Равно как и наоборот: любимое дело в сто крат дороже самых престижных постов.
Последнее - как раз про Николая Антоновича Антонова, для которого водительское ремесло стало определяющим, если не главным мерилом всех жизненных устремлений.
Исколесив положенную часть рабочих километров по путевкам Зубово-Полянского автотранспортного предприятия, 17 апреля он "проезжает" очередную значимую точку своей жизненной магистрали. Николаю Антоновичу - 85! Как положено опытному водителю, такой рубеж - это повод вновь раскрыть перед собой карту рейса, выверить расстояния, устранить неисправности, определить новые ориентиры. А дальше снова в путь - побеждать другие километры.
Маршрут жизни начался для Николая Антоновича в деревне Чиуш Вадинского района Пензенской области. Детство, по обыкновению того времени, было рабочим, колхозным, трудились и родители, и дети.Семь классов школы и первая серьезная дистанция - служба в армии. Пройденная, к слову, достойно. После нее вернулся. Только уже не на Пензенскую землю, а в Зубову Поляну. С техникой к тому времени был знаком, даже дружен, поэтому не раздумывая, отправился учиться в ДОСААФ. Учеба без промедления вывела на многополосное шоссе. Работал в Уметском ДОКе, сотрудничал с Тепло-Станским лесничеством, но АТП стало главным местом притяжения, откуда и куда, наравне с домом, шли все дороги. 27 лет бессменной безупречной службы! Да и работалось легко, ведь коллектив оказался сродни хорошему мотору, мощному, без потерь КПД и с отличным ресурсом пробега. Практически как у ЗИЛ-130, на котором все эти годы перевозил грузы по стране. С каждой поездкой укреплялась и мысль, что сел в свое время за руль не зря: водительское дело - самый лучший и наглядный учебник. Хотя бы потому, что его главная цель - движение вперёд, вопреки любым неурядицам.
Поездить Николаю Антоновичу довелось много где. Вся Мордовия, соседние регионы, Украина, Белоруссия, Ленинград, Москва... Везде новые люди и новые обстоятельства. Никогда не случалось, чтобы досадная случайность могла изменить маршрут. Проявлялись сноровка, умение идти на компромисс, логика действий. Как-то под Питером оказался с пустым баком. Казалось бы, стой и вздыхай о случившемся, жди подмоги. Но не прошло и часа, как ЗИЛ вновь мчался по автобану: разговор "по душам" с одним из местных решил задачу. И так во многом.
Работа, действительно, учила жизни, и это отражалось в всех ее проявлениях. Женился, построил дом, вместе с супругой, Марией Григорьевной, подняли на ноги троих детей, Ольгу, Любовь и Николая. Семейный круг со временем пополнился, внуками, их восемь, и двумя правнуками. Крепчал и авторитет - как отличного семьянина,так и первоклассного специалиста. Примеры первому - неизменные встречи "династии" у родного очага. (Юбилей, к слову, тоже будут отмечать все вместе); второму - солидное число благодарностей за добросовестный труд, в авангарде которых, бесспорно, Почетная грамота Президиума Верховного Совета Мордовской АССР.
Сколько километров проехал к 85 годам, тысячи, десятки тысяч, сотни... Николай Антонович счет не вел. Для шофера зеркало заднего вида не заменит обзора, открывающегося впереди. Однако, по умудрению юбиляра, если в народе принято желать водителям ровной дороги одно лишь это напутствие не обеспечит лёгкого пути. Здесь много правил, инструкций, условий, которые и являются залогом благополучия. Сводятся они к двум установкам: не пренебрегать и не злоупотреблять. А уж что к чему, и так, думается, понятно: техосмотр ли, отдых, скорость, грузоподъемность, ремонт... Таких подходов Николай Антонович советует придерживаться во всем - от чувств высоких до привычек праздных, если таковые, конечно, имеются. Тогда и никаких аварий не будет. О том, что этот совет действенный, безоговорочно свидетельствуют знаки отличия "За работу без аварий" 1 степени, которыми ветеран труда награждался неоднократно.
Профессия, определенно, накладывает отпечаток на человека, и о тех, кто часть жизни провел за штурвалом или у руля, обычно говорят как о вечных странниках, которым чужды долгие остановки. Глядя на Николая Антоновича, становится понятно, что народная молва в этом случае не ошиблась. Сегодня он по-прежнему в постоянном стремлении к намеченным целям. Вместе с Марией Григорьевной держат курочек - занятие, кто знает, ответственное и кропотливое; имеются в хозяйстве и козочки, к ним тоже отдельное внимание требуется. Ну и сад-огород, понятное дело. В доме же заведует кот Васька, он вроде начальника, будильника и домашнего лекаря - так сказать, блюститель порядка и жизненного тонуса хозяев. Когда же душа на самом деле рвется наружу, Николай Антонович, как в былые времена, садится за руль, правда уже не грузовика, а собственной легковушки и мчится навстречу ветру и свободе. Не важно, к друзьям, близким или просто до соседнего городка. Он знает, дорога избавляет от лишнего, она умиротворяет и придает сил.
Бывает, включит на магнитоле песни своего однофамильца, только по музыкальной части, и вместе поют: "... Но все хорошее не забывается, а все хорошее и есть мечта". Ну не чудесно же!
Кстати, к мечтам у юбиляра отношение тоже особое. Вопреки любым обстоятельствам, возрасту или неурядицам они должны быть. Пока живут мечты, человек в душе всегда будет молод. И не имеет значения, о чем они, о больших геройствах или о новой яблоне под окошком. Они просто необходимы.
Уважаемый Николай Антонович, с юбилеем Вас! Пусть пройденные маршруты дарят яркие воспоминания, а новые зовут своей неизведанностью и красотой. Ваш опыт, мудрость и оптимизм - отличный путеводитель по жизни. Пусть он всегда остаётся нужным и полезным тем, кто рядом с Вами. Семья, Ваш оплот, пусть крепнет и приумножается, а здоровье, благополучие и гармония в душе в любое время будут главными попутчиками!