Дядю Витю, мужа нашей учительницы, мы любили всем классом. Он был такой весёлый, приветливый, помогал нам во всех октябрятско - пионер-ских делах… А она рассказывала:
- Мне Витя в школе никогда не нравился. Стану я на Крещенье гадать: напишу имена на бумажках, сверну как следует и положу на ночь на божницу. Утром встану – первым делом туда. Достаю бумажку не глядя: Витя! Я разозлюсь, назад её брошу, перемешаю заново, достаю – опять он!
Мы смеялись, дядя Витя громче всех. Хотя до сих пор непонятно, за-чем было класть эти бумажки рядом с иконами. Если думалось, что Боженька поможет правильно выбрать, так бумажки не обязательно было подсовывать ближе к Божьему лику, ведь гадание по христианским понятиям - дело греховное. Господь знает, как распорядиться нашей судьбой, и никому не дано разгадать его планы. Так нет ведь, так хочется заглянуть за ту невидимую грань хоть одним глазком, хоть на минутку! Приближается праздник Крещения Господня:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Так начинается поэма Жуковского "Светлана". Так или почти так гадали и у нас. Об этом вспоминают пожилые и достаточно молодые женщины и качают при этом головами: "Надо же! И ведь сбылось!" Гадание пришло к нам ещё во времена язычества, все мы помним "Песнь о вещем Олеге" Пушкина, где князь обращается к кудеснику:
Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
Ну а дальше, как мы видим, предсказание кудесника сбылось, поскольку "грядущие годы таятся во мгле", но язык волхвов "с волей небесною дружен". Это конец IX века. Что изменилось за десять с лишним столетий? Гадание показано и в поэме Жуковского, и в романе Пушкина "Евгений Онегин", и в повестях Гоголя.
Писать бумажки с именами суженых девочки начинают ещё в началь-ной школе. Сворчивают их и кладут на ночь под подушку. Утром проснулась и вытаскивай, кто тебе предназначен судьбой. Правда, там ведь только имя, а людей с одинаковыми именами много. Чтобы узнать имя суженого, можно было выйти на улицу и спросить имя у первого встречного. Если улица пуста, можно было постучать в дом и через дверь спросить: "Как жениха зовут?"
Соседка тётя Валя, когда к ней постучались с таким вопросом, спросила: "А сколько вас?". Узнав, что две девчушки, ответила без раздумья: "У одной Саша, у другой Лёша". Так ведь не ошиблась!
Суженого можно было увидеть и во сне. Складывали из спичек коло-дец, аккуратно клали под подушку и, ложась спать, произносили: "Суженый – ряженый, приди ко мне наряженный!" Ну и кто придёт напиться из твоего колодца? Тот, про которого больше всего думаешь. На воображении было основано и гадание с зеркалами: помню, так гадали студентки в общежитии. На стол ставится большое зеркало, а напротив него – маленькое зеркальце. Так, многократно отражаясь, они создавали длинную стеклянную лестницу. Ровно в полночь, когда в комнате никого нет, выключен свет, а по бокам зеркала стоят две горящие свечи, с лестницы спускается и приближается к тебе… Понятно, кого захочешь, того и увидишь. Только в этот момент надо сразу же уронить маленькое зеркало, чтобы всё пропало, а то не ровен час, этот, из зеркала, подойдёт совсем близко и выйдет наружу: все про себя понимают, что в гадании задействована нечистая сила.
Там же, в общежитии, мы сжигали на тарелках листы бумаги и смотрели на тень на стене: на что похоже? Кто усмотрел тогда в своей кучке пепла коляску, кто лошадь, трактор. Мне показался лес: до сих пор в лесу живу.
В деревнях выбегали девчата на улицу, кидали валенок: куда укажет носок валенка, в той стороне и жених живёт. но опять же это только направление: может, в Рылькове, а может, в Арзамасе.
Существовало среди девушек ещё гадание на предмет "кто первым выйдет замуж". Подвешивались нити одинаковой длины к горизонтальной перекладине, например, к гардине на окне, и поджигались. Чья нитка быстрее сгорит, та девушка первая и перейдёт в новый статус. Поневоле вспоминается сейчас эпизод из фильма "Девять дней одного года", как героиня Татьяны Лавровой с горечью восклицает: "И зачем бабы рвутся замуж?!"
Но, как говорится, замуж выйти не напасть, как бы с мужем не про-пасть. Поэтому самые интересные гадания были на тему "Какой будет муж?" Так гадали на полене. Надо было в темноте выйти на улицу и наугад вытащить из поленницы одно полено. Понатаскают девки поленьев, несут домой рассматривать и угадывать дальнейшую судьбу. Если достала полено гладкое, жених будут бедный: гол как сокол, как то полено. А если с корой, обросшее, свиловатое – богатый будет. Число сучков на полене должно было указывать на количество будущих детей.
Вот повадились в одной деревне девки во время гадания выдёргивать поленья из поленницы одного мужика, что на улице стояла. А их ведь не одна и не две: какой урон хозяйству! Они же назад их не возвращали! Да и это бы ладно… Только вот одной из них, той, что неподалёку жила, понравилось за дровами в чужую поленницу ходить. Станешь говорить – ничего не докажешь А мужик-то был с выдумкой да к тому же охотник. Вот взял он у себя полено, аккуратно просверлил дырочку и, насыпав туда пороху чуток, положил на место. Может не сразу, только всё равно попалось оно хитренькой соседушке: несла она охапку дров из своего дровяника, а это прихватила и сверху положила. Затопила печь – оно и бабахнуло! Нет, печь, конечно, не разворотило, но хлопок был существенный: вот знай и не бери чужого! А нам лишь жалеть приходится, что не всё ворованное у воров в руках взрывается.
Ну и, пожалуй, самым интересным в нашей местности было гадание на курице. Имя жениха узнать – это пустяк, а вот что за человек он будет!
Собирались девушки группой человек по пять-шесть, а то и больше, в избе чертили на полу круг и по краю раскладывали разные предметы, на что хватало фантазии: зерно, чашку с водой, зеркало, расчёску, монеты, щепки, уголь… Потом надо было пойти в курятник и в темноте схватить первую попавшуюся курицу. Не дай Бог возьмёшь петуха: вдовой останешься. Овдовела женщина лет сорока, а подруги сокрушаются: "Да, она ещё в девках во время гаданья петуха достала…" Потом кур приносили в избу и по очереди по одной пускали в круг, наблюдали за ней затаив дыхание. Если сразу начнёт пить воду, муж будет пьяница, а если клевать зерно – заботливый и трудолюбивый. Если к деньгам подойдёт, богатый будет. Хотя рассудите: зачем курице подходить к деньгам? Разве только из любопытства. "А моя курица сразу к зеркалу подошла и всё в него смотрелась, - рассказывала знакомая женщина. – Это значило, что муж красивый будет. И ведь правду показывала!" На этом месте все начинали улыбаться, хотя потом спохватывались, вспомнив незамысловатую частушку про любовь, которая к человеку вяжется: некрасивого полюбишь, а красивым кажется.
Бывают куры, которые в кругу квохчут или кудахтать начнут, будто ругаются. А мужиков постоянно бурчащих разве нет?
Ну и, сказать напоследок, не всякая курочка бывает воздержанна: иная войдёт в круг да и оставит хозяевам "подарочек", подтирай за ней потом. Такая девка, говорили, в подоле принесёт. Про всех не скажу, но два таких случая мне доподлинно известны.
Дорогие девочки! Я вас убедительно прошу не рассматривать этот материал как руководство к действию. Я вовсе не хочу научить вас гадать и тем более поверить во все эти древние приметы. Мне просто хотелось рассказать о бытовавших у нас традициях, иногда не лишённых смысла. Что-то я видела сама, о чём-то рассказывали старые люди. Чаще всего это просто весёлое развлечение, которое быстро потом забывается. Где-нибудь лет через десять вспомнится: "Выхожу замуж за Васю. Ах, да, я его ещё во втором классе на Крещенье из-под подушки вытащила!" Но всё-таки гадание – дело греховное, и смыть этот грех надо ледяной крещенской водой – по крайней мере, так считалось в народе.
Тут нельзя обойти стороной и ещё два вопроса. Во-первых, почему гадали именно на Крещенье? Это время зимнего солнцестояния, в языческие времена ему придавалось особое значение. Считалось, что в это время потусторонние силы наиболее активны, а границы между мирами совсем тонкие, и это способствовало самым правдивым результатам.
А второй вопрос: почему не гадают мужчины? А может, они гадают потихоньку, только мы об этом не знаем? Ведь не стеснялся же вещий Олег спрашивать свою судьбу у кудесника. Говорят, Иван Грозый прибегал к гаданию на монетах и этот метод даже описан в "Домострое".
Из старинных источников известно, что в древности мужчины гадали и на соли, и на камнях, на рыбьей чешуе, на снопах… Но увы, это всё были гадания об удачной охоте, посеве, выходе в море… А на суженую что гадать: её надо выбирать и завоёвывать, а в этом деле любой мужчина при желании может стать и магом, и чародеем.
Гадания появились еще на заре человечества, вероятно, тогда, когда человек впервые заду-мался о том, что его ждёт, что готовит ему грядущее, а вместе с тем, можно ли это будущее изменить. Стремясь обрести в будущем поддержку и разгадать его тайну, люди совершали паломничества к оракулам, вопрошали жрецов, шаманов, предсказывали будущее по полёту птиц, кофейной гуще, искали ответы в священных книгах и текстах.