11 августа 2017 года вступил в действие Федеральный закон № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", так называемый, Закон "о лесной амнистии".
Закон защитил права добросовестных собственников, границы земельных участков которых пересекаются с границами лесных участков, устанавливая приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимость (далее – ЕГРН), а также правоустанавливающих документов, что позволяет сохранить соответствующие земельные участки за их владельцами. Закон также защищает от незаконной передачи в частную собственность земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации.
Под действие "лесной амнистии" попали владельцы (или предыдущие владельцы) земельных участков, права которых возникли до 1 марта 2016 года.
Но следует помнить, что Закон "о лесной амнистии" не распространяется на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
За период действия Закона о лесной амнистии в орган регистрации прав поступило 17 заявлений об осуществлении учетно-регистрационных действий, подпадающих под действие статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, из которых по всем заявлениям принято положительное решение об осуществлении соответствующих действий. Все регистрационные действия связаны с уточнением границ земельного участка, относящегося к категории, отличной от категории земель лесного фонда. В основном, уточняются границы участков, относящихся к землям населенных пунктов и землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для ведения садоводства".
Столь низкий показатель может свидетельствовать либо о небольшой площади пересечения земельных участков "иной категории" с землями лесного фонда применительно к Нижегородской области, либо о незнании граждан о наличии указанных пересечений (например, ввиду отсутствия сведений о границах лесных участков в ЕГРН либо нежелании граждан "тратиться" на проведение кадастровых работ по межеванию своих земельных участков).
Необходимо отметить, что Закон о лесной амнистии также предусматривает механизмы, которые обязывают региональные и местные органы власти придавать статус полноценных населенных пунктов бывшим военным городкам и лесным поселкам, расположенным в лесном фонде. Таким образом, жителям таких территорий предоставлена законная возможность для легализации своей недвижимости. Это будет способствовать развитию инфраструктуры и улучшению условий жизни.
Так, на территории Нижегородской области имеется 110 вахтовых и иных временных поселков, созданных до 01.01.2007 в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (так называемые лесные поселки), и 2 военных городка, созданных в границах лесничеств.