Едва мы в коллективе помечтали побывать в этом дивном месте, как всего через пару недель Союз журналистов пригласил нас и наших коллег из других редакций в пресс-тур.
У истока обители
Монастырь встречает праздничным убранством – яркими разноцветными пасхальными яйцами гигантских размеров по обочинам дорожек и на лужайках. Цветочные клумбы поражают разнообразием и великолепием, на грядках все растет на удивление, чудесными ароматами напоен воздух. Мы давно привыкли, что здесь все выхолено, однако всякий раз не устаем поражаться красоте и образцовой чистоте монастырской территории.
Кроме привычного паломнического маршрута, включающего посещение храмов, поклонения мощам батюшки Серафима, Канавки Богородицы и святого источника у деревни Цыгановка, под предводительством экскурсовода Надежды Викторовны мы побывали в двух музеях, храмах, куда раньше не заходили, многое узнали об истории монастыря, его святых, почитаемых сестрах и благодетелях. Это было полезно, потому что непростительно мало знаем мы о святой обители, почитаемой верующими в разных странах, а от нас находящейся в какой-то сотне километров.
Дивеево – святая земля, его называют Четвертым уделом Пресвятой Богородицы. История монастыря свое начало берет у Казанского собора. В середине 18 века Богородица явилась к киевской монахине Александре и повелела ей идти на север России. Через три года странствий путь матушки Александры лежал в Саровскую пустынь, место подвига первых саровских затворников-подвижников. Не доходя до Сарова, монахиня остановилась для отдыха у деревянной приходской церкви села Дивеево. Будучи в легкой дремоте, она вновь увидела Богородицу, которая указала ей место будущей великой обители. Матушка Александра осталась в Дивееве, возвела первые кельи, собрала вокруг себя послушниц. В 1773-1779 годах была сооружена каменная Казанская церковь, положившая начало монастыря.
Духовная опора русского народа
Неподалеку, в Саровской пустыни жил отец Серафим (1754-1832гг.), к келье которого в лесной глуши стекались богомольцы со всей страны, иногда до тысячи человек в день. "Радость моя, Христос воскресе!" - так встречал преподобный Серафим всех приходящих к нему. В глазах русского народа он стал прибежищем, духовной опорой и утешением всех страждущих и скорбящих, милости Божией и благодатной помощи требующих. С истинно отеческой любовью батюшка заботился о порученной ему дивеевской общине, по его молитвам на средства благотворителей обитель значительно расширилась.
По велению Царицы Небесной батюшка основал для девиц Мельничную общину. Некоторые дивеевские подвижницы, современницы батюшки Серафима, стали святыми, их нетленные мощи хранятся в монастыре. Меня особенно поразила история преподобной Елены, которая в 27 лет согласилась умереть вместо своего брата Михаила Васильевича Мантурова, благодетеля и строителя Дивеевской обители. Ему пришло время умирать, но он был ещё нужен монастырю. Кротко и смиренно матушка Елена приняла от батюшки Серафима послушание и через несколько дней мирно отошла ко Господу. Было это в 1832 году.
Во второй половине 19 века обитель приобрела свой неповторимый облик, сохранившийся до наших дней. Были построены Троицкий собор, игуменский корпус с храмом святой равноапостольной Марии Магдалины, трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского, колокольня, а также около тридцати корпусов для послушаний и жилья сестер. Основной доход монастырю приносили мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и переведением картин на жесть, камень и дерево, резьбой по металлу и переплетным делом.
К началу 20 века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. Приезжавшие в Дивеево паломники отмечали, что дивеевские сестры жили и дышали батюшкой Серафимом. В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима в лике святых. На торжества приехали члены царствующего дома, император Николай Второй. В 1917 году в монастыре числилось 270 монахинь и 1474 послушницы, а в селе Дивееве в то время проживало всего 520 человек.
Сквозь сталинские лагеря
После революции наступили тяжелые времена. По настоянию властей монастырь был преобразован в трудовую артель. Все земли, хозяйства, хутора были изъяты, сестры работали за паек на национализированной земле. Но до самого разгона в 1927 году монастырь продолжал оставаться крупным паломническим центром, его храмы действовали, молитвенная жизнь не прекращалась ни на один день. Когда монастырь в недельный срок закрыли, игуменья Александра (Траковская) с близкими сестрами поселилась в Муроме и там сохраняла дивеевские святыни. Почти все сестры прошли сталинские лагеря, многие не выжили, но остались верными Христу. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Когда сроки ссылок и заключения стали заканчиваться, сестры начали собираться вокруг обители в Дивееве. Вместе молились, службы и требы совершались заезжими священниками. В храмах в это время были склады, в жилых помещениях устроены квартиры и находились различные организации.
Батюшка снова с нами
Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году. 30 июля 1991 года в Дивеево прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге, в государственном музее религии и атеизма. В монастыре в то время всё было разорено, пять сестер жили в селе.
Сегодня в монастыре более пятисот насельниц. Центром духовной жизни является Троицкий собор с великой святыней – мощами преподобного Серафима Саровского. К святым мощам прежде всего стремятся попасть паломники, дабы помолиться о себе и близких. Иногда верующих настолько много, что можно простоять в очереди несколько часов. Нам повезло, в этот день народу почти не было, мы безо всяких ожиданий прошли в храм.
Поток богомольцев в Дивеево возрос после прославления преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских и святых блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. Экскурсовод провела нас в дом-музей блаженной Параскевы Ивановны (Паши Саровской), провидицы, прожившей 120 лет, а также в музей истории монастыря в 20 веке. Там собрано множество подлинных вещей, фотографий, документов, бережно сохраненных сестрами в годы гонений. Поразительны славные и трагические истории жизни священнослужителей и монахинь, их неколебимая вера, которую не смогли сломить ни аресты, ни лагеря, ни каторжный труд, ни угроза смерти.
Показать красоту православия
Мы прошли по Канавке – священной тропочке, по которой "стопочки Царицы Небесной прошли", вырытой батюшкой Серафимом с сестрами, искупались в целебном источнике Серафима Саровского. Кстати, источников в Дивееве и округе несколько – Казанский, Пантелеймоновский, Иверский, Явленный, Троицкий, в честь иконы Божией матери "Умиление", преподобной Александры. Некоторые совсем близко к монастырю. Все обустроенные, как полагается.
Насыщенной выдалась поездка, давшая не только новые знания и эмоции, но и подарившая встречу с необычным человеком, матушкой Макарией, чьими словами начинается эта статья. Монахиня встретилась с нашей делегацией в современном Паломническом центре, в прекрасном зале на 300 мест. Там состоялся обмен опытом журналистов, пишущих на темы веры, православия. В прошлом журналист, последние 10 лет монахиня практически в одиночку создает красочный глянцевый журнал "Дивеевская обитель", показывающий красоту православия. Она же занимается сайтом монастыря и изданием книг. Интересно, что уже в 1875 году в монастыре была своя фотостудия, заложены основы фотодела и книгопечатания.
Что ещё нового увидели мы в Дивееве? Памятник царской семье, открытый 31 июля 2017 года. Практически построенный величественный Благовещенский собор, где идут наружные отделочные работы. День за днем преображается, украшается Серафимо-Дивеевская обитель, привлекая все больше паломников, приезжающих в это необыкновенное место за духовной подпиткой и чудом.
Елена Пискунова