Маргарита Григорьевна Судакова ведёт отсчет своей предпринимательской деятельности с далёкого 1997 года. Всё это время, вот уже 22 года, она владеет магазинчиком в Яковском – селе, удалённом от райцентра настолько, что магазин в нём необходим.
Как рассказали в районном управлении экономического развития, предпринимателей, зарегистрировавших своё дело в 90-х годах и продолжающих свою деятельность по сей день, в районе не так много, а таких сельских предпринимателей – и того меньше. Очень уж много разнообразных экономических катаклизмов пришлось пережить этим людям вместе со всей страной, а если принять во внимание постепенно сокращающееся население деревень, то остаться в этой специфической предпринимательской сфере захотели и смогли немногие.
В торговле Маргарита Григорьевна очень давно, всю жизнь. Окончила Арзамасский кооперативный техникум и с 19 лет работала в Барановском отделении Сосновского райпо – сначала старшим товароведом, потом заместителем директора. Когда в конце 90-х в районе началась реорганизация советской системы торговли, магазин в Яковском был выделен в частную собственность.
Магазины распределялись "лотами", в лот к этому магазину входила также выездная торговля по деревням. С тех пор и по сей день автолавка Судаковых путешествует по близлежащим населённым пунктам: жители деревень Батуриха, Турково, Пашигорьево, Полянское три раза в неделю ждут её, чтобы купить свежий хлеб и продукты.
- Сначала это была обязанность, - рассказывает Маргарита Григорьевна, - сейчас мы продолжаем этим заниматься, потому что привыкли, да и просто не можем оставить людей без возможности купить продукты. Хотя с такими ценами на топливо это очень затратно. Сейчас хоть дороги приводятся в нормальное состояние: зимой чистятся, летом ремонтируются, а раньше были очень плохие. Уже третий "уазик" поменяли. И зимой, и летом, в любую погоду едем по деревням, там ждут.
Маргарита Григорьевна в своём бизнесе – и директор, и продавец, и помощник. Муж – водитель и совершенно незаменимый сотрудник. Когда со вторым продавцом они едут за товаром, Маргарита Григорьевна сама встаёт за прилавок. Разбираться, говорит, нужно во всём: и экономику знать, и налоговые изменения в законодательстве отслеживать, и грамотно ассортимент выбирать, и с покупателями уметь общаться.
- Конечно, за годы работы очень многое поменялось в реалиях жизни, а значит, и в потребностях населения, - рассуждает опытный предприниматель. – Помню, раньше грузили в райпо замороженный минтай коробками, сейчас – всего по три килограмма привожу. Всегда нужен, конечно, хлеб, есть спрос на бытовую химию. Ещё одна особенность деревенского магазина – это толстенная тетрадь "под запись". Стараемся людям идти навстречу, но вместе с этим приходят дополнительные трудности.
На вопрос о планах на будущее Маргарита Григорьевна пожимает плечами: "Будем , -говорит, - продолжать работать". У Судаковых двое взрослых сыновей, у кажого уже семья. К родителям приезжают, помогают и с домашними делами, и с магазином. К такому ритму жизни привычна вся семья: встали рано утром и помчались, ведь когда работаешь на себя, жизнь не делится на до и после работы. Сельский бизнес – нелёгкий труд, но важный и необходимый. Плохо деревням без магазинов. Пожелаем успехов тем людям, которые трудятся, чтобы их сохранять.
Татьяна Лепешкина
Фото Бориса Климова