хромает компетенция, отсутствует педагогическая мотивация; повышается нагрузка, которая обездушивает профессию; низкая оплата труда, в конце концов. Отсюда вытекают все образовательные проблемы и провалы. Я убежден, что учительство, равно как и врачевание, должно быть вне бизнеса. Эти люди должны быть приравнены к госслужащим, реализующим национальную безопасность, интересы, идеи. Тогда и будет результат.
- Чем-то поделитесь из своего опыта?
- Я был верен своим принципам и главной задачей работы ставил объединение молодежи вокруг действительно выдающихся людей, символов эпохи. В этом ключе организовывал цикл дискуссионных встреч с известными людьми "Персона", гостями которого были В.Б.Кидяев, Н.Е.Брагин, И.А.Степушкин. Проводил сборы со спецназовцами отряда "Гепард", занимался с кадетами гимназии... Благодаря, отмечу, поддержке руководства гимназии, коллег это работало, давало результаты. 78 гимназистов в свое время стали курсантами или офицерами военных учебных заведений, что признавалось лучшим показателем в России; 88 Всероссийских олимпиад разного уровня выиграно моими учениками из 90, в которых они принимали участие. Я несказанно рад, что ребята смогли понять, что истинный герой, человек, патриот - тот, кто предан не своим сиюминутным интересам, а видит себя творцом не только собственного благополучия, но и своего народа.
- Виктор Семенович, уровень поступков - это уровень духовных ценностей. Все ли с ними сегодня в порядке?
- Далеко не в порядке, и прежде всего, потому, что мы забываем о своих ценностях: исконных, национальных. Это нужно возрождать. Мы разговариваем по-английски, но никогда не станем англичанами, предпочитаем японскую кухню, но нам не быть японцами... Игра по чужим правилам для любого народа всегда заканчивалась катастрофой. Нам необходимо вновь проникнуться тем, что мы русские, мы - россияне, проникнуться родным духом, с которым придет и сила, и мощь, и уверенность в спокойном, свободном будущем.
- Как это сделать?
- Пути здесь два: либо поставить жесткие фильтры на каналы так называемого инакомыслия, однако в условиях демократии и глобализации это невозможно; либо культивировать идеологию национальной самодостаточности, национального авторитета, что уже само по себе способно отсечь чужеродные элементы. Здесь все, повторюсь, очевидно. Во все времена людей вели за собой лидеры, чьи поступки или принципы вдохновляли общество на развитие, стремление вперед. Такие герои и сегодня есть среди нас: руководители и служащие, рабочие и студенты, сельчане и жители городов... Их легко узнать по делам, успехам, готовности служить своей родине. Важно замечать их, не смещать приоритеты. Равнение на таких соотечественников и есть ключ к успеху в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, ключ к долгожданной рационализации; решительным, плодотворным шагам вперед.
- Виктор Семенович, спасибо, что поделились своим мнением с читателями газеты!