Традиционно он
проводится в три этапа — на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
Побороться за этот титул в этом году доверено
преподавателю живописи из Яваса -
Инне Юрьевне Панакшевой. Миссия почетная,
ответственная. Однако, опыта, таланта
и находчивости Инне Юрьевне тоже не занимать.
Искусство для нее уже давно стало не просто
профессией, а частью и смыслом жизни.
О том, что живопись - самое прекрасное и волшебное из всех искусств, способное наполнить душу глубокими впечатлениями, Инна Юрьевна поняла еще в школе, на уроках черчения. Любая линия - это эмоция, их пересечение - всплеск чувств, а если еще добавить краски, то и необъятный, волнующий мир образов, символов и форм. Поэтому ответ на вопрос: "Куда пойти учиться?" был определен уже задолго до вручения аттестата.
Выбор пал на Касимовское педагогическое училище, художественно-графическое отделение. Училась с наслаждением, охотой, да и сам город, жемчужина средней полосы, раскинувшийся на Оке, словно воплощал извечную истину художников: "Живопись не рассказывают, на нее смотрят, она - самый совершенный язык природы, познав который становишься мудрецом".
За годы учебы, пролетевшие, как скоротечный взмах кисти, освоила все стили, жанры и техники. Особую симпатию испытывала к импрессионизму и экспрессионизму. Такие техники, по ее словам, создают некую тайну, требующую разгадки. Отсюда и любовь к Врубелю, Рериху, Куинджи, Кандинскому. Однако непреходящая классика - Леонардо да Винчи, Ботичелли, Дюрер, Левитан, Шишкин - главное руководство в собственном ремесле. В жанрах наибольший интерес вызывали портрет и пейзаж, а в технике - акварель, темпера и гуашь.
На родину после учебы вернулась с солидным багажом знаний. Трудовой путь начала с обычной школы, но прекрасное, как говорится, перетянуло, и спустя полтора года перешла в Явасскую ДШИ. Работа позволила в полной мере раскрыть призвание, которое с годами переросло в признание. Вот уже почти три десятка лет она трудится, творит под покровительством всех муз. Да-да, всех девяти, ведь своей музы у живописи нет, поэтому ей служат все остальные.
Сколько ею и ее учениками было за это время написано робких портретов и широких пейзажей, уже не сосчитать. Но одно известно: для всех выпускников школы по классу живописи учеба стала чем-то вроде паруса, что дает силы на волнах жизни, будь-то профессия или просто любимый досуг. Каждый урок Инны Юрьевны - это не регламентированная сорокопятиминутка, а мастер-класс, экскурсия, точнее, погружение в глубинный мир изобразительного искусства.
- Любой штрих, любой эскиз или мазок кисти должны быть созвучны опыту, интересам, состоянию души, - рассказывает Инна Юрьевна. - Только так возможна гармония в финальном результате и созвучие с восприятием зрителя. Поэтому осмысление задуманного никогда не упускаем из виду. Я стараюсь учить детей рисовать не только как они полагают, хотя такое видение здесь всегда на первом месте, но и смотреть на холст через призму самых разных установок: для кого рисуем, что хотим показать, доказать, в чем будет ценность полотна или, наоборот, слабые стороны. Этот путь единственный - пусть не к шедевру, но хотя бы к творению.
Важен и сам процесс конечно. Ребенок должен попробовать себя во всем, будь-то графика или масло, барокко или арт деко, чтобы найти то единственное, где он окажется непревзойдённым.
Разумеется, такой подход дает ожидаемые результаты. На недавнем республиканском празднике "Акша келу", где явасские живописцы представили выставку своих работ, нашлось немало ценителей их творчества. "Нет слов!", - именно так звучала оценка. А это среди художников как пять баллов. Ведь стоящие произведения, как утверждал знаменитый русский маринист И.Айвазовский, слов не вызывают.
Кстати, и на недавних профессиональных конкурсах - республиканском "Федот Сычков - мастер Кочелаевской палитры" и всероссийском "Моя Россия" - ученики И.Ю.Панакшевой вошли в число лауреатов.
Есть мнение, художника можно определить по наличию у него чистых холстов, невысохшей палитры и безграничных, как море, замыслов. Говоря об Инне Юрьевне, все так и есть. Понятное дело, главная цель - продолжать учить юное поколение. Но вместе с тем и учиться самой. Побывать - где-то впервые, а где-то вновь - в известных галереях и музеях - Третьяковке, Эрмитаже, Метрополитене... Притом не просто побывать, а проникнуться, когда останавливаешься вдруг у понравившейся картины, но не идешь дальше, а растворяешься в ней... А еще - стать лектором, педагогом онлайн - семинаров школы выдающегося живописца, народного художника РСФСР Б.М.Неменского. Учитель из Яваса давно уже в числе его слушателей, и накопленный опыт в полной мере позволяет делиться им.
Что еще в мечтах и планах? Конечно же, маленькие радости, делающие жизнь ярче. Очень любит петь. В детстве заслушивалась операми, и сегодня в свободную минуту не упускает случая исполнить любимые партии из "Травиаты" и "Риголетто", порепетировать "Волшебную флейту".
К слову, и слушатель, и зритель у Инны Юрьевны всегда есть, причем даже дома. Семья творческая. Сын Евгений, с музыкой на "ты", играет на аккордеоне, гитаре, участвует в ансамбле. Алла, дочка, идет по стопам мамы. А вот супруг Василий Николаевич и старший сын Дмитрий - военные, они как критики, а это в творчестве тоже необходимо - чем не альянс!
Известно, что человек созидающий живет по собственным негласным правилам, которые впоследствии перерастают в главный принцип его труда, его жизни. Есть такой принцип и у Инны Юрьевны. Он лаконичен, но необычайно глубок по своей сути: в жизни, в отличие от художества, нет ластика и нет возможности перерисовать даже ее мельчайшие детали. Поэтому все следует делать набело, чисто, не забывая о главной миссии искусства - творить добро.