Его школу – "школой будущего, где много необычного, нетривиального", "принципиально новой моделью очень хорошей школы для всех", по всему пространству которой "разлито озорство". Михаил Васильевич Буров – один из наших земляков, кем гордится Сосновский район, директор Нижегородской авторской академической школы (НААШ), заслуженный учитель РФ, награжденный медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" 2 степени, владелец именования звезды в созвездии "Большая медведица" "naash186".
- Я – счастливый человек. Господь наградил меня, очень ему благодарен, - заявил он в начале нашей беседы.
Мы встретились с этим неординарным человеком в Панине, в старом доме Буровых, который Михаил Васильевич называет родовым имением. Меня интересовало, как паренек из сельской глубинки стал учителем и вырос до директора не просто школы, а авторской академической, одной из лучших в областном центре, в которой учатся дети высокопоставленных чиновников, а в очередях для записи своего ребенка в первый класс родители стоят по несколько суток на улице.
- У нас семья была обычная. Мои родители – Антонина Николаевна и Василий Иванович Буровы - простые люди, к педагогике не имевшие никакого отношения. Брат Константин работал в Елизарове на заводе, сестра Фаина была экономистом, жила в Нижнем Новгороде. Я же мечтал стать учителем с 5 класса, собирая на улице ребят и проводя для них уроки. Любил и знал математику, однако стал словесником, выбрал русский язык и литературу. После окончания Горьковского педагогического института в начале 70-х приехал по распределению в Сосновский район, хотя был выбор – поехать в Монголию. Меня сразу назначили директором Мелединской восьмилетней школы, где в то время училось 120 детей. Ходил из Панина и обратно пешком, изредка, в непогоду ночуя на квартире.
Всё для меня было внове, за два года многому научился, пропадая с утра до ночи в школе. Мне, совсем ещё мальчишке, пришлось решать взрослые проблемы, разруливать сложные ситуации. А потом школой жизни стал комсомол, я был первым секретарем Сосновского райкома комсомола. Работали хорошо с молодежью, с властью, команда подобралась неплохая. Чувство ответственности, простые человеческие отношения формировали меня как профессионала, личность. Везде рядом были замечательные люди, мне на них везло. Потому я и счастливый.
- А как же армия, в советское время с этим было строго?
- В 25 лет я загремел в армию, в саперный батальон, находившийся в нашей области. Просился раньше, когда был моложе и служили один год – не брали, а тут пришлось служить с 18-летними пацанами - тяжело морально, да и дедовщина в то время процветала. Я больше помогал замполиту, часто был в командировках, приезжал домой. С годами мы понимаем, что каждый период жизни приносит свой опыт, наделен своим смыслом. Наверное, эти полтора года службы поменяли что-то в моих планах и ценностях.
- В Сосновское Вы уже не вернулись?
- Вернулся, но предложенные места работы меня не устроили. Поэтому я принял приглашение поработать в Горьковском обкоме комсомола, где лет шесть был зав. отделом. Мне дали квартиру, тогда же обзавелся семьей, жена Евгения тоже работала в обкоме. Появились дети, Дима и Маша. Работа была интересная, живая, всегда с молодежью, от идеологических штампов и лозунгов я старался уходить. Глоток свободы и тяга к творчеству были всегда, ведь творить можно только в условиях свободы. И в Сосновском райкоме не было формалистов, а в обкоме мое состояние свободного человека только усилилось. Мне было интересно заниматься студенческими отрядами, праздниками, мероприятиями, которые привлекали молодежь. В обком партии приглашали - не хотелось принципиально, там бы я чувствовал себя как в клетке. О карьере и власти не думал, через некоторое время вернулся в педагогику.
- Как это произошло?
- Мне хотелось поработать директором посольской школы за границей. В какой стране? Куда направят. По требованиям я вполне подходил: член Коммунистической партии, учитель русского языка и литературы, жена в обкоме. Для выезда не хватало только двух лет стажа работы директором школы. Направили меня в 151-ю школу, рядом с домом - скромная такая, убогая даже. Учились дети в три смены, по узкой лестнице толпы учеников двигались как в метро в часы пик, учитель-светофор направлял потоки.
За два года я втянулся в работу, искренне полюбил её. Я без любви не могу. Это вторая составляющая счастливого человека: я всегда делал свою работу по любви. Пришли в школу молодые учителя, замы-единомышленники, мы интересно работали, вместе отдыхали и хулиганили. Должно быть, у меня это Божий дар – умение выстраивать отношения с людьми, быть гуманным, толерантным. Не смог я всё бросить через два года, стыдно показалось уезжать за границу, проработал в той школе восемь лет.
А в 1995 году построили новую школу на Белинке, с тех пор я её возглавляю, уже 23 года. НААШ – Нижегородская авторская академическая школа – самая лучшая, и дети у нас самые лучшие, и выпускники лучшие в России.
- Хотелось бы увидеть её своими глазами, однако придется поверить Вам на слово.
- О НААШ можно прочитать и посмотреть видео в интернете, на нашем сайте. К 20-летнему юбилею о нас много и хорошо наснимали и написали. Раньше интервью со мной печатались в газетах и журналах, я выступал на телевидении и радио. В последнее время предупреждаю журналистов: меня нельзя спрашивать, я ведь скажу то, что думаю, вы же не опубликуете. Так и получается.
Только через двадцать лет мы начали хвалиться школой. Сначала боролись за имя, за право называться "авторской академической". Не часто, но приходилось сталкиваться с представителями власти. Я – хороший актер, могу сыграть кого угодно - подхалима, глупца, простачка – чиновник не любит умную рожу. Роли я играю профессионально, и мне не стыдно - ведь это на благо нашей школы. Надо заметить, что свободы у меня всегда было достаточно. Чиновники не особо лезли в наши дела. А если такое происходило, мы справлялись сами, учителя и родители вставали горой за нашу школу, за помощью никогда ни к кому не обращался.
- Михаил Васильевич, в чем коренные отличия вашей школы от других?
- У нас нормальная школа, а 90 процентов ненормальных, неправильных. Сегодня главная цель российского образования – реализация образовательных стандартов. А ребенок где? Каково ему в школе? Что бы я ни делал, всегда должен думать, а как будет ребенку? Эту главную цель и задачу – чтобы ученики были счастливы - постоянно держу на первом месте. Если ребенку плохо, надо менять школу, учителей, программы, бездарные учебники.
Более тысячи детей каждое утро приходят в нашу школу как в дом, в праздничный храм, где очень красиво, комфортно (мы заботимся об этом) и тепло всем. Учитель встречает каждого ребенка с улыбкой и сделает все, чтобы не испортить ему настроения какой-нибудь математикой или химией, которые ему, возможно, вовсе не нужны. У ребенка должно быть счастливое детство. Главное в школе – тот дух, который мы создавали, открытые добрые взаимоотношения. Учеба, знания – на втором месте.
- А как же детям ЕГЭ сдавать, в вузы поступать, если знаний нет? Не все родители могут платить за обучение.
- Образование наши дети получают хорошее, результаты ЕГЭ год от года лучше. Многие поступают на бюджетные места, мы следим за их успехами. Для качественного обучения мы внедряем множество инновационных проектов, серьезно занимаемся профориентацией. Дети учатся маленькими группками, или по индивидуальному образовательному маршруту. К старшим классам они определяются с профилем учебной деятельности, осознанно подходят к выбору будущей профессии. Хотят шесть человек дизайнерский профиль – значит, будут заниматься шестеро. Наша школа другая. Важно раскрыть таланты ребенка, сформировать у него качества, которые ему помогут быть успешным: коммуникабельность, креативность, умение работать в команде.
- Где же Вы берете таких продвинутых учителей, ведь взрослого человека перевоспитать невозможно?
- За двадцать три года сформировалась сильная команда замов и педагогов, в которой я уверен. Я их всех люблю. Мы ищем людей, которые нам подойдут по духу. Перед каждым выпуском из педагогического университета меня предупреждают: "Для вашей школы есть подходящий человек". Или: "Для вас никого в этом году нет, направим в другие школы". Даже из Сосновского у нас работают два замечательных учителя.
- В НААШ обязательна школьная форма?
- У нас нет единой формы, есть общий стиль, определенные цвета одежды. Неформальной одеждой, синими или розовыми волосами ребенок выражает свое "я", особенности личности. У нас тоже есть такие дети. Запрещать что-то бесполезно. Мы с ними разговариваем, уговариваем. Когда ребенок видит, что его любят, помогают ему, нянчатся с ним, ему не захочется огорчать нас, и он не будет ходить в школу в рваных джинсах. Знаю, что в некоторых школах суровый охранник не пускает учеников без формы. Это неприемлемо. В учебное время мы несем ответственность за жизнь и безопасность ребенка. Отправят его из школы переодеваться, а с ним что-нибудь случится дорогой – кто отвечать будет?
- И все-таки идеальных учеников и учителей не существует, конфликты неизбежны. Как вы их решаете? К вам в кабинет приводят провинившихся учеников?
- У нас работает мощная группа психологов, они проводят мониторинги, постоянно отслеживают, как себя чувствует ребенок в школе. Если увидят дискомфорт, обязательно помогут, найдут решение проблемы.
- В наших школах не везде есть и один психолог, а у вас целая группа…
- Мало будет, найдем средства и возьмем ещё специалистов. Школа финансируется из бюджета, однако состоятельные родители имеют возможность оказывать благотворительную помощь. Всем хочется, чтобы его ребенок учился в хорошей школе.
- Михаил Васильевич, расскажите о Ваших детях и увлечениях.
- Обычно педагогам некогда заниматься собственными детьми. Я рад, что они выросли порядочными людьми и живут в России – это важно. Ведь у меня четверо внуков: Артемий, Леонард, Даша и Данила. Старшему пять, младший недавно родился. Меня всегда притягивала малая родина, и мне приятно, что мои дети и внуки тоже тянутся к корням, с удовольствием сюда приезжают. Весь комфорт в доме сделан для внуков, на участке для малышей установлен детский городок. Нынешний этап жизни мне хочется посвятить моим внукам, чаще с ними видеться, разговаривать, воспитывать, учить, играть, гулять на свежем воздухе. В работе я вполне реализовался, создал команду, которая продолжит мое дело, если решу уйти. Теперь хочу быть хорошим дедушкой.
Что касается увлечений - обожаю готовить, сколько бы гостей ни приехало, я на кухне главный. В огороде люблю полоть, чтобы ни травинки лишней, копаться в земле. В этом году на участке появилась беседка, дорожки из брусчатки, новые растения. А вот к технике я всегда был равнодушен, лишь недавно купил машину и быстро освоился за рулем. Делаю всё по любви, с годами стал ещё свободнее – поэтому я счастливый человек.
Беседовала Елена Пискунова
Фото автора