Максиму Куликову 29 лет, он родился и вырос в Сосновском, окончил вторую поселковую школу. После техникума поступил в Павловский филиал НГТУ на бюджетное место, и, в общем-то, всё шло своим чередом, если бы однажды жизненный путь этого парня не развернулся в прямо противоположную сторону.
С Максимом удалось пообщаться только по телефону, поскольку в родной посёлок он приезжает нечасто, а рабочий график расписан буквально по часам.
- Максим, как в твоей жизни вдруг появились танцы?
- В нашем университете была активная творческая жизнь, проводились студенческие концерты, мероприятия. Я не оставался в стороне от внеучебной жизни и однажды был задействован в танцевальной постановке нашего курса. Мне тогда было 18 лет, и я первый раз танцевал на сцене. Не знаю, как насчёт понравилось или нет, но получилось у меня хорошо. И тогда один из преподавателей, который с нами занимался, в случайной беседе упомянул, что в Павлово временно приехала девушка – танцор известного шоу-балета "Тодес" и сейчас набирает группу. Мы с друзьями решили ради интереса сходить. Девушка эта – Татьяна Волченцева - просто перевернула мой мир и навсегда влюбила в мир танца. Я начал заниматься, меня затягивало всё сильнее. И в конце концов решил, что хочу связать свою жизнь именно с танцем, а не с тем, чему я учился в университете.
- И ты, отличник, бросил институт и, как в фильме, поехал за мечтой?
- Можно сказать и так, но на самом деле всё это происходило далеко не так красиво, как звучит. Помню, как вынашивал эту мысль, собирался с силами. Родители меня, мягко говоря, не поддерживали, ведь я учился очень хорошо, к тому же на бюджетном месте, и тут вдруг – хочу танцевать. Их можно понять, и я понимаю. В общем, я никого не послушал, уехал в Москву, поступил учиться в Московский областной колледж искусств на отделение "современный танец". Обучение там длилось три года, и это было нереально сложное и нереально крутое время моей жизни. С 9 утра до 9 вечера нон-стоп шли занятия. Мы учились работать со своим телом, постигали разные направления танца, и всё это время я получал удовольствие от того, что все свои знания тут же применял на практике. Танцор – одна из немногих профессий, где ты учишься новому и сразу же видишь результат. В колледже я получил базу в таких направлениях, как классический танец, народный танец, джаз-модерн, хип-хоп.
- Почему выбрал для обучения именно Москву? Из-за больших возможностей, которые даёт этот город?
- Именно так, мне хотелось учиться в столице, иметь возможность вращаться в сердце культурной жизни страны. И Москва эту возможность мне дала: за время учёбы мне довелось принимать участие в очень интересных проектах. Из них самой запоминающейся работой стало ледовое шоу "Летучий корабль", где я был задействован в качестве артиста балета.
В 2012 году я принимал участие в фестивале "Белая обезьяна", который проходил в городе Керчь в “Dancing Village”. Закончив колледж, в 2013 году был приглашен в зонг-оперу "Тодд" (это проект группы "Король и Шут", мюзикл про маньяка-парикмахера Суини Тодда) в качестве артиста балета. В январе 2014 года участвовал в "NORD Festivalen" в Норвегии, в городе Тромсо, в качестве хореографа и исполнителя.
Кроме того, ещё будучи студентом, постоянно участвовал в крупных концертах, в качестве подтанцовки мы выступали на фестивале "Ретро-FM", концертах "Boney-M", Сергея Лазарева.
- Жалеть о том, что бросил политех не приходилось?
- Жалеть не жалел, но в Москве мне было очень сложно жить в первую очередь в материальном плане. Поскольку у меня уже было среднее профессиональное образование, в колледж меня взяли только на платное отделение. Это было достаточно дорого, экономить приходилось буквально на всём. Даже была ситуация, что я просто не мог оплатить следующий семестр. Но выход из положения всегда находился. Тогда я просто подошёл к декану и сказал, что так, мол, и так, учиться хочу, но денег нет. В моё положение вошли, дали отсрочку. Именно тогда я стал понимать, что если ты действительно чего-то хочешь, с искренним и открытым сердцем – всё обязательно получится. Я и сейчас в этом уверен.
- Замечательная жизненная установка, очень редкая для нашего времени. Что было дальше? После колледжа стал получать высшее образование?
- После окончания колледжа я первым делом задумался о дальнейшем образовании и поступил в Московский институт культуры на профильное отделение. Но снова что-то пошло не так: видимо, после колледжа, где мы учились в основном практике, сухая институтская теория мне показалась слабоватой. Учиться было неинтересно. Я снова бросил институт и уехал в Америку. Об этом я мечтал давно, копил деньги. И летом 2014 года стажировался в США в известных танцевальных школах "Millennium", "Movement Lifestyle", "Debby", посещал мастер-классы лучших американских хореографов. А по возвращении в Россию обстоятельства сложились так, что из Москвы я вернулся в Нижний Новгород. Начал работать в Нижегородском камерном музыкальном театре им. В. Т. Степанова в качестве артиста балета. Там служу и по сей день, а также занимаюсь преподаванием хореографии в нескольких танцевальных студиях города.
Но, надо сказать, идею получить высшее образование я не оставил: сейчас учусь заочно на хореографа в Самарском государственном институте культуры.
- Как называется направление танца, которым ты занимаешься?
- Танцы, которыми я занимаюсь, можно отнести к направлению современного танца, другие названия - контемпорари, модерн. Это синтез многих танцевальных направлений, таких как джаз-модерн, классический танец, и даже элементов восточных искусств движения – цигун, йога. Это интеллектуальный танец, он не имеет чёткой формы и стиля, поскольку главное в нём – самовыражение. Объяснить всю его специфику на словах довольно сложно, это нужно увидеть. Поэтому приглашаю всех на наши спектакли. Вообще это модное сейчас направление, и в студиях, где я преподаю, очень востребованное в связи с популярностью шоу "Танцы" на телевидении.
- Расскажи о театре, где ты играешь. Никогда раньше не слышала о таком, а сейчас очень заинтересовалась.
- Нижегородский камерный музыкальный театр им. В. Т. Степанова работает на базе ДК "Красное Сормово" и является театром мюзикла, музыкальных спектаклей. Я актёр балетной труппы, задействован в таких спектаклях, как "Подлинная история поручика Ржевского", "У моря, у Черного моря", "Дикая собака Динго", "Граф Люксембург", "Труффальдино". Один из самых ярких и самых любимых моих проектов - хореографический спектакль "Deca Dance".
Совсем недавно я получил свою первую вокальную роль в спектакле "Бабий бунт". Музыкального образования у меня нет, однако за пять лет работы здесь я так или иначе вникал в тонкости работы с голосом, разбирался в этом, и главный режиссёр однажды обратил внимание на то, что я напеваю на репетициях. Теперь у меня есть небольшая вокальная роль в каскадном дуэте – это такой быстрый танец для двоих, сопровождаемый пением.
- Значит, свои танцевальные и вокальные данные ты развил только своим желанием и упорным трудом?
- Да, это действительно так. До 18 лет я никогда не танцевал, до недавнего момента не пел. У меня никогда не было суперрастяжки и каких-то других данных. В детстве я занимался футболом в сосновском спорткомплексе, бегал на лыжах - кстати, успешно, занимал призовые места. Поэтому тело моё было "заточено" под другие физические нагрузки и другие виды спорта. После занятий в колледже я дополнительно занимался, тянулся, тренировался. Кстати, с парней при поступлении был не такой строгий спрос в этом плане, как с девушек. Понятно почему: не так много желающих, отбор не такой жёсткий. В общем, на моём примере понятно, что если есть желание, если живёшь день и ночь каким-то делом, какой-то идеей – всё получается. Ещё хочу сказать, что не нужно бояться трудностей – ни физических, ни материальных. В какой-то момент, когда кажется, что всё завязывается в узел, важно перетерпеть. Главное, жить нужно по совести, честно и чисто в первую очередь перед собой. И не бояться. Скромность, закрытость очень присущи деревенским людям, это мешает самовыражаться. Когда понимаешь, что жизнь одна, а мир большой и жить интересно, начинаешь по-другому смотреть на многие вещи.
- Заметно, что твои рассуждения и мысли сейчас присущи скорее человеку большого города. Любишь ли бывать в родном посёлке?
- В Сосновском люблю отдыхать в гостях у родителей. К сожалению, приезжать получается не так часто, как хотелось бы – у меня очень плотный график, поскольку в выходные идут спектакли, а на неделе репетиции и преподавание в студиях. Полностью выходные дни выпадают редко. В Сосновском живёт мой старший брат, с которым мы близки, общаемся и дружим. Прекрасно понимаю, что тот выбор, который сделал я, – скорее исключение из правил, что многие мои ровесники не могут найти себя, всё сваливая на то, что в посёлке делать нечего и выхода нет. Но, с другой стороны, я вижу людей, которые нашли своё предназначение, никуда не уезжая, которые тоже занимаются творчеством, работают в удовольствие – это люди светлые, открытые, не ищущие корысти, именно у таких, я думаю, всё в жизни складывается успешно.
Кстати, своё увлечение футболом я не забросил, в новом сезоне Николай Васильевич Кирьянов даже заявил меня вновь играть за сосновский "Труд". Надеюсь, получится это осуществить, мне очень хочется.
- Что бы ты посоветовал тем, кто также мечтает реализовать себя в творческой профессии и не знает, с чего начать?
- Ну, во-первых, нет универсального рецепта жизни, каждый приходит к тому, что имеет, разными путями. Мой выбор был - брать планку выше настолько, насколько это возможно. Я тоже мог поступить в учебное заведение поближе к дому, это удобно, и, например, у Борского колледжа культуры тоже очень сильная база. Но для меня была важна и та среда, в которой так или иначе приходилось вращаться, те люди, с которыми выпадала возможность работать. Понимаете, да? Уровень совсем другой. Я счастлив, что выбрал именно такой путь, хотя было очень сложно. Так что тем, кто хочет связать свою жизнь с творчеством, я могу посоветовать только одно - слушать своё сердце и идти к своей мечте любыми шагами, маленькими или большими, это уж как получается.
- Максим, спасибо за беседу, твоя история очень вдохновляет. Желаю тебе творческих успехов и личного, семейного счастья. И конечно, хочется увидеть твоё выступление, а может быть даже мастер-класс, и в родном посёлке!
- Большое спасибо за интерес, это интервью для меня было немного неожиданным, и я буду рад, если моя история кого-то вдохновит и подарит новые мысли. Если позовёте – приеду с удовольствием!
Татьяна Лепешкина
Фото из личного архива собеседника