Инициатором его проведения стало министерство образования Нижегородской области. Принимать столь высоких гостей Сосновскому району честь выпала не случайно. У нас есть что показать, есть чему поучиться, наши дети – гордость не только родителей, но и всего района.
Тема большого и обстоятельного разговора: "Развитие системы дополнительного образования и воспитания в контексте реализации приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей". Педагогам предстояло обсудить актуальные вопросы, связанные с дополнительным образованием в различных районах и городах области, поделиться опытом и наметить пути дальнейшего развития наших детей в соответствии с современными требованиями, продиктованными жизнью и действующими законами.
Педагогов, собравшихся в зале Сосновского агропромышленного техникума, тепло приветствовала зам. главы районной Администрации Т. Г. Зудова. Татьяна Геннадьевна кратко рассказала о социально- экономическом положении района.
С добрыми словами обратился директор Сосновского агропромышленного техникума Н.В. Зудов. Он познакомил гостей с системой образования в техникуме, остановился на достижениях студентов.
Работу семинара продолжила начальник отдела по вопросам дополнительного образования министерства образования Нижегородской области Г.Ю. Охотникова. Галина Юрьевна познакомила собравшихся с требованиями, предъявляемыми сегодня к дополнительному образованию. По словам председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, оно должно меняться и по форме, и по качеству. Разработана и нормативная база, предусматривающая качественно-новый уровень развития в области дополнительного образования.
Обсуждение вопроса продолжилось на шести площадках. В группах и хозяева, и гости делились идеями. Две творческих площадки работали на базе техникума. Руководители могли воочию убедиться в успешной деятельности учреждений культуры, посетив Детскую художественную школу.
Сразу две группы учителей обсуждали актуальную тему в Сосновской средней школе №2 . Как создать условия для социального развития личности ребенка и что нужно делать, чтобы правильно сориентировать его на будущую профессию? О системном подходе при организации профориентационной работы рассказала коллегам Л.Г. Малова, педагог доп. образования ДЮЦ п . Сосновское. Уже четвертый год здесь действует ресурсный центр "Мой выбор", в ходе работы которого дети совершают экскурсии на предприятия, подробнее знакомятся с существующими профессиями, а также проходят диагностику, чтобы выявить те или иные способности и возможности ребенка.
О своем опыте рассказала собравшимся методист Дворца детского творчества г. Сарова С.А. Михайлова-Листрем. В этом учреждении работает проект "Профтренд". Участвуя в нем, дети не только видят пользу от профессий, бывая на производствах, но и создают проекты, готовят инсценировки о разных специальностях. Эффективным был и опыт приглашения писателей в гости к детям. В результате ряда занятий подростки создали несколько пьес. О роли доп. образования в самореализации ребенка подробно рассказала гостям и директор Сосновской СШ №2 А.И. Зимина.
На параллельной площадке в стенах второй поселковой школы, в ДЮЦе, речь шла о доступности программ дополнительного образования для детей в условиях сельской малокомплектной школы, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С интересом слушали педагоги выступление учителя русского языка и литературы Крутецкой школы Н.И. Никоновой. Нина Ивановна раскрывала тайны Литературной гостиной.
Как развивают творческие способности дети с ОВЗ, занимаясь в ДЮЦ п. Сосновское, делилась педагог дополнительного образования Е.А. Хомутова. А продолжила тему классный руководитель специального коррекционного класса Рожковской школы Н.С. Сидорова. Выступление директора молодежного Центра г. Сарова И.А. Ширяевой о работе с детьми, имеющими инвалидность, собравшиеся также слушали с большим интересом. Слайды на экране удачно дополняли рассказ.
О важности формирования здорового образа жизни детей и подростков в условиях системы дополнительного образования рассказал коллегам директор ДЮСШ п. Сосновское А.В. Киселев.
Как воспитать патриотизм и сформировать у школьников общероссийскую гражданственность? На эти вопросы отвечали педагоги, работая на четвертой творческой площадке. Она проходила в СШ №1. Здесь опытом работы делились директор А.В. Андриенко, педагог-организатор Виткуловской школы А.Э. Медведева, руководитель ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию Рожковской школы Т.В. Трифонова. О том, как проходят семейные мероприятиях туристско- краеведческой направленности в рамках деятельности семейного клуба выходного дня, рассказала коллегам директор Центра детско-юношеского туризма и экскурсий из г. Кулебаки Н.Н. Сысуева.
О системном подходе в развитии технического и художественного творчества школьников и молодежи говорили педагоги в Доме детского творчества.
Что получилось в ходе семинара, а также что приобретено нового, выявило обсуждение услышанного после окончания работы всех творческих площадок. Эмоции и впечатления педагогов зашкаливали. Завершающее заседание позволило высказать разные мнения и подвело итоги встречи. С докладом выступил начальник управления образования В.Б. Хохлов, подробно осветив сложившуюся в районе систему дополнительного образования. Она представлена тремя учреждениями – ДЮЦ, ДДТ (Дом детского творчества), ДЮСШ. В них занимаются 1100 детей. Также наши дети – (260 чел.) занимаются в Детской художественной и музыкальной школах. В школах района развита система внеурочной деятельности. Дети выбирают для себя самые разные направления, занимая призовые места не только на районном, но и на областном, всероссийском уровнях.
От всех выступающих на итоговом этапе семинара звучала мысль о необходимости применять самые разные формы и методы, чтобы дополнительное образование не только развивало индивидуальность ребенка, но и воспитывало.
Были озвучены и проблемы, над которыми предстоит поработать. Важно разрешить вопрос с образованием службы медиации (примирения при конфликтах) в каждой школе. Также необходимо упростить процедуру получения допуска детей к спортивным занятиям и соревнованиям. Рекомендовано больше внимания уделять техническому развитию детей и подростков.
Одназначно, что семинар-совещание дал педагогам огромный стимул к дальнейшей работе, стал полезным, вдохновил на новые идеи, подарил массу добрых эмоций.
Людмила Федоровна Ионова, директор Дома детского творчества г. Ворсма.(фото)
– Я сегодня словно возвратилась в детство, к тем учителям, которые учили нас. Мудрые, опытные, настоящие профессионалы своего дела… Теплая, почти домашняя атмосфера семинара позволила увидеть много полезного. Светлана Александровна Фадеева, зав. кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования Нижегородского института развития образования ( НИРО) (фото)
– Семинар практико-ориентированный. Ценность его еще и в том, что он проводится в начале учебного года, чтобы нацелить педагогов. Мы побывали сегодня в Детской художественной школе. Высокий уровень детских работ, сама обстановка вдохновляет к творчеству. Видно, что здесь работают талантливые люди. Эстетика вокруг, глаз отдыхает, душа радуется. Замечательно, что дети впитывают всю эту красоту.
Татьяна Владимировна Кафтаева, зам. директора Детско-юношеского центра "Олимпиец", г. Нижний Новгород (фото)
– Кадры решают все. Сегодняшний семинар это подтвердил. Понятно, что в городе возможности другие, в том числе и материальные, но везде работают энтузиасты, люди, которые влюблены в свое дело. Дети пойдут только к такому педагогу, который "горит" сам, все делает с душой, отдает себя, не спрашивая ничего взамен. Сегодня в Сосновском мы увидели именно таких людей. Это здорово.
Ольга Верхнева
Фото Анны Вязниковой