В сенях на широкой скамье стоят два ведра свежей родниковой воды, рядом ковш. В сени входит незнакомец и с порога кричит:
- Хозяюшка, разрешите воды напиться!
Берётся рукой за ковшик, но я выхожу с чистым стаканом и наливаю воды.
- О-о-о-о, да ты, пожалуй, кулугурка! – протянул он удивлённо.
Вот так я впервые услышала слово "кулугурка" и поняла, что кулугуры не давали незнакомым людям пользоваться своей посудой. Приходилось слышать и ещё это слово, и звучало оно почти как ругательство: кулугур – угрюмый, закрытый, необщительный, а иногда и злобный человек. Лишь позднее из словарей узнала, что кулугурами называли старообрядцев, раскольников, а само слово имеет греческое происхождение: словом "калогер" обитатели греческих монастырей выражали почтение к монахам и старшим церковным чинам.
О старообрядцах я в своё время много читала. Известно, что писатель Мельников-Печерский относился к раскольникам с большой симпатией, поэтому его романы "В лесах" и "На горах" не только представляют увлекательнейшее чтение, но и вызывают уважение и сочувствие к героям, вынужденным искать себе убежище в скитах в лесной глуши. А романы Черкасова "Хмель", Иванова "Тобол"? А "Житие протопопа Аввакума", этого неистового поборника старой веры, который принял на земле все муки ада и в конце был сожжён, но не отступил от своих убеждений? А жена его Анастасия, явившая нам идеал преданности и беззаветного служения наречённому супругу? Вот как он писал:
Приду — она пеняет:
"Долго ль муки сей нам будет, протопоп?" А я ей:
"Марковна, до самой смерти".
Она ж вздохня ответила:
"Добро, Петрович.
Ин дальше побредем".
В 2020 году протопопу Аввакуму исполняется 400 лет, и в Москве организована выставка старообрядческих книг, ведь старообрядцы признавали только книги, изданные до 1653 года.
А началось все со времен церковного раскола: в XVII веке патриарх Никон и царь Алексей Михайлович задумали провести кардинальную ре-форму Русской православной церкви. С тех самых пор верующие люди раскололись на два лагеря: раскольники (староверы, старообрядцы) и приверженцы официальных церковных канонов. Приверженцев одного из духовных течений староверов стали называть кулугурами или беспоповцами.
Они не признавали посредников в общении человека с Богом, соответственно, у них не было сложной церковной иерархии. В молельном доме избирался староста, который управлял всеми основными делами (уставщик) – этого было достаточно. Кулугуры придерживались строгих порядков: запрещено сквернословить, курить, пить крепкие напитки, благо – это ежедневный труд, молитвы, добрые дела – только так человек постигает Бога.
Общины кулугуров всегда отличались сплоченностью и взаимовыручкой. Семьи строились по принципам Домостроя: мужчина – глава семьи, женщина ведет хозяйство, воспитывает детей.
Пытаясь вникнуть в эту тему, я подняла такую толщу исторического материала! Сведения, полученные из художественной литературы, ложились на документы, архивные записи и воспоминания очевидцев. Читала я и о казнях старообрядцев, и о сожжении их в срубах, которое изображалось потом как самосожжение, якобы это было очищение огнём от грехов. Более того, увидела заметки о них на форумах, и очевидцы описывают старообрядцев:
"Моя Бабка и Мать -- Кулугурки... Я Улыбки на их лицах не видел! Смурные вечно. Дикие сатрапы! Жестокие… не только к чужим, но, в первую очередь, к наиближайшим".
Может быть, я бы частично и поверила этому высказыванию, если бы судьба не распорядилась мне жить в этой среде и быть лично знакомой со многими людьми старой веры.
Анфиса Ивановна Мурыгина была староверкой, все это знали, но она была добрейшим человеком, всегда встречала с улыбкой, была очень доброжелательна. Помню, она привела к нам в первый класс мальчика и, ласково обнимая его, представила: "Это последний у меня, десятый". Да, она
была матерью-героиней, и жизнь ей досталась нелёгкая: муж умер, когда дети ещё не встали на ноги, и поднимать их пришлось в основном одной. Но жила - не роптала, трудилась, молилась, и дом её был открыт, хотя и пишут, что староверы не любят пускать к себе в дом чужих и сажают их только у порога на гостевую лавку. Родом эта женщина была из деревни Шишово, вот о шишовских староверах и пойдёт наш рассказ.
Деревня Шишово расположена в лесу, подальше от дорог и от людского глаза. Первое упоминание о ней относится к 1588 году, когда проводилась перепись населения. Шишово упоминается наряду с Сосновским и другими деревнями: Лесуновом, Меледином, Рыльковом, Макасовом, Созоновом, Филюковом. Старожилы объясняли, что когда-то на месте этой деревни стоял колодец с высокой двухскатной крышей и называли его Шиш, а сама деревня находилась чуть выше. Люди стали селиться ближе к воде и назвали себя шишовцами, а деревню Шишово.
Но что это были за люди? Не те ли беглые, что спасались от преследований властей? В 1681—1682 годах Московский поместный церковный собор от лица архиереев, во главе с патриархом Иоакимом, просит царя применять гражданские суды для наказания старообрядцев. Но, по мнению патриарха, законы были недостаточно суровы, надо было ввести казнь за старый обряд, что и было сделано в 1685 году — введены пытки за инакомыслие и смертная казнь — сожжение живых людей в срубах. В соответствии с решением Московского собора 1681—1682 года розыском старообрядцев занимались воеводы вместе с местными архиереями, они посылали служилых людей, чтобы приводить раскольников в суды, где тех затем пытали и сжигали живыми в срубах.
Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцами. Можно предположить, что старообрядцы и укрылись в этой лесной стороне и жили там по своим законам, завещанным предками. В пользу этой версии говорит то, что в Шишове издавна было старообрядческое кладбище, а людей церковных, как они их называли, хоронили в Клещарихе. Сейчас в Шишове два кладбища: старое, старообрядческое, и новое, где хоронят уже всех, потому что ярых приверженцев старой веры уже не осталось. Но живут люди, которые хорошо помнят и молельный дом, и старые обычаи, и людей – истинных приверженцев старой веры.
По архивным документам XIX века на территории Горбатовского уезда существовало 17 старообрядческих общин, среди прочих указаны Шишово и Рыльково. В Рылькове старообрядчество не было чётко организованным, люди старой веры выехали на жительство в другие места. А в Шишове была сильная старообрядческая община, и теперешние жители вспоминают старосту молельного дома по прозвищу Филюкан. Родом он был из деревни Филюково и звали его Василий Аверин. В своё время, когда в Шишове был колхоз, он был его председателем. Когда колхоз прекратил своё существование, Филюкан с семьёй уехал в Павлово, но приезжал регулярно, чтобы проводить молебны. Они проходили в доме родителей его жены, а те были особо истовыми ревнителями старой веры. Говорят, к вере он был строг, не допускал на свои собрания иноверцев. А так в жизни был очень добрым старичком, словоохотливым, любящим книги и всегда с удовольствием общающимся с детьми. Филюкан умер в 1990 году, с тех пор в молельном доме большое количество верующих не собиралось, но, по свидетельству жителей, моленья проходили в семьях, которые были особо привержены к вере, то есть каждая семья молилась в своём доме.
Поначалу староверы старались создавать семьи с единоверцами, не было в своём селе подходящей девушки – ехали дальше. Вот старожилы и говорили, что одну Аннушку привезли из Салавири, другую из Гремячего. Но со временем особой строгости здесь не стало: Анастасия Степановна Косолапова была староверкой, а вышла замуж за церковного, Якова Степановича. Иногда и мужчины-старообрядцы выбирали девушку по душе из церковных – это не возбранялось.
Бывали и курьёзные случаи. Рассказывали в одной семье, как усватали невесту в старообрядческой семье. Уж такая была молодуха расторопная, ласковая, услужливая. Вот пошли они всей семьёй дрова готовить, увидела она толстенное дерево и бежит к свёкру радостная:
- Тятенька, какое бревно хорошее будет, вот тебе на гроб-от…
Да, старообрядцы гробы себе готовили заранее и хранили на подловке, порой десятки лет их там держали, и лучше считалось, если гроб не сколочен из досок, а выдолблен из целого дерева,.
В общем, это в старообрядческих семьях не сквернословили, а тут досталось девке…
Во многих семьях в Шишове до сих пор висят на стенах фотографии предков: мужчины все бородатые, а у женщин платки не завязаны под под-бородком в узел, а надеты по-особому, на кромку, и сколоты булавкой. Узел они почему-то называли Иудиным узлом. Но не раз мне приходилось видеть, как на похоронах у церковных людей, прежде чем опустить усопшую в землю, узел всё-таки развязывали… Что это, дань древней традиции, в останный момент на земле возвращение к истокам? Ведь наша православная вера возникла из той, первоначальной, и именно её старообрядцы считали истинной. Историки и богословы, кстати, разделяют понятия "старообрядчество" и "староверство", но это дело специалистов. Для нас они просто приверженцы старой веры, которые не изменили своим принципам, несмотря на гонения и преследования. Некоторые жители Шишова говорили, что их предки были староверами, но потом обратились к Русской православной церкви, потому что обряды у этих двух ветвей различались, а вера по сути была одна.
В 2000 году Русская православная церковь на Архиерейском соборе за границей принесла покаяние перед старообрядцами: " Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам старого обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей и которые вдохновлялись некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви. Простите, братья и сестры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью… Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения… Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас, и тем самым ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану…"
Профессор Духовной академии Алексей Ильич Осипов в своей лекции определил:
"Старообрядчество представляет удивительное явление, потому что та сила духа, с которой они его отстаивали, она просто поражает.. Они шли в Сибирь, на Север – можно преклониться перед нашей русской душой. Они действительные носители нравственности, которая потом была уничтожаема нещадно".
Патриарх Русской православной церкви Алексий II в своём выступлении сказал: "Старообрядцы – это плоть от плоти и кровь от крови нашего народа". В 2017 году состоялась встреча президента В.В.Путина с Митрополитом Московским и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилием. Корнилий благодарил президента за предоставленную возможность староверам со всего мира собираться в Москве. В его речи прозвучали слова:
"Здоровый консерватизм присущ старообрядцам, они охраняют нравственные устои, чтобы не было сползания в пропасть. Мы сохраняем те древние устои, на которых всегда держалась Святая Русь".
Вот, казалось бы, и всё: Русская православная церковь и церковь старообрядческая пошли на сближение, а народ уже давно сблизился и вражды между представителями разной веры нет. Анна Дмитриевна Абрамова, которую все в деревне называли Аннушкой, была староверкой по происхождению, но всем девушкам в Шишове, которые собирались замуж, стегала одеяла, независимо от их веры, сучила свечи и, как говорят её внуки, вся сама излучала доброту. В дом часто приходили гости, и о том, чтобы не давать им свою посуду, не было и речи. Кто-то крестился двуперстием, кто-то щепотью, главное то, что включало в себя понятие греха и спасения души.
Но всё-таки в старообрядчестве была какая-то тайна, не подвластная нашей разгадке. Много лет тому назад я проводила в школе праздник у новогодней ёлки. Одна маленькая девочка, ученица четвёртого класса, вместе со всеми водила хороводы, но не открывала рта, ходила молча. А когда начинались танцы, она отходила к окну и наблюдала: так велела мама. Жалко мне её стало, я подошла, погладила по голове, заглянула в глаза, а она шепчет:
- Тоже плясать хочу!
И имела я неосторожность сказать:
- Пойдём! Попляшешь, а маме ничего не скажем…
Она смерила меня таким удивлённым взглядом, что мне стало не по себе. Вот тогда я поняла: авторитет родителей в старообрядческих семьях непререкаем! Здесь настолько крепки семейные устои, что они возводятся в основу жизни и не подвергаются сомнению.
Я посмотрела фильм о старообрядцах, где один молодой человек разъясняет:
- Семья – смысл жизни. Здесь всё не моё, а наше и представляет собой еди-ную силу. Это наша сила. Господь дал жизнь, а человек должен отыскать в ней смысл, такой он или не такой. Смысл – поставить на ноги детей. А смысл божественный – спасти свою душу.
Я пыталась разузнать у детей староверов, как в их семье добиваются послушания. Может быть, наказывают, запугивают, бьют? Все разом отвечали: "Нет!" Но, по всеобщему признанию, здесь из поколения в поколение передавалось глубокое почитание старших и уважение к младшим, оберегании их.
Когда я только приехала на работу в район, у всех на слуху была история. Один глубоко верующий старик, дожив до пенсионного возраста, отказался от государственной пенсии: так и сказал, что грех получать незаработанные деньги. Работал, пока были силы, а когда сил не стало, его кормили дети. Не то удивило, что старик имел такие убеждения, а то, что дети (кажется, их было трое) нисколько не возмутились, хотя у всех уже были свои семьи и деньги были нелишние, они просто уважили выбор своего отца и всем окружающим показали, что значит настоящее правильное воспитание.
Потомки староверов живут в Шишове до сих пор, и не только в Шишове, конечно, просто с этими мне довелось пообщаться, и все в один голос утверждают, что черты, присущие староверам, живут сейчас в их потомках: это глубокая убеждённость, обострённое чувство справедливости и крепкие семейные устои, неразрывная связь отцов и детей. Все женщины подтверждали: да, за мужем – как за каменной стеной. А жена, в свою очередь, первая поддержка и опора.
Много интересных историй услышала я в Шишове, много поводов для размышлений. А одна история пронзила в самое сердце.
В семье Михаила и Анны Павловых детей было восемь человек: две дочери и шесть сыновей. Когда началась Великая Отечественная война, все шестеро сыновей ушли на фронт, и пятеро из них погибли. Пятеро! Когда летели фашистские пули, они не разбирали, кто из солдат какой веры, а на защиту родной земли плечом к плечу вставали и старообрядцы, и воцерковлённые, и мусульмане, и иудеи, и атеисты, которым матери тайком зашивали в одежду крестик и листочек с молитвой…
Как-то пришлось мне добираться из Павлова в Сосновское на рейсовом автобусе. Когда я вошла в автобус на остановке около Нового завода, все пассажиры сидели по местам и рассматривали красочные журналы, которые держали в руках. Что это за изба-читальня на колёсах? Я переспросила водителя, действительно ли это рейсовый автобус, он утвердительно кивнул головой. Когда автобус тронулся, ко мне подошла миловидная женщина средних лет и, протягивая свою литературу, сказала:
- Мы адвентисты седьмого дня. Почитайте наши издания, и вы поймёте, что в православии…
Я не стала дослушивать её до конца и ответила так, как сама разумею:
- Родители крестили меня в младенческом возрасте и таким образом обозначили линию, по которой я должна строить свою жизнь. Их давно уже нет в живых, и предать их веру – значит осквернить память о них…
Мне вспомнилась в тот момент юная Бэла из романа "Герой нашего време-ни", которая отказалась от крещения перед смертью, чтобы на том свете быть рядом с Печориным и сказала, что хочет умереть в той вере, в которой родилась. И герои легенды Горького о Данко, которые "не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы". И если то, что сотворено руками, пройдя через толщу лет, может рухнуть и превратиться в прах, то духовное неподвластно времени.
Нина Никонова
Автор благодарит Максимову С.В. за предоставленные фото из фондов музея Рыльковской сельской библиотеки.
Исторические, научные и архивные сведения взяты на сайте
http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=602852.100