Очень часто это происходит из-за того, что произношению слов и звуков ещё в детстве не уделили должного внимания. Хотя, как показывает практика, раньше с дефектами речи специалисты сталкивались гораздо реже, чем в современности. Почему так происходит? Учитель-логопед с 8-летним стажем Елена Голбаш считает, что виной всему, как ни странно — технический прогресс. — Современные дети большую часть времени проводят за просмотром телевизора, активно пользуются интернетом, — рассказывает она, — отсюда нехватка живого общения и, как следствие, проблемы с речью. Психологи, логопеды и другие узкие специалисты неспроста советуют молодым родителям больше общаться с ребёнком: разговаривать, читать ему, задавать вопросы.
БУДЕТ РЕЗУЛЬТАТ
Специалисты советуют в первый раз показать малыша логопеду, когда тому исполнится три года. В этом возрасте уже многое становится понятно. — Неужели в три года ребёнок уже должен выговаривать все звуки? — недоумеваю я. — Ну что вы, — успокаивает меня логопед Татьяна Белецкис, — он просто должен уметь говорить, чтобы его речь была понятна окружающим. А вот если ребёнок молчит или говорит, но что-то совсем невнятное, тут уже подключится специалист, который поможет вовремя исправить проблему. Очень часто проблемы с речью дают о себе знать только тогда, когда ребёнок идёт в школу. И тут её решить уже гораздо сложнее. Во-первых, говорить неправильно уже вошло в привычку, во-вторых — школа и так большой стресс для маленького ученика, какие тут ещё логопеды? Татьяна Белецкис работает логопедом с 2014 года. Сначала учила правильно говорить воспитанников детского сада. Теперь занимается со школьниками и отмечает, что в детском саду было намного проще. Но, тем не менее, работа ведётся и даёт свои результаты. Вот только не всегда в них заинтересованы родители детей. — Мы даём детям рекомендации, которым они должны следовать, чтобы добиться успеха, — говорит Елена Голбаш, — но каждый раз выясняется, что все наши советы так и остаются на бумаге. — А всегда ли можно добиться положительного результата, поставить все звуки? — Нет, далеко не всегда, — отвечает мне Татьяна Белецкис, — это зависит и от ребёнка, и, опять же, от заинтересованности родителей. Бывает, что они отказываются от нашей работы, чтобы освободить малыша от дополнительных нагрузок. Но потом, когда ребёнок подрастает и начинает комплексовать из-за дефектов речи, они снова обращаются к нам за помощью. Если честно, я думала, что работа логопеда заканчивается вместе с окончанием детьми начальной школы, но всё не так. — Если человек хочет, то можно поставить ему звуки и в 30, и в 40 и в 50 лет, — утверждает Елена Голбаш, — но с каждым годом это будет сделать намного сложнее.
ОСОБЫЙ ПОДХОД
Чаще всего нашим логопедам приходится работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Число таких школьников, обучающихся по адаптированным программам, с каждым годом только растёт. Специалисты связывают это с плохой экологией, несбалансированным питанием мамы во время беременности и социальным неблагополучием семей. Большеулуйскую школу посещают дети с совершенно разными проблемами здоровья. Поэтому к каждому — индивидуальный подход. Елена Голбаш занимается по здоровьесберегающей технологии. В её арсенале множество предметов для тактильного восприятия. — Уже давно известно, что речевые и тактильные центры в коре головного мозга находятся рядом, — рассказывает она, — поэтому логопеды не только работают напрямую с речью, но и большое внимание уделяют развитию мелкой моторики, например. В отличии от ребят, которые обучаются по основной программе, дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе. — Здесь задача не научить их правильно произносить звуки, а вообще научить говорить, — делится Татьяна Анатольевна, — эти ребята потом пойдут в самостоятельную жизнь, где им нужно будет уметь прочитать что-то, написать записку или заявление. И они уже справятся с такой задачей. По этой же причине многих детей, находящихся на домашнем обучении, привозят на уроки в школу. Ребята здесь обзаводятся друзьями, учатся общаться и привыкают к миру, который находится за пределами четырёх стен их дома.
Я шла в школу с простой задачей рассказать о наших логопедах, как о людях интересной и необычной профессии. А получилось, что они вместо этого дали много хороших советов. Потому что понимают, насколько эта информация может быть важна для кого-то, потому что красивая правильная речь — важная составляющая уверенного в себе человека, потому что искренне хотят помочь нашим детям.