В настоящее время на сайте Росреестра доступны сервисы для получения в электронном виде всех наиболее востребованных госуслуг Росреестра – регистрация прав, кадастровый учет (в том числе одновременная подача заявления на регистрацию прав и государственный кадастровый учет) и получение сведений из Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Данные сервисы призваны упростить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности. Остановимся более подробно на каждом из них.
Незаменимым помощником будет являться сервис "Публичная кадастровая карта", который позволяет в режиме online получить первичную информацию об объектах недвижимости, расположенных на всей территории Российской Федерации. Обращаясь к карте, вы можете найти, например, такую информацию как: кадастровый номер, площадь участка, кадастровую стоимость, вид разрешенного использования. Также можно определить контур здания, узнать его основные характеристики (этажность, дату завершения строительства, назначение), границы земельного участка и другую полезную информацию.
С помощью сервиса "Справочная информация по объектам недвижимости online" можно получить общедоступную информацию об объекте недвижимого имущества, его размерах, точном адресе, кадастровой стоимости, а также о наличии зарегистрированных ограничениях (обременениях) прав в Едином государственном реестре недвижимости. Данные сведения будут полезны потенциальным покупателям и профессионалам участникам рынка недвижимости в качестве информации для предварительной оценки объекта. Они не предназначены для официальной подачи документов в другие организации. С помощью данного электронного сервиса объект можно найти по кадастровому номеру, условному номеру или по адресу фактического местонахождения. Воспользоваться сервисом можно бесплатно в режиме реального времени.
Сервис "Проверка исполнения запроса (заявления)" позволяет узнать в режиме реального времени, на каком этапе обработке находится запрос (заявление) о проведении (например, об осуществлении государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, выдачи информации из ЕГРН и т.д.). Для этого нужно ввести номер запроса, который был присвоен при подаче документов через портал гос. услуг или сайт Росреестра и нажать "проверить". Все данные об обработке запроса будут доступны в появившемся окне.
Сервис "Проверка электронного документа" позволяет проверить подлинность полученного электронного документа, корректность электронной подписи.
Удобным и актуальным является сервис "Личный кабинет правообладателя". Данный сервис позволяет просматривать и контролировать сведения о своих объектах недвижимости, тем самым минимизируя угрозу мошенничества. В "Личном кабинете" правообладатель сможет сразу увидеть информацию о принадлежащих ему объектах, находящихся в разных регионах страны.
Раздел "Мои объекты" сервиса содержит информацию о недвижимом имуществе пользователя, независимо от места проживания собственника, такую как кадастровый номер, адрес, площадь, кадастровая стоимость, сведения о правах, ограничениях, обременениях права.
В "Личном кабинете" правообладатель может получить государственные услуги Росреестра — подать документы на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, запросить выписку из Единого государственного реестра недвижимости, а также сформировать заявку на предварительную запись, отслеживать статус исполнения государственных услуг. Здесь же, настроив необходимые уведомления, через сервис можно получать sms-сообщения или письма на электронную почту об изменениях характеристик объекта недвижимости, об ограничении (обременении) права, о факте наложения или прекращения ареста на имущество и других происходящих изменениях.
Работа с "Личным кабинетом правообладателя" доступна после регистрации на портале гос услуг https://www.gosuslugi.ru и подтверждения личности в центрах обслуживания заявителей.
Сервис "Жизненные ситуации". Приобретая квартиру, гараж, земельный участок, оформляя наследство или участвуя в долевом строительстве, каждый заявитель сталкивается с необходимостью сбора документов для осуществления учетно-регистрационных действий. Определить самостоятельно, какой именно перечень документов требуется в том или ином случае, достаточно сложно.
Правильно собрать пакет документов как раз и помогает сервис "Жизненные ситуации".
С его помощью заявитель может самостоятельно определить, какой перечень документов ему необходим. Для этого надо выбрать тип объекта, с которым планируется сделка, тип операции (купля-продажа, дарение, наследование) и ответить на несколько вопросов, в итоге сформируется полный перечень необходимых документов. Кроме того, заявитель увидит информацию о сроке предоставления услуги и размер оплаты государственной пошлины.
Так же одним из новых электронных сервисов Росреестра является "Извещение о продаже доли в праве". В этом сервисе реализована возможность извещения через официальный сайт Росреестра участников долевой собственности о продаже одним из собственников своей доли в случае, когда число сособственников более 20.
Обязанность известить всех участников долевой собственности на объект недвижимости о продаже одним из собственников своей доли установлена Гражданским кодексом Российской Федерации, в связи с чем продавец доли должен направить всем остальным участникам долевой собственности в письменной форме извещение о намерении продать свою долю. В тоже время Федеральным законом 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается возможность известить участников долевой собственности на объект недвижимости (за исключением жилых помещений) посредством размещения соответствующего извещения на сайте Росреестра в случае, когда число таких участников превышает 20.
Напоминаем, что сделка по продаже доли в праве собственности на объект недвижимости подлежит нотариальному удостоверению. Если продавец известил сособственников о продаже доли через сайт Росреестра, при обращении к нотариусу подтверждать это не требуется, поскольку нотариус проверит данную информацию в специальном разделе сайта Росреестра, в котором опубликованное извещение доступно для просмотра в течение трех месяцев.
Публикация извещения осуществляется собственником из "личного кабинета" сайта Росреестра путем заполнения специальной формы.
С помощью сервиса "Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки" можно узнать кадастровую и рыночную стоимость объектов недвижимости.
Рекомендую активно пользоваться электронным сервисом "Реестр кадастровых инженеров", так как работы по подготовке документов, содержащих необходимые для государственного кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе, проводят кадастровые инженеры - физические лица, имеющие действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Управление Росреестра рекомендует проверять сведения о кадастровом инженере перед заключением договора на выполнение работ. С помощью этого электронного ресурса можно получить сведения о каждом кадастровом инженере, допущенном к работе по специальности, а в случае исключения специалиста из списка - запись, указывающую на аннулирование квалификационного аттестата.
Кроме того, возможности сервиса позволяют узнать контактную информацию о кадастровом инженере, номер и дату выдачи его квалификационного аттестата, наличие членства в СРО, а также ознакомиться с итогами индивидуальной профессиональной деятельности. Услуга предоставляется бесплатно и не требует никакой регистрации.