Облаком, сизым облаком ты полети к родному дому, отсюда к родному дому. .." - и этих примеров может быть бесконечно много. Дом родной не только потому, что там живёт или жила родня, родным становится сам дом, каждая его щёлочка, скрипучая половица, сучок на стене. Даже если человек уехал и давно не живёт в местах своего детства и юности, ему хочется хоть на время вернуться в родной дом, войти туда, даже если он пуст и там давно никто не живёт. А если там живут совершенно другие, чужие люди и там давно уже всё по-другому, зачем приходить туда, войти в эти стены, постоять у порога?
"Поклонитесь от меня дому"
Я знаю зачем. Дом издавна воспринимался человеком, как живое существо. Он не только укрывал от непогоды и хранил тепло, он обладал мощной энергетикой, и человек стремился туда за моральной подпиткой, не случайно же говорили: "Дома и стены помогают". Вспомним Тургенева, который писал из-за границы: "Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу - родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу". Нередко среди старых фотографий, которые человек хранил как самую дорогую реликвию, наряду с портретами родителей и всех членов семьи я видела фото дома. Да, на фотографии не человек, а просто дом. Видимо, он дорог так же, как человек!
Окно от слова "око"
Наши предки оберегали свой дом и от лихого человека, и от дурного глаза. Я сама видела во многих старых домах воткнутый при входе над дверью с внутренней стороны серп остриём вниз: оказывается, так в ста-рину отгоняли от дома нечистую силу. Дом одухотворяли, ему придавали человеческие черты. Переднюю часть дома, фасад, называли лицом: три окошка по лицу, пять окошек – чем больше окон по лицу, тем богаче считался дом. Если строили дом и сооружали над ним крышу, говорили, что надо зашить лоб, а также в украшении фасада есть лобовая доска, причелина (от слова "чело" - лоб), кисть, фартук, полотенце, кокошник – ну всё как у людей. И, конечно же, окна и наличники. Окно – от слова "око", окна – глаза дома, а наличники – то, что на лице, у дома самая выразительная и значимая часть.
Через окна в дом проникал свет, через окна осуществлялась связь с внешним миром, вестовой стучался в окно, если нужно было передать весть. В окно стучали, когда собирали рано утром на работу колхозников. Под окнами томился парень, вызывая девушку на свидание. Через открытое окно подавали тайную милостыню.
Когда на улице темнело и в доме зажигали огонёк, окна приветливо светились. Как тут не вспомнить Лермонтова: "Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень"? И не важно, освещается дом лучиной, свечой или электрической лампой. "Спаси-бо, скромный русский огонёк, …За то, что, с доброй верою дружа, …Горишь, горишь, как добрая душа".
Добротные дома сосновчан
Проехав в паломнических поездках по дорогам центральной России, мы видели немало деревень заброшенных, в которых едва теплилась жизнь. Невольно вспоминались стихи Блока: "Россия, нищая Россия, мне избы серые твои, твои мне песни ветровые, как слёзы первые любви…" Но сказано это, к счастью, не про наш Сосновский район. В нашем районе даже в отдалённых деревнях жилые дома ухоженные, отделанные современными материалами. Гости нашего района с удивлением отмечают, насколько добротно выглядят дома сосновчан. Старые дома облагораживают: обкладывают цветным кирпичом, обшивают сайдингом, пластиковые окна, металлические двери – любо-дорого посмотреть! Только вот наличники постепенно исчезают с лица русского дома…
Чтобы душа радовалась
Наличник прежде всего имел практическое назначение: он закрывал щель между проёмом и оконной рамой, чтобы не задувал ветер, не выходило из дома тепло. Ну и, конечно, наличник был украшением дома, делал его нарядным и непохожим на другие дома. Когда на уроке мы анализируем стихотворение Лермонтова "Родина", я обращаю внимание ребят на строчки: "С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно, избу покрытую соломой, с резными ставнями окно…" Зачем простому мужику нужны были резные ставни, если он жил в крайней бедности, изба была покрыта соломой и освещалась лучиной? Ответ прост: русский человек всегда тянулся к красоте, его окружала красивейшая природа, и часть этой красоты он обязательно привносил в свою обыденную жизнь, в свой быт, чтобы душа радовалась.
У каждого мастера свой почерк
Сейчас я прохожу по селу и не просто любуюсь отделкой жилищ, как говорится, их декором, а внимательно всматриваюсь в старые дома, где узор наличников оригинальный и такое разнообразие вариантов – диву даёшься! Вот дом по улице Школьной, его перевезли с лесного кордона ещё задолго до войны, потом перестраивали в 1963 году, и плотник из Лесунова Степан Семёнович Тоскин сказал, что наличники здесь хорошие и менять их не надо, а раз появилось дополнительное окно, он сделает и наличник. Сделал он его совсем по-другому, в свойственной ему манере, потому что у каждого мастера был свой почерк: по виду наличника можно было узнать и мастера. Сын его Семён Степанович Тоскин перенял ремесло отца, но уехал жить в Павлово, там украшал фасады строений. Знаю историю многих домов в селе, и очевидно, что некоторые наличники были сделаны сто лет назад, а то и больше.
Разнообразие форм объясняется ещё и тем, что раньше часто перевозили дома из одной деревни в другую: вот этот дом привезли из Лачинова, этот из Батманова – их делали разные мастера. Новые хозяева могли поменять крышу, крыльцо, а вот наличники, как правило, оставляли прежние, они ведь сохраняли свой вид долгое время, покрасишь – он опять как новый. Правда, когда в Крутые перевезли из Глядкова школу под клуб, наличники заказали новые, и изготовил их мастер из Сосновского Евгений Николаевич Пестов. В них сочетаются два вида резьбы – смотрится красиво!
В Сосновском же жил замечательный мастер Иван Валентинович Ло-банов, который был и плотником, и художником, и изобретателем – конструктором, он собственноручно сделал нам наличник и даже покрасил его на свой вкус.
Резьба на наличниках различается: глухая, рельефная, похожая на лепнину (накладная) и сквозная (пропильная). Сквозную резьбу называют деревянным кружевом, она выглядит очень эффектно и на фоне брёвен, но особенно хорошо сочетается с сайдингом. В Крутых признанные мастера такой резьбы Александр Александрович Макаров и Валерий Александрович Стифеев, в Сиухе Вадим Александрович Бакулин. Рисунки для такой резьбы можно найти в интернете, скопировать, перевести на дерево. Александр Иванович Никонов попробовал для своего дома вырезать наличники сам – неплохо получилось!
Столяр Александр Абрамов
Замечательный мастер живёт сейчас и в Шишове. Александр Евгенье-вич Абрамов не художник-любитель, а профессионал, в своё время он учился в Ленинграде и получил специальность столяра-краснодеревщика. Творениями своих рук он украшает дома и односельчан, и дачников – эту красоту невозможно описать – её надо видеть! Резьбой по дереву он занимается больше двадцати лет. Сначала изготовил наличники для своего дома, потом появились заказчики. Сейчас число наличников, изготовленных Александром, перевалило за сотню. Все они такого высокого качества, что люди, по разговорам, подходят ближе и трогают их руками: не верят, что такую красоту можно вырезать из дерева, думают, отлито из пластика. В каждое своё изделие мастер добавляет что-то своё, поэтому одинаковых наличников он практически не делает.
Спрашиваю Александра, кто преобладает в его работе, ремесленник или художник. Отвечает, смеясь, что живут они в большой дружбе, но художник, конечно, лидирует. Александр Абрамов считается единственным признанным мастером своего дела на всю округу, но мастерство своё он не держит в секрете, охотно делится шаблонами и даёт советы, если приезжают к нему люди из других мест, желающие попробовать себя в этом деле.
Дом улыбается ставнями
У Андрея Михайловича Кривдина в Крутых дом как картинка, кажется, он стоит и улыбается. Искусно вырезанные наличники придают ему праздничный вид, и он издали напоминает старинный резной пряник. Спрашиваю у хозяина, почему для наличников выбрал такой узор - пожимает плечами: просто понравился рисунок. А ведь в старину каждая деталь быта была наделена особым смыслом. Ни одна планочка, ни одна чёрточка не наносились просто так. Элемент наличника, который, как правило, располагался в центре верхней части, назывался "Берегиня" - он оберегал дом. Стилизованные значки обозначали землю, солнце, воду, головы коней – свет, змеиные головки тоже охраняли дом. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле – это знаки плодородия. Исполь-зовали и элементы растительного орнамента, они назывались завиток, трилистник, розетка, ветка.
Современные наличники покрывают лаком или красят в один цвет, в основном белый: на фоне цветного сайдинга белые наличники смотрятся, как настоящее кружево. Старинные наличники в нашей местности красили, как правило, в два цвета: синий с белым или зелёный с белым – это говорит о сдержанности и скромности. В других областях страны, особенно южных, наличники раскрашивали чуть ли не всеми цветами радуги. Но существует негласное правило: чем проще узор, тем ярче и разнообразнее краски.
Поэма в камне
Говоря о деревянных наличниках, нельзя не добавить несколько слов о творениях каменных дел мастеров. В 70-е годы прошлого века началось массовое возведение частных домов из белого силикатного кирпича. Там тоже выкладывалась вокруг окна кирпичная рама, которую потом красили голубой или зелёной краской, считалось: окна надо выделить и нарядить. Но не может жить русский человек без фантазии в душе! К концу XX века возникла мода отделывать фасады домов точёным кирпичом. Работа трудоёмкая, пыльная (обтачивали кирпич в респираторе), но она того стоила! Если я не ошибаюсь, первопроходцем в этом деле в районе был Александр Васильевич Грехов, он создал свою "поэму в камне", и построенные им дома по посёлку и по району сразу выделяются среди прочих строений. В его наличниках и розетки, и ромбы, и волны, и даже львиные пасти. Я тоже задавала Александру Васильевичу вопрос, кто в нём преобладает, ка-менщик или художник, и он ответил: художник. А вот имели ли своё значение элементы наличников, вырезанных из камня, спросить не успела.
Грустинка в сердце
Много лет прошло с тех пор, когда мы с ребятами писали сочинение- фантазию на тему "Будущее моего села", и одна девочка написала: "Я мечтаю, чтобы у нас в селе около каждого дома стояла машина, а то и две". Милая Наташа, мечта твоя сбылась: теперь почти у каждого дома стоит машина. А то и две. И в домах у нас теперь газ, вода и канализация, и интернет, и спутниковое телевидение. Отчего же при виде изобилия всех благ цивилизации в сердце затаилась лёгкая грустинка? Не оттого ли, что приобретая скопом всё новое, современное и совершенное, мы постепенно и незаметно для себя утрачиваем в жизни что-то очень важное, что всему сущему на земле придавало смысл?
Как часто нам приходится жалеть: не спросили, не сберегли, упусти-ли… Поэтому, пока не поздно, давайте сохраним для потомков всё лучшее в нашей жизни, что может уйти безвозвратно. Давайте запишем и сохраним уходящую в небытие старинную диалектную речь, деревянные изделия старых мастеров, элементы декора старинных зданий, украшения и одежду, редкие фотографии – современные технические средства позволяют всё это сфотографировать и хранить в электронном виде. И как тут не вспомнить мои любимые слова Гоголя: "Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!"
Нина Никонова