Мировой финансовый кризис ему не помеха. Детали и материалы для своей техники он находит в грудах металлолома, либо покупает в колхозных гаражах. Наш авиаспец - самоучка – настоящая гордость для жителей Люльпан. Сельчане уважают башковитого "Самоделкина" за смекалку и целеустремленность, а местные ребятишки, желая полетать на воздушном судне, бегают за ним большой и веселой ватагой.
В поисках себя
Аркадий Аркадьевич в университетах-институтах не учился. Он родился в глухой вятской деревне. Отца своего не помнит, а мать, многодетная советская колхозница, к учению не особо принуждала. До 1964 года деревня жила без электричества, однако в избе у Козловых светилась настоящая электролампа, на которую приходили посмотреть местные жители. Уже тогда вундеркинд Аркадий смастерил ветряной генератор и озарил избу, предвосхитив приход света на село.
После армии он много поездил по СССР в поисках самого себя, но не прижился ни на севере, ни на юге, а в Удмуртии нашел себе молодую жену и, наконец, пустил корни в марийской республике, где у него появились две дочери, а впоследствии еще и внук с внучкой. В Люльпанах он работал и слесарем и токарем и электриком и сварщиком. Все это очень помогло ему в дальнейшем творчестве.
Испытания
Однажды Аркадий Аркадьевич прочел в газете заметку о вятских мужиках, строивших из отбросов целые самолеты, и решил: небо - его призвание! Обложился литературой по авиастроению и весь отдался новой науке.
После в аэроклубе Йошкар-Олы добыл списанный со спортивного самолета двигатель и построил свой первый летательный аппарат "АК-1" (Аркадий Козлов, модель первая). Но самолет получился слишком громоздким. Он с ревом гонял по заснеженным полям под гоготанье местного населения, но взмыть в небо соколом никак не желал.
Через два с половиной года мастер вывозил за деревню уже вторую крылатую машину "АК-2". Агрегат получился гораздо легче. Он резво разогнался по ромашковому полю и взмыл на десять метров, прервав гоготанье толпы. Пролетев с километр по прямой, летчик успешно спустился на землю. На вторых испытаниях он поднялся метров на пятнадцать и снова сел мягко, подобно лебедю. На третьем полете Аркадий Козлов, уже почуявши себя асом, решился на разворот. Но что-то не рассчитал, и на вираже самолет резко пошел к земле. От удара машина рассыпалась так, что собирать ее не было смысла. Самого летчика доктора сумели собрать.
Едва залечив переломы и отказавшись от костылей, Козлов взялся за строительство "АК-3". На сей раз он соединил воедино три мотоциклетных мотора, но… сколько ни бился, они не желали работать в унисон! Заменил движки на мотор с автомобиля "Опель", и тот оказался слаб.
От винта!
А на дворе уже середина 90-х годов, в стране разруха. Даже авиазаводы-гиганты на грани остановки и вымирания. И Аркадий Козлов, сознавая всю тяжесть момента, добывает изношенный мотор от "ГАЗ-24", то есть от "Волги". И переделывает под этот двигатель заново всю конструкцию. Рождается новая модель - "АК-4". Чтобы скомпоновать систему, мотор поставил ногами вверх и выдумал нечто, чтобы масло не заливало цилиндры.
Самое тяжкое в производстве кустарного самолета - это пропеллер. Из просушенного березового ствола его надо ювелирно вытачивать восемь дней, подгонять каждый сантиметр под математические расчеты. И в последний момент может вылезти мелкий сучок или трещинка - вся работа насмарку! Из пяти-шести березовых заготовок в пропеллер превращается только одна.
По причине разрухи и разорения свалок Аркадий Козлов собирал "АК-4" целых шесть лет. Зато получилась машина юркая, со скоростью 100 - 120 км в час. Весом 550 кг., длиной 6 метров, размахом крыльев на 10 метров. Машина взлетела…и Аркадий Аркадьевич взмыл над Люльпанами. И позже покорял небо не раз на вновь переделанных моделях.
Еще он сконструировал не один параплан и несколько тракторов, один из них- единственный в своем роде трактор с ковшом-опрокидывателем: одноцилиндровый двигатель Андижанского завода 30-летней давности запускается в любую погоду, расходует пол-литра топлива за час транспортных работ, а самое поразительное - нет на нем ни радиатора, ни одного прибора. Он и легковушку собирал из утиля, и грузовичок.
Сейчас люльпанский "Кулибин" собирает новый параплан. .Его сарай – настоящее конструкторское бюро и сборочный цех одновременно.- Вот скоро доделаю и через месяц полечу, - делится своими планами на будущее Аркадий Аркадьевич.
И полетит! Не сомневаюсь. Ведь ничто не остановит человека, у которого есть настоящая страсть – небо!