В районе в рамках образовательной и просветительской работы запущен проект Российского общества "Знание", объединенный единым форматом - лекторской деятельностью.
Направлений много. Это и просветительские марафоны, дающие возможность послушать самых выдающихся лекторов-общественников, государственных деятелей, популяризаторов науки; и "Лига лекторов", где любой желающий может попробовать свои силы в качестве лектора, отточить навыки публичных выступлений, найти свою аудиторию, и ряд других.
Польза такой работы очевидна. Это и стимул к самообразованию, и, с другой стороны, возможность получить знания самым надежным способом, очно, от первого лица, ведь только человек, может не просто обучить, но и наставить, воспитать. К слову, такая работа была чрезвычайно популярна в прошлом, позволяя людям приобщиться к тем знаниям из области науки, искусства, которые не касались их профессии и повседневной жизни, а зачастую раскрыть в слушателях способности и таланты.
В числе первых участие в лекторском деле приняли педагоги Зубово-Полянской гимназии, Явасской и Потьминской школ. Среди тематического разнообразия, охватывающего практически все сферы интеллектуальных интересов от глубин океана до космоса. Лекторы выбрали тематику патриотическую. Она так и называлась "Сыны Отечества" речь в ней шла о вкладе Мордовии в борьбу с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Слушателями выступили как сами учителя, так и ученики школ.
О преимуществах и очевидных перспективах такой работы рассказал лектор Явасской СОШ, учитель начальных классов, председатель школьной профсоюзной организации С.В.Калачева: "Лекторская работа - очень хороший инструмент в образовании, причем инструмент универсальный. Само слово лекция сегодня приобрело более широкое значение. Это вовсе не долгий монолог по бумажке. Это и всевозможные просветительские шоу, спектакли, мастер-классы, игровые механизмы. Развернутся есть где. Лекция интегрирует в себя и диалоги, свободные обсуждения самых интересных и важных тем современности, поэтому существенно раздвигает рамки образовательных программ. "Учиться самому, обучая других" - так бы я охарактеризовала сегодняшнюю лекционную модель, в которой многие действительно, находят, открывают себя. Такой формат должен присутствовать в системе образования не на факультативной, а на постоянной основе
Любой желающий, как уже говорилось, может не просто стать лектором, но и членом самого общества "Знание", у которого есть соответствующие интернет-ресурсы, и, соответственно, участником многих проектов, открывающих пространства для профессионального творческого развития.
Так или иначе, жизнь дает много перспектив, но главное все-таки - знание!