Может чайку?
Хуже нет, когда начальник с утра не в духе. Расшумелся, раскричался, и работники все никакие, и зарплату получают зазря, да и что там говорить, все мы знаем, что говорят сердитые начальники. На очередном вираже крика "работать надо, а не…" из приёмной вышла пожилая секретарша и, тронув рассвирепевшего льва за локоток, тихонько спросила:
- Николай Василич, может, чайку?
- Да! – гаркнул он и скрылся в дверях приёмной.
А через десять минут вышел оттуда совершенно другой человек: благодушный, с улыбочкой, бодрым голосом сказал, потирая руки:
- Ну что, за работу?
И после этого кто-то будет ещё сомневаться, что чай – чудодейственный напиток?
Да и каждый про себя скажет: когда затекает спина и шея и буквы и цифры начинают мелькать так, что их уже не воспринимает голова, сама собой возникает мысль: не попить ли чаю?
Чай настолько прочно вошел в нашу жизнь, что без него её и помыс-лить нельзя. Вот представьте, что вместо чая мы, как во времена Древней Руси, выпиваем квас, сбитень, взвар… Их и готовить не на раз – два, и эффект не тот.
Как чай пришёл на Русь
Употребление чая на Руси началось в первой половине XVII века. Существует версия, что уже в 1618 году царь Михаил Фёдорович Рома-нов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков чая. Название было заимствовано из китайского языка, поскольку иероглиф, обозначающий чай, читался как "чхаэ".
Вначале чай использовался, прежде всего, как лечебный напиток, "предохранительное средство против вредного влияния заразительного воздуха и лекарство от вина", но вскоре начал употребляться просто для удовольствия. К середине XVII века в Москве уже можно было купить до десяти сортов чая, а в 1679 году был заключён договор с Китаем о его регулярных поставках. До середины XIX века чай был основным товаром на Макарьевской (Нижегородской) ярмарке, с его перепродажи начинался очередной годовой цикл её работы.
На чайных чашках в 60-е годы XIXвека можно было встретить надпись "Кяхтенский чай и муромский калач – завтракает богач". Кяхта – город на границе с Китаем, откуда начиналась транспортировка чая. До Москвы это было 11000 километров, и везли чай гужевым транспортом около полугода, расходы на перевозку были очень большими, поэтому чай в России стоил в 10 раз дороже, чем в Германии или Англии. Но с 80-х годов начали функционировать железные дороги, а также чай стали закупать в Индии и Цейлоне и доставлять его морем до Одессы, поэтому цена его резко упала и чай стал ежедневным массовым напитком. В 1886 году чай был введён в состав армейского пищевого довольствия, а с середины 1890-х годов начал фигурировать в трудовых договорах как одна из частей заработной платы (выплачиваемой "деньгами, харчами и чаем").
В XIX веке чай в России пили уже все сословия, причём статистика отмечала, что в районах, где употребляли больше чая, падало потребление крепких спиртных напитков. Конечно, дворяне пили чай дорогих сортов, а простой народ низкосортный, да ещё и вторично перезаваренный, получивший название "фельдфебельский чай". В связи с этим вспомнилась мне история, описанная в литературе в биографии А.П.Чехова. Отец его имел бакалейную лавку и при ней трактир. Дела там шли не особенно успешно, поэтому папаша ради экономии заставлял своих детей собирать остававшиеся на дне выпитых стаканов чаинки, высушивать их, чтобы потом заварить снова. А Максим Горький в повести "Детство" описывал, как жили дед и бабушка после того, как дед разорился:
"Чай и сахар хра¬нился у каж¬дого отдельно, но зава¬ри¬вали чай в одном чай¬нике, и дед тре¬вожно говорил:
— Постой, погоди,— ты сколько положила?
Высып¬лет чаинки на ладонь себе и, акку¬ратно пере¬счи¬тав их, скажет:
— У тебя чай-то мельче моего, зна¬чит — я дол¬жен поло¬жить меньше, мой круп¬нее, наваристее.
Он очень сле¬дил, чтобы бабушка нали¬вала чай и ему и себе одной кре¬по-сти и чтоб она выпи¬вала оди¬на¬ко¬вое с ним коли¬че¬ство чашек.
— По послед¬ней, что ли? — спра¬ши¬вала она перед тем, как слить весь чай.
Дед загля¬ды¬вал в чай¬ник и говорил:
— Ну, уж — по последней!"
А Юшка из одноимённого рассказа А.Платонова совсем не пил чай, потому что откладывал деньги, чтобы дать образование чужой для него девочке. Таким образом, чай – это мерило достатка и критерий оценки внутренних качеств человека.
Ночное чаепитие
Старые люди рассказывали, как в начале 30-х годов прошлого века гуляла в Крутых молодёжь поздним вечером, а может, уж и ночь была. Идут с гармонью, на улице тьма, ни огонёчка нигде. Подошли к дому старика одного, Михаила Кузьмича Козлова, а там… Мало того, что в избе огонёк мерцает (электричества в деревне тогда ещё не было), так ещё из трубы вьётся дымок! Подошли ближе, гадали – гадали, что это там Кузьмич ворожит, да и решились подсмотреть в окно. А там!... Сидит дед за столом весь красный - распаренный, на шее у него широкое полотенце, а перед ним пузатый самовар, увенчанный на верхушке заварным чайником. Вот наливает Кузьмич чашку за чашкой, из блюдца отхлёбывает, отдувается да пот со лба полотенцем вытирает. Такое чаепитие так и называлось: чай с полотенцем. И такое блаженство у него на лице написано!
Михаил Кузьмич был не просто любителем и ценителем чая, сейчас бы сказали, что он был его фанатом. Весной, когда на Волге начиналась навигация, а полевые работы ещё не начались, добирался он до Нижнего Новгорода и на пароходе отплывал в Казань. Там приобретал он для себя несколько фунтов хорошего сортового чая, с тем и возвращался. В светлое время, когда летний день год кормит, особо чаи гонять некогда, вот когда стемнеет, он и ставил самовар.
Сверху пар, снизу жар, а зовётся…
О! Самовар – это особая песня! "У самовара я и моя Маша, а за окном совсем уже темно…" - пел когда-то Утёсов. Начало употребления чая дало толчок к промышленному изготовлению самоваров. Если до этого их изготавливали поштучно, то к 1850 году в Туле уже действовали 28 самоварных фабрик, и выпускали они 120 тысяч самоваров в год! А какое было разнообразие этих замечательных изделий! От больших, семиведёрных, которые закупали чайные и трактиры, до малюсеньких, походных, куда воды уходил только литр или даже стакан. Продолговатые, пузатые, круглые, ребристые, медные и никелированные, они сами по себе были произведением искусства. Не случайно у нас в стране есть музеи самоваров в Туле, в Саратове, в Касимове, а самый большой – в Городце (более 400 экземпляров), а сколько их ещё в частных коллекциях… У моих бабушки и дедушки был самовар с изображением портретов всех русских царей в овалах и указанием дат их правления. А у моих родителей был самовар, на котором был изображён рабочий – кузнец с поднятым молотом в руках и лозунгом "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Видела я на прилавках магазинов и современные самовары, расписанные под гжель, под хохлому, да только это всё не то: сущность-то у них вся вынута, а вместо неё вставлены электрические тэны. А сущность – это труба, куда закладывались гашёные угли и пучок сосновой лучины, и аромат древесного дымка, от которого веяло уютом и покоем. Когда вода вскипала, надо было закрыть заглушку – тогда горение прекращалось и говорили "самовар поспел", как будто он был живой. Его ставили на стол, а он всё пел, и это была одна из лучших песен моего детства.
На верхушку самовара надевали этакую металлическую корону, которая называлась конфорка, а в неё уже вставляли фарфоровый заварочный чайник. Бабушкин чайник помню: он был пузатый, зелёный в красных яблоках.
Сейчас настоящие самовары можно купить, в Туле их до сих пор производят, но стоят они достаточно дорого. Любители чая разжигают самовары на дачах, на пикниках – наслаждаются настоящим чаем.
Самовар, кстати, был мерилом относительного достатка. Не имеющие самоваров крестьяне грели воду в чугунах. Мне приходилось видеть документы, составляемые при раскулачивании зажиточных крестьян – самовары первым делом попадали в опись имущества.
Чайная посуда
С развитием потребления чая стало развиваться и производство фарфора. Чайную посуду начали выпускать ещё при Екатерине II на Императорском фарфоровом заводе. Когда потребление чая стало всеобщим и повсеместным, появилось множество частных фирм, выпускающих фарфоровую и фаянсовую посуду на любой вкус. В советское время наиболее распространённым был дулевский фарфор, а сервизы из ГДР или Ленинградского фарфорового завода стоили дороже и были доступны не всем.
Дорогие чайные сервизы выставляли в сервантах как украшение, пользовались ими только по праздникам. У многих они в стенках так до сих пор и стоят. На каждый день были бокалы и чашки попроще. Чайные сервизы часто покупали в подарок, а невесты привозили их с собой в приданое.
Употребление чая привнесло с собой в нашу жизнь культуру чаепития. На старинных фотографиях позапрошлого и прошлого века мы видим сервированные к чаю столы с красивой посудой, нарядными дамами и галантными кавалерами. Вот что писал о чаепитии А.И.Вьюрков в своём рассказе "Друг семьи": "Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и "просто так". Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием…"
Если мы возьмём русскую литературу, то чаепитие упоминается почти во всех произведениях:
Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал.
У Пушкина самовар фигурирует и в "Станционном смотрителе", и в "Капитанской дочке", а у Маяковского поэт пригласил на чай само солнце.
Чайные традиции
В России каждое сословие имело свои чайные традиции. Дворянство позаимствовало правила чаепития в Британии: это был безукоризненно на-крытый стол, дорогой фарфор, молоко или сливки к чаю, иногда ром. Хозяйка сидела возле самовара и разливала чай. Основным содержанием встречи за чаем было общение, сам чай, по сути, играл вспомогательную роль. Именно в дворянской среде первоначально появился обычай мужчинам пить чай из стаканов резного стекла в подстаканниках, обычно серебряных.
Купечество и богатые помещики создали свою традицию чаепития: выставлять зажиточность и благополучие напоказ. Купеческий чайный стол — это самовар, варенье, мёд, разнообразная выпечка, от сушек и бубликов до пирогов с мясом, питьё чая из блюдца. Купеческое чаепитие было длительным, в ходе его выпивалось до нескольких десятков чашек чая. Здесь я не могу не упомянуть замечательные картины художника Бориса Кустодиева, в частности его знаменитую "Купчиху за чаем". Живописец, который сам не обладал хорошим здоровьем, откровенно любуется дородной молодой женщиной и всеми яствами, стоящими перед ней на столе. Каждым штрихом на своём полотне художник хочет нам показать, как прекрасна жизнь, как надо уметь находить маленькие радости в простых вещах и наслаждаться каждым моментом бытия. У этого автора несколько картин, изображающих чайный стол. Но я всегда недоумеваю по одному поводу: почету-то Кустодиев рядом с самоваром всегда рисует арбуз.
Надо сказать, что советские художники, изображающие Ленина, на рабочем столе его частенько показывали стакан с недопитым чаем. То же мы видим и на картине А.Дейнеки "Маяковский в РОСТА". Таким образом авторы полотен показывали, что работы так много, что некогда отойти чаю попить.
Свои чайные традиции появились и у городских обывателей. Они частенько собирались на такие чайные посиделки, где и чай был не такой крепкий, и закуски попроще, зато беседы были содержательней и часто исполнялись под гитару песни и романсы. Считается, что русский городской романс зародился именно на таких чайных посиделках.
Русские чайные
Говоря о чайных традициях, нельзя не упомянуть русские трактиры, чайные, постоялые дворы, где посетителю обязательно предлагали чай. Тот же Борис Кустодиев написал картину "Московский трактир", где изображены ямщики за чаем. Помнится, в советских столовых чай стоил две копейки, каждый наливал его сам из бачка с краном, и сахарный песок стоял рядом, его каждый накладывал по вкусу. Недавно в столовой НИРО женщина попросила разрешения налить стакан кипятку, у неё была своя заварка, ей сказали: "Пять рублей".
Чай да сахар
Вы помните, чем был недоволен в романе "Евгений Онегин" на всё сердитый господин? Прежде всего он был сердит на чай хозяйский, слишком сладкий. Видимо, на московском балу гостям подавали уже сладкий чай. Мы же привыкли, что каждый пьющий чай сахаром распоряжается сам. Раньше, если человек заходил в дом и заставал хозяев за обедом, говорил "хлеб да соль", а за чаем – "чай да сахар". Чай с сахаром пили "вприкуску" и "внакладку". Внакладку, если накладывали сахар в чай и размешивали. Но настоящие ценители считают, что это портит вкус чая. Вприкуску – если откусывали маленькими кусочками сахар от куска и запивали чаем. Быстрорастворимый сахар появился относительно недавно, в середине прошлого века. До этого был кусковой сахар рафинад, а ещё пилёный сахар, напиленный большими неровными кусками. Настоящие любители чая его и брали. Он был более плотный, от него откалывали малюсенькие кусочки специальными сахарными щипцами и с одним таким кусочком выпивали несколько стаканов – экономичный был продукт!
Чаю пили много. Фрося Бурлакова в фильме "Приходите завтра…" заказывает в ресторане: "А мне только чаю, стаканов шесть!" Знаю я людей, которые и больше выпьют.
Была раньше такая маленькая условность: если гость не хотел больше чаю, а хозяева, желая показаться гостеприимными, продолжали наливать ему стакан за стаканом, надо было перевернуть стакан вверх дном. Все, наверно, помнят анекдот про женщину, которая не знала о таких правилах, и получился большой конфуз.
А вы знаете, как пьют чай вприглядку? Об этом способе рассказала нам моя учительница, которая поступила в институт в первые послевоенные годы. Голодно было. Садились они с девчатами в общежитии пить чай, банку с песком ставили на стол, но не открывали её, пили чай пустой, глядели на песок и представляли, что чай сладкий. Кстати, когда мы в первом классе упорно отказывались есть рисовую молочную кашу со сливочным маслом, она же нам и говорила: "Закрывайте глаза и представляйте, что едите виноград".
Люди, пережившие войну, вспоминают, как пили морковный чай - заваривали тёртую сушёную морковь. Мы пробовали: цвет у него красно - коричневый, вкус немного сладковатый. Довольно вкусно, но непривычно.
Какого чая только нет!
Как-то попался мне в газете тест "Насколько вы ленивы?" Первый вопрос там был: вы завариваете листовой чай или пользуетесь чайными пакетами? Поспрашивала я знакомых – кругом одни лентяйки. В пору нашего детства купить пачку индийского чая со слоном считалось большой удачей, в продаже был грузинский, азербайджанский, краснодарский чай. Зато теперь от разнообразия сортов и марок глаза разбегаются. Появились сорта чая с разными ароматическими, фруктовыми, ягодными добавками. "Аромат шиповник – яблоко вас устроит?" - спрашивает продавец. А то возьмите с бергамотом, его привозят из Юго – Восточной Азии. Чаи лечебные, успокаивающие, для похудения…
В последнее время появилась мода на чай собственного производства. Многие мои знакомые собирают, ферментируют, сушат по всем правилам иван-чай и готовят так называемый копорский чай. Интересно то, что в России в 1833 году вышел запрет на торговлю поддельным чаем. Запрет на сбор кипрея и употребление "копорского чая" нашёл своё отражение в Сельском полицейском Уставе для государственных крестьян, утверждённый в марте 1839 года. В разделе "Общие меры по сохранению народного здравия" в статье 80 говорилось: "Запрещается употребление Копорского (Иван-чая) как одного, так и в смеси с китайским. Равным образом запрещается и сбор самой травы, из которой копорский чай составляется".
Дело в том, что при распространении чая на территории России тут же нашлись дельцы, которые стали изготавливать подделки и продавать их под видом китайского чая. Видимо, первые из них были из села Копорье Петербургской губернии, отсюда и пошло название. Чтобы чай из кипрея (он же иван-чай) по цвету и вкусу больше напоминал китайский, в него при переработке добавляли чернозём, а в нём содержались вредные кислоты.
Многие люди годами пьют чай из шиповника, зверобоя, бруснижника, смородинного листа с добавлением мяты, мелиссы и прочих трав. Прекрасные ароматные чаи! Но… минздрав предупреждает! Поинтересуйтесь, какие могут быть противопоказания.
А татарочка Наиля, приехавшая из Узбекистана, убеждала меня, что в жару надо пить зелёный чай: он лучше утоляет жажду.
Что к чаю?
Такого разнообразия, как сейчас, кондитерских изделий и конфет на нашей памяти не было. В перестроечные годы мы сами мастерили из вафель и сладких плиток шоколадные конфеты, варили сгущёнку, пекли овсяное печенье из крупы "Геркулес" и делали щербет из детской смеси "Малютка". Сейчас сладкой продукции вдоволь, научиться бы только ограничивать свои желания и у витрин со сладостями отворачивать завидущие глаза.
Одна моя знакомая, вернувшаяся с отдыха из Турции, рассказывала, что вечером в отеле их угощали восточными сладостями, но чаю при этом не давали и даже не продавали. Ох и хитры же турки! Но наших не проведёшь: заранее из дома прихватывали кипятильнички и заваривали чай в номерах. Так что, турецкие экономники, не на тех напали!
Брала воду на чаёк
Если вы думаете, что главное в чае – это хорошая заварка, то, мягко говоря, ошибаетесь. Здесь главенствующую роль играет вода. Мне рассказывала мама, что в Сергаче они ходили за водой для чая за два километра в специальный чайный колодец. И у нас ведь не из любой воды чай заваривать станешь. К великому сожалению, среди сосновчан часто можно слышать вопрос: "Вы куда за водой ездите?" Едут кто в Шишово, кто в Лесуново, кто в Лаптев колодец. Многие любители чая используют для него только родниковую воду, причём свежую. Говорят, постоит в ведре – уже не та. На наш родник тоже многие приезжают, одно обидно: до трассы тридцать метров, и то лень пройти. Подгоняют машины чуть не к самому колодцу, намесят грязи. В общем, не церемонятся в подготовке своей чайной церемонии.
Приглашение на чай
Много мне приходилось бывать в домах и знакомых, и незнакомых людей: то посещение на дому, то перепись, теперь вот корреспондентская работа. И почти всегда хозяева предлагают: "Может, выпьете чаю?" Конечно, это дань вежливости, однако за чаем и беседа душевней, и обстановка теплей. Помните, в стихотворении про печника: "За столом сидели вместе, пили чай, велася речь…" Про негостепиимных хозяев могут с обидой сказать: "Даже чаю не предложили…"
Сейчас тебе чаю могут предложить и в учреждении, и в парикмахер-ской, в магазине… И тут уже важен не вкус чая: говорят, японский чай пахнет рыбой, а калмыки добавляют в него масло и специи. Думаю, главное в чае всё-таки не чай, а люди, которые делят с тобой эту приятную традиционную трапезу. Хорошие были слова у одной туристской песни: "Не за огонь люблю костёр – за тесный круг друзей"
Много у меня рассуждений получилось на тему чая. А раздуматься – ещё больше вспомнишь всего. Наверное, утомила я уже своего читателя. Может, чаю попьём?