Возмущались ученики, родители и, конечно, учителя, потому что подготовка к итоговому собеседованию тяжким грузом легла на их и без того перегруженные плечи. Хотя, казалось бы, что тут сложного: прочитать, пересказать, составить небольшой рассказ и поддержать бесе-ду?
Во-первых, надо разобраться, была ли необходимость проконтролировать владение выпускников основной школы устной речью. Думается, да. Не секрет, что и техника чтения, и коммуникативные навыки оставляют желать лучшего. Мы же должны выработать умение говорить, чётко выражая свои мысли, чистую, безупречную речь, хорошую дикцию… Мне вспоминается эпизод из фильма "Доживём до понедельника": учитель истории Мельников рассказывает в классе о лейтенанте Шмидте и в довершение всех достоинств его личности добавляет: "А как он умел говорить!" Умение говорить – это талант, который от природы достаётся немногим, а обладать им необходимо каждому. Помните выражение "словом можно полки за собой повести"?
Как приятно слушать грамотную, образную, живую речь! До сих пор я вспоминаю выступления Валентины Васильевны Сустаевой, её экскурсии в музее Панинской школы – она никогда не пользовалась конспектом! Без конспекта читал лекции в НИРО перед огромной аудиторией Николай Александрович Шобонов, да и многих ещё можно назвать людей, даже далёких от науки и просвещения, которых хотелось слушать бесконечно.
Могла бы привести множество примеров, когда меняется отношение к человеку, как только он начинает говорить. Как-то ехала в переполненном автобусе одна очень красивая девушка, сидела она рядом с кабиной водителя лицом к остальным пассажирам. Она была так хороша собой, что все сидящие невольно ей любовались: тонкие правильные черты лица, красивая причёска, модная одежда… Но вот на очередной остановке в заднюю дверь вошёл молодой человек, и она через весь автобус громко заорала: "Ты, шланг гофрированный, чо вчера не приходил?" Неловко стало всем, особенно парню, которому были адресованы эти слова приветствия. Присмотрелись к ней – не такая уж она и красавица. Не случайно ведь говорят, что первое впечатление обманчиво.
Короче говоря, итоговое собеседование в девятом классе должно было обнаружить, на каком уровне у наших выпускников основной школы развита устная речь. А теперь, дорогие взрослые, вы можете провести небольшой эксперимент. Возьмите незнакомый печатный текст объёмом примерно в страницу, желательно с именами числительными, географическими названиями, сложными именами и фамилиями и труднопроизносимыми словами, например, "спецраспределителями". Прочитайте этот текст выразительно, предварительно включив диктофон, а потом прослушайте. Затем, не глядя в текст, надо подробно его пересказать. Да ещё составить рассказ по фотографии, где всего-то запечатлён один лётчик на фоне самолёта, а про него надо придумать не менее десяти предложений. Сложно.
Поэтому мы, учителя, делаем вывод, что надо больше на уроках отводить времени для чтения вслух, просить ребят пересказать текст. А где взять это время? Современные требования к уроку такие высокие, всё рассчитано по минутам. Поэтому мы обращаемся к родителям: пожалуйста, читайте дома с детьми вслух, просите их пересказывать. Пусть ребёнок читает вам, пока вы делаете какие-то домашние дела. Беседы о прочитанном сближают взрослых и детей, формируют общность интересов. И делать это надо, конечно, постоянно, начиная с начальной школы, а не к концу девятого класса.
В прежние времена в семьях устраивались громкие читки, когда один из членов семьи читал вслух, остальные слушали и рукодельничали – двойная польза. Постепенно эту добрую традицию вытеснил телевизор, а теперь ещё и гаджеты: каждый в своём мире, всё способствует разобщению. Вывод, кажется, ясен: больше чтения в семье, разговоров о прочитанном, бесед с соблюдением норм русского языка. Но разговор сейчас не об этом.
Итоговое собеседование, несмотря на благие намерения этого меро-приятия, с самого начала было облечено в устрашающую форму. Во-первых, во время всего процесса велась запись. Несомненно, это создаёт ненужное напряжение. Во-вторых, учителю, ведущему русский язык и литературу в этом классе, не разрешено присутствовать в аудитории. Почему? Он может нанести какой-то вред ученикам или ринется им подсказывать? С одной стороны – неимоверно высокие требования к учителю, с другой – недоверие к нему. К проведению итогового собеседования привлечены преподаватели других предметов, которые тоже должны пройти определённую подготовку. Ну и, наконец, большое количество документов, которые школа должна сдать в вышестоящие инстанции. Понятно, что "если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно". Но здесь возникает ощущение не зажигания, а угасания звёзд, потому что ещё Пушкин сказал когда-то, что алгеброй гармонию проверять бессмысленно.
В своё время Архимед воскликнул: "Дайте мне рычаг, и я переверну Землю!" Сейчас много ведётся споров о том, какой должна быть система образования, и справедливых доводов со всех сторон приводится немало. Ясно одно: во все времена в основе любых образовательных систем всегда было чтение, и один учитель справиться с этим не в силах. Учитель рассчитывает прежде всего на помощь семьи: давайте читать дома, давайте читать вслух. Давайте рассказывать и просто разговаривать. Давайте все вместе возьмёмся за этот рычаг, тогда и образование будет качественнее, и жизнь станет интересней.
Нина Никонова