Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Итоговое собеседование: взгляд изнутри

Итоговое собеседование свалилось нам как снег на голову три года назад. Всеобщему возмущению не было предела. Как? Ещё одно испытание? Мало нам ОГЭ, ЕГЭ, ВПР?

Возмущались ученики, родители и, конечно, учителя, потому что подготовка к итоговому собеседованию тяжким грузом легла на их и без того перегруженные плечи. Хотя, казалось бы, что тут сложного: прочитать, пересказать, составить небольшой рассказ и поддержать бесе-ду?

Во-первых, надо разобраться, была ли необходимость проконтролировать владение выпускников основной школы устной речью. Думается, да. Не секрет, что и техника чтения, и коммуникативные навыки оставляют желать лучшего. Мы же должны выработать умение говорить, чётко выражая свои мысли, чистую, безупречную речь, хорошую дикцию… Мне вспоминается эпизод из фильма "Доживём до понедельника": учитель истории Мельников рассказывает в классе о лейтенанте Шмидте и в довершение всех достоинств его личности добавляет: "А как он умел говорить!" Умение говорить – это талант, который от природы достаётся немногим, а обладать им необходимо каждому. Помните выражение "словом можно полки за собой повести"?

Как приятно слушать грамотную, образную, живую речь! До сих пор я вспоминаю выступления Валентины Васильевны Сустаевой, её экскурсии в музее Панинской школы – она никогда не пользовалась конспектом! Без конспекта читал лекции в НИРО перед огромной аудиторией Николай Александрович Шобонов, да и многих ещё можно назвать людей, даже далёких от науки и просвещения, которых хотелось слушать бесконечно.

Могла бы привести множество примеров, когда меняется отношение к человеку, как только он начинает говорить. Как-то ехала в переполненном автобусе одна очень красивая девушка, сидела она рядом с кабиной водителя лицом к остальным пассажирам. Она была так хороша собой, что все сидящие невольно ей любовались: тонкие правильные черты лица, красивая причёска, модная одежда… Но вот на очередной остановке в заднюю дверь вошёл молодой человек, и она через весь автобус громко заорала: "Ты, шланг гофрированный, чо вчера не приходил?" Неловко стало всем, особенно парню, которому были адресованы эти слова приветствия. Присмотрелись к ней – не такая уж она и красавица. Не случайно ведь говорят, что первое впечатление обманчиво.

Короче говоря, итоговое собеседование в девятом классе должно было обнаружить, на каком уровне у наших выпускников основной школы развита устная речь. А теперь, дорогие взрослые, вы можете провести небольшой эксперимент. Возьмите незнакомый печатный текст объёмом примерно в страницу, желательно с именами числительными, географическими названиями, сложными именами и фамилиями и труднопроизносимыми словами, например, "спецраспределителями". Прочитайте этот текст выразительно, предварительно включив диктофон, а потом прослушайте. Затем, не глядя в текст, надо подробно его пересказать. Да ещё составить рассказ по фотографии, где всего-то запечатлён один лётчик на фоне самолёта, а про него надо придумать не менее десяти предложений. Сложно.

Поэтому мы, учителя, делаем вывод, что надо больше на уроках отводить времени для чтения вслух, просить ребят пересказать текст. А где взять это время? Современные требования к уроку такие высокие, всё рассчитано по минутам. Поэтому мы обращаемся к родителям: пожалуйста, читайте дома с детьми вслух, просите их пересказывать. Пусть ребёнок читает вам, пока вы делаете какие-то домашние дела. Беседы о прочитанном сближают взрослых и детей, формируют общность интересов. И делать это надо, конечно, постоянно, начиная с начальной школы, а не к концу девятого класса.

В прежние времена в семьях устраивались громкие читки, когда один из членов семьи читал вслух, остальные слушали и рукодельничали – двойная польза. Постепенно эту добрую традицию вытеснил телевизор, а теперь ещё и гаджеты: каждый в своём мире, всё способствует разобщению. Вывод, кажется, ясен: больше чтения в семье, разговоров о прочитанном, бесед с соблюдением норм русского языка. Но разговор сейчас не об этом.

Итоговое собеседование, несмотря на благие намерения этого меро-приятия, с самого начала было облечено в устрашающую форму. Во-первых, во время всего процесса велась запись. Несомненно, это создаёт ненужное напряжение. Во-вторых, учителю, ведущему русский язык и литературу в этом классе, не разрешено присутствовать в аудитории. Почему? Он может нанести какой-то вред ученикам или ринется им подсказывать? С одной стороны – неимоверно высокие требования к учителю, с другой – недоверие к нему. К проведению итогового собеседования привлечены преподаватели других предметов, которые тоже должны пройти определённую подготовку. Ну и, наконец, большое количество документов, которые школа должна сдать в вышестоящие инстанции. Понятно, что "если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно". Но здесь возникает ощущение не зажигания, а угасания звёзд, потому что ещё Пушкин сказал когда-то, что алгеброй гармонию проверять бессмысленно.

В своё время Архимед воскликнул: "Дайте мне рычаг, и я переверну Землю!" Сейчас много ведётся споров о том, какой должна быть система образования, и справедливых доводов со всех сторон приводится немало. Ясно одно: во все времена в основе любых образовательных систем всегда было чтение, и один учитель справиться с этим не в силах. Учитель рассчитывает прежде всего на помощь семьи: давайте читать дома, давайте читать вслух. Давайте рассказывать и просто разговаривать. Давайте все вместе возьмёмся за этот рычаг, тогда и образование будет качественнее, и жизнь станет интересней.

Нина Никонова

Автор: Нина Никонова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 245

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика