Вам странным кажется всё это…
Но, нетерпением горя,
Уже на середине лета
Я жду начала сентября.
Я в ожиданье той поры,
В предвосхищенье дня, в который
По гулким школьным коридорам
Раздастся щебет детворы.
Я знаю: этот день придёт,
И будет чудная погода,
И звонким золотом у входа
Берёза листьев наметёт.
И на торжественной линейке
В прохладе утренней тиши
Наступит редкое мгновенье
Раскрепощения души.
И, повинуясь той минуте
И чувств высоких не тая,
Я доберусь до самой сути
В познанье смысла бытия…
Думаю, со мной согласятся многие: праздник Первое сентября – самый волнующий, значимый в жизни каждого человека. Ещё в детстве я прочитала в какой-то книге: " Мы замечаем, что взрослеем не в день своего рождения, а когда переходим из класса в класс". Совсем не важно, какая это школа, большая городская или маленькая сельская, в этот день здесь витают одинаковые запахи свежей краски, новых школьных принадлежностей, осенних цветов и чего-то ещё неуловимого. И это радостное возбуждение от долгожданной встречи, и смех, и гомон… Ребята, нарядные, повзрослевшие, учителя, нет-нет, не постаревшие, а отдохнувшие и исполненные творческого вдохновения.
Школа – это целый мир, которым правит любовь. Школа – это маленькая жизнь. А большая жизнь – тоже школа.
Встречаясь летом с ребятами, всегда спрашиваю у них, хочется ли им в школу. Ответ неизменный: "Да!". Правда, самые честные не скрывают: "В школу – да! Учиться – нет!". И это понять можно: школа – не только учёба, это жизнь! Вот и вспомнились мне истории из школьной жизни и давние, и недавние, и я думаю: всё может забыться, и теоремы, и химические формулы, а отдельные моменты из школьной жизни остаются в памяти навсегда.
ТРЕУГОЛЬНИК
Треугольник – такой необходимый чертёжный инструмент – имеет каждый школьник. У моих ровесников они все были одинаковые: деревянные, склеенные из трёх гладких плашек, на одну из которых были нанесены деления. Новенькие, приятного бежевого цвета, к концу года они были все исписаны, изрисованы у кого формулами, у кого чем – то другим, в зависимости от интересов. Потом появились треугольники пластмассовые, с кружочком посередине. Но тот треугольник, который купили мне, запомнился надолго!
Размер у него был стандартный, но внутри, вместо круга, располагался транспортир – уже необычно! Но и это не главное. Он был сделан из прозрачной пластмассы нежно – оранжевого цвета. Сквозь него можно было смотреть на всё окружающее, и мир казался залитым тёплым солнечным светом. Посмотришь за окно – там солнышко. Посмотришь на класс – тоже всё как на солнце. Было так интересно наблюдать, как изменяется мир, как всё вдруг становится тёплым и весёлым, и не хотелось выпускать этот треугольник из рук.
Только хрупким оказался материал, из которого была сделана эта школьная принадлежность. Треугольник сломался в первый же день. Вот так хрустнул – и напополам! Слёзы моментально брызнули из глаз, и горе, казалось, было безутешным. В тот момент было ощущение, что это самая большая потеря в жизни!
Ничего, купили другой треугольник, деревянный, как у всех, как говорится, яичко не золотое, а простое. Только не забылись те слёзы по поводу сломанной вещи. Психологи бы сказали: неадекватная реакция. В детстве всё воспринимается острее: маленькая радость может ощущаться как большое счастье, маленькая неудача – как трагедия. Как важно маленькому человеку в такой момент найти поддержку и сочувствие, а главное – понимание. Человек- то маленький, а чувства у него – большие…
ЧЕРТА
Я всегда любила быть классным руководителем. Хлопотно, конечно, зато как интересно! Помню, ещё в институте нам говорили, что без классного руководства учитель – сирота. В учительской среде так и ведётся: мой класс, мои дети. Они так и остаются навсегда твоими, много лет пройдёт, а заходит разговор про какого – то давным-давно бывшего ученика: чей он? А-а-а, он же – и далее следует имя классного руководителя.
Рассадить учеников по партам – ещё та проблема! Кто плохо видит, кто плохо слышит, кто маленького роста, кто просто вертлявый и должен быть перед глазами учителя… Ну и чтобы с соседом по парте уживался – не ссорился. И была у меня в классе одна хорошая парочка, Клава и Саша, - совершенно беспроблемные ребята: оба спокойные, выдержанные, хорошо воспитанные, никогда не ссорились и не жаловались друг на друга. Правда раскрылась через двадцать лет, на вечере встречи выпускников. Стали со смехом вспоминать: ты помнишь? Оказалось, между этими соседями по парте всё время, пока сидели вместе, была прочерчена черта: на парте, где писали, на сиденье – на партах старого образца была общая скамья – и на полу – не дай Бог на чужую территорию поставить ногу!
Вот и думаю, что каждый ученик как айсберг в океане, и как много ещё скрыто от глаз учителя "под тёмною водой".
ЧАСИКИ
Я только подхожу с утра к воротам школы, а меня уже встречает де-вочка из моего класса: губки дрожат, в голосе слёзы, глаза на мокром месте:
- У меня провалились электронные часы…
- Куда?
- В яму!
Была тогда мода на пластмассовые электронные часы. Были они разноцветные: жёлтые, розовые – все из пластика, ни одной металлической детали.
Яма глубокая, спуститься нельзя, палкой не достанешь, на дне вода, превратившаяся в лёд. Что делать? Девчушка смотрит с тревогой и надеждой: раз классный руководитель, должен решить проблему.
Подходим к яме: вон они на льду свернулись розовым колечком, на ремешке даже пряжка пластмассовая, а вот язычок, который вставляется в дырочку на ремне – ура! - металлический. Правда, он всего миллиметра четыре, не больше.
Идём пытать счастья. Сначала в кабинет математики за длинной ли-нейкой. Потом в мастерскую за куском шпагата. Потом в кабинет физики за большим и сильным магнитом. Опускаем нашу конструкцию в яму: сработало! Часики достали, девчушка счастлива, мы гордимся своей сообразительностью…
Спросите, для чего мне это было надо? Да просто вспомнила свой оранжевый треугольник – крохотное окошко в солнечный мир. А в детском возрасте человек особенно остро воспринимает и потери, и подарки судьбы.
СОЧИНЕНИЕ
Ученики любят испытывать молодых учителей. Нет у него ни опыта, ни уверенности особой. Ну-ка, как он поведёт себя в непредвиденной ситуации?
Мои десятиклассники были моложе меня на четыре года. Была весна, всё кругом цвело и зеленело. Казалось, воздух был пропитан ожиданием грядущих перемен, и это были не только экзамены. А я задала домашнее сочинение. Старательные и дисциплинированные ученики сдали сразу, а дальше – до боли знакомая картина:
- Я не написал.
- Садись, два.
- Я тоже не написал.
- Садись, два.
- А я написал, но забыл дома.
- Хорошо, иди домой!
- Как? Из Елизарова в Стечкино?
- Да! За урок как раз успеешь.
Парень высокий, красавец и умница, спокойно выходит из класса. Возвращается под конец урока. Кладёт на стол новую тетрадь, исписанную красивым разборчивым почерком. Сочинение очень хорошее: умное, грамотное. Мы отправили его на конкурс в район, и оно получило призовое место. Грамоту победителя ему вручили на школьной линейке под бурные заслуженные аплодисменты.
Правда раскрылась через сорок лет. На вечере встречи Анатолий во всём и признался:
- Вышел я из класса: ну куда я пойду? Дома у меня, конечно, никакого сочинения нет. Пошёл к завучу, попросил чистую тетрадь, ручка у меня была с собой. Вышел из школы – на географической площадке никого нет. Сел за стол, за кустами меня не видно. Прочитал ещё раз тему и написал всё, что думал. Как говорится, из головы. Ну а дальше вы всё сами знаете.
Вот так, друзья мои! Ни тебе учебника, ни интернета, ни телефона, чтобы сделать звонок другу… Да! Были люди в наше время!
ОЗАРЕНИЕ
Было это где-то с четверть века тому назад. У нас в районе широко праздновался юбилей Ивана Рогова. Всех желающих пригласили поехать на родину поэта в Леонтьево. Там было организовано мероприятие заведующей тогда Районным отделом культуры Валентиной Викторовной Зыковой и, кстати, прекрасно заснятое на плёнку Юрием Сухарёвым. Собрались со всего района поэты, артисты, учителя, просто любители поэзии, были гости из других районов и из областной литературной организации.
И был на этой встрече один незабываемый момент. Все присутствующие встали одним большим кругом и читали стихи Ивана Рогова. По одному, выходя в круг. И вышла одна моя бывшая ученица, которая давным - давно окончила школу, потом институт, и мы не виделись с ней много лет. Она стала читать стихотворение Рогова " Золотая рыбка":
Залитая солнцем, залитая,
Золотая рыбка, золотая…
Я смотрела на неё и вдруг… меня озарила совершенно новая мысль: я увидела в ней себя! Никто из присутствующих, ни она сама этого не понимали, а я видела: тот же поворот головы, те же интонации, даже жесты. Я никогда не читала им этого стихотворения на уроке, а если бы и читала, то за много лет это должно было бы забыться. Но вот здесь… Я это чувствовала: каждая нота, каждый звук – именно такие, как прочитала бы я сама…
Вот вам и ответ на вопрос о сути в познанье смысла бытия. Каждый человек приходит в этот мир со своей миссией. Учитель – для того, чтобы вдохнуть в ребёнка своё восприятие мира. И как тут не вспомнить Тютчева:
" Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…" Но если тебе посчастливится этот отзвук ощутить… Да, слово "благодать" здесь к месту подобрано…
Каждое воспоминание о школьной жизни – маленькая жемчужинка. Вот так собираешь, собираешь их, глядишь – а ожерелье- то уж в три ряда! И я не устаю повторять: спасибо вам, милые дети, за то, что наполняли мою жизнь глубоким смыслом, придавали мне сил и подвигали на постоянный душевный труд.
Нина Никонова