Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

А сегодня будем петь?

А сегодня петь будем? Следуя методике Е.Никитиной, я всегда в начале урока русского языка проводила словарную работу.

Следуя методике Е.Никитиной, я всегда в начале урока русского языка проводила словарную работу. Пока ребята ещё не устали, как говорится, на свежую голову, берём какое-нибудь словарное слово и разбираем его написание, значение, происхождение, употребление… Сегодня с пятиклассниками мы взяли слово "балкон". Разобрали написание, спрашиваю, что означает слово – никто не знает. Объясняю, как могу, рисую на доске чертёж, заодно замечаю, что в былые времена молодые люди под балконом пели возлюбленным серенады.

- А что такое серенада?

Кстати, тоже словарное слово.

- А как поётся серенада?

Ну как расскажешь? Не знаю, что за стих на меня тогда напал, но спонтанно решилась я пропеть ученикам кусочек из серенады Смита из оперы Ж.Бизе "Пертская красавица:

На призыв мой тайный и страстный,

О друг мой прекрасный, выйди на балкон!

Как красив свод неба атласный,

свет звёздный и ясный

Льёт печально он…

Хоть это и перевод, но слова такие красивые, а мелодия просто завораживает. Дети улыбаются – учителю радость.

Поработали над словом, составили с ним предложение, продолжаем урок. В середине урока от учеников поступает пожелание:

- А давайте ещё споём?

Нет, друзья, не для этого мы здесь собрались. Изучаем и закрепляем правила правописания, работаем с текстом, разбираем домашнее задание.

На другой день, только переступив порог класса, слышу интересный вопрос:

- А сегодня петь будем? Нам надо закрепить написание слова "балкон".

- Нет, - говорю, - Катюша, петь сегодня не будем, а иди-ка ты к доске и за-пиши предложение:

У нас в квартире есть балкон,

И у Серёжи есть балкон,

И вот с балкона на балкон

Мы протянули телефон.

Кстати, "телефон" - тоже словарное слово.

Вот посмотрю на Васю…

Завтра у меня урок по Грибоедову. Я обожаю эту тему! Ещё в школьные годы, потрясённая его судьбой, я готова была преклоняться перед его умом и талантом, беззаветно полюбила его комедию "Горе от ума" - этот кладезь мудрости. Комедию, кстати, наш учитель Иван Евлампиевич Трубин читал нам наизусть. Но особенно тронул меня в биографии писателя образ его юной жены Нины Чавчавадзе, которая осталась вдовой в шестнадцать лет и до конца дней хранила верность своему мужу.

Помню, мне было 16 лет и на глаза мне попалось стихотворение по-этессы Надежды Поляковой, посвящённое Нине Чавчавадзе.

А княгине Нине всего шестнадцать!

А княгине Нине сны не снятся…

Молодой не спится в тишине Тавриза,

бессонница птицей ходит по карнизу…

Пока заучивала его наизусть, обливалась слезами, переживала за юную княгиню, как за родную. И вот теперь, накануне урока, думаю: не прочесть ли это стихотворение детям? Нет, наверное, не решусь. Вдруг дойду до самых скорбных строчек и расплачусь? Ученики, может, и не прочувствуют всей трагедии, а я останусь со своей поэзией и совсем не нужными слезами…

А слова там такие потрясающие:

А наутро ахнула, рухнула на месте!

Что там ночь со страхами перед этой вестью?

Суждено княгине вдовой остаться…

А княгине Нине всего шестнадцать!

Нет, думаю, надо прочесть. Стихотворение мало известное, если не прочту его сейчас, ребята могут его так и не узнать. А если расплачусь? И пришла мне в голову мысль умная, как мне показалось на тот момент. Если слёзы будут подступать к глазам, я посмотрю на Васю…

Вася – голубоглазый красавец с буйными пшеничными кудрями, ка-жется, он не унывает никогда, и, глядя на него, всё время хочется улыбаться. Я посмотрю на Васю и сразу успокоюсь, как говорится, спущусь с небес на землю. А если Васи в этот день не будет в школе? Ну так у нас ещё есть Санёк. Этот тоже не утруждает себя глубокими мыслительными процессами, наверняка с улыбкой будет слушать, он одним своим видом вернёт меня в повседневную реальность…

И вот я веду урок. И дохожу до места, где надо читать эти стихи. В классе звенящая тишина. И голос мой звенит и срывается, слёзы подступают к самому горлу… Где ты, Вася?

Вася сидит, выложив на парту сжатые в кулаки руки и опустив голову, глаза смотрят вниз в одну точку: он переживает вместе со мной, а может, сильнее меня, ведь эти стихи он слышит впервые. От осознания того, как поэзия находит отклик в детском сердечке, я готова разрыдаться. Санёк, спаси меня! Санёк сидит, сдвинув брови и закусив губу, слушает напряжённо:

Грот в скале, как в раме, сумеречный свет,

чёрный-чёрный мрамор жарким лбом согрет.

Девочке что ведомо про её судьбу?

Тело Грибоедова спрятано в гробу…

И слова простые яснее дня:

Ум твой – для России, горе – для меня…

Я смотрю на этих ребят и вижу, что никакие они не лоботрясы и балбесы, в их молодых головах сейчас зреет взрослая мысль, а сердце наполняется новым, неизведанным ещё чувством. Велика сила поэзии!

Не знаю, запомнили что-то из этого материала ребята или нет, но их лица я помню до сих пор. Тургенев писал о нашем языке, что это могущественное орудие и оно в состоянии совершать чудеса. Это правда – сама убедилась.

" Помни твёрдо заветы отцов…"

Всё своё пионерское детство пропев в школьном хоре, иногда до сих пор вспоминаю старые советские песни: какое было оптимистическое время! Вот и сейчас в памяти всплыла строчка: "Меряй землю решительным шагом, помни твёрдо заветы отцов!" Пели тогда – не думали, конечно, ни о каких заветах и их глубоком смысле. Настоящее осознание этих слов даёт великая русская литература, да и не только русская, потому что весь мир испокон века живёт одними проблемами: одной любовью и одним страданием.

Я люблю сопоставлять произведения разных авторов, разных эпох. Изучаем комедию Фонвизина "Недоросль". Прошу обратить внимание на слова Стародума: какой наказ давал ему в своё время его отец? Правильно: "Имей душу, имей сердце, и будешь человек во всякое время". Запишем эти слова на обложке тетради, чтобы потом не потерять.

Изучаем комедию Грибоедова "Горе от ума". Вот признание Молчалина: "Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья — хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была". Запишем и эту цитату. Разные отцы, разные эпохи, разные герои. Запишем и это.

Очередь дошла до гоголевских "Мёртвых душ". Помните, какое на-ставление давал отец Павлуше Чичикову? "Больше все-го береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой". Заодно ещё и вспомним пушкинскую "Капитанскую дочку", какой наказ давал отец Гринёву, отправляя его на службу.

И вот теперь, когда ребята оканчивают основную школу и выходят "из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество", я прошу их открыть наши записи и дать обоснованный ответ: какой отцовский наказ они считают наиболее правильным и подходящим для нашего времени.

Как отрадно мне смотреть на детские лица, одухотворённые напряжённой мыслительной работой! Вот смотрю на них, как говорится, "с отрадой, многим незнакомой".

…Как-то пришлось мне давать интервью корреспонденту областного радио, которая приезжала к нам в школу. Рассказывая об учениках, я всё время говорила слово "дети". Она остановила запись и сказала строго: " Давайте договоримся: Вы не произносите слово "дети", а называете их "ребята". Я, конечно, согласилась, а про себя подумала: это для вас они ребята, а для нас всё равно дети, потому что мы принимаем их в школу из родительских рук несмышлёными малышами, и на наших глазах они растут, и процесс их взросления совпадает с нашей душевной самоотдачей…

В классе надолго повисла тишина. Потом кто-то из учеников не вы-держивает и спрашивает прямо:

- А Вы-то сами как думаете?

Я, конечно, не могу сразу открывать все карты, не для того эта ситуация была задумана. Мне хочется вызвать ребят на спор. Поэтому принимаю глубокомысленный вид и говорю спокойно:

- Если быть честной, то я считаю, что для нашего времени больше подходит рассуждение отца Чичикова. Разве деньги сейчас в нашей жизни не играют главенствующую роль? Ведь если разобраться…

Ребята слушают с удивлением, смотрят недоверчиво. Потом я слышу голос девочки, полный возмущения и презрения:

- Вы что? Действительно так считаете?!

Никогда ещё такая интонация собеседника не доставляла мне столько радостного удовлетворения. Спасибо тебе, милая девочка по имени Ирина: в этот момент я почувствовала незряшность своего труда и великую благодарность к тому неисчерпаемому материалу, который даёт нам русская литература.

Автор: Нина Никонова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 218

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика