Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Я в глубь веков с волнением гляжу

В 2022г. два села, Венец и Рожок, отметят свой 300-летний юбилей

Оба населенных пункта упоминаются впервые в историческом документе "Заручные сказки церковно-священнослужителей Нижегородской епархии 1722-1723гг.". В свое время одни из самых крупных в Сосновском районе, центры совхозов, они вполне заслужили то, чтобы углубиться в их историю.

Село Венец. Возвращение к истокам

С давних пор среди жителей села Венец сохранилось предание: "Еще XVIII в. крестьяне деревень Панина, Филюкова, Рагозина ездили в ардатовские села за хлебом. Путь пролегал через Сережу, в одном местечке у родника отдыхали, поили лошадей. Кто-то смастерил сруб для родника, один венец которого, выступал поверх земли, поэтому это место получило название "Венец". Позднее, оно приглянулось кому-то из крестьян, здесь поставили первый дом, затем еще несколько домов, так началась новая деревня". Возможно, так и было. В любом предании есть доля истины.

То, что здесь проходил торговый путь на Ардатов, это известно, и фамилии местных жителей совпадают с некоторыми фамилиями из деревень панинской округи: Аверины, Прытковы, Вагины, Русиновы и другие. Можно предположить, что выходцы этих селений стали основателями Венца. По другой версии краеведа Н.Ф. Артемьевым, предполагается, что деревню основали старообрядцы, скрывавшиеся в лесах Засережья от преследований правительства, позднее Венец стал центром раскольничества.

Эту версию также можно принять, хотя в Панине, Филюкове, Рагозине тоже проживало много старообрядцев. Легенды легендами, но мы должны, в первую очередь, опираться на исторические документы. Первый из известных нам документов, где упоминается Венец, это "Заручные сказки церковно-священнослужителей Нижегородской епархии 1722-1723гг.". В сказках среди населенных пунктов, входящих в маленький Лесуновский приход, кроме Лесунова, Рожка и Рылькова, упоминается деревня Венец. На основании этого документа датой возникновения Венца будем считать 1722-1723гг.

Сначала деревня входила в вотчину князя А.М.Черкасского. В 1745г. как приданое его единственной дочери Варвары, перешло в руки ее мужа графа Петра Борисовича Шереметева, сына петровского фельдмаршала. Деревня входила в состав Салавирской вотчины Шереметевых и, среди окрестных деревень, являлась одним из самых крупных населенных пунктов. В течение XIX века население деревни быстро росло. Это можно проследить на основании данных клировых ведомостей Лесуновской церкви и статистичесих таблиц. 1850г. - 66 домов и 567 человек (не считая раскольников); 1858г. -112 домов, 799 душ; 1885г. 184 дома, 760 человек; 1916г. - 1113 человек.

Венец - центр старообрядчества.

Отличительной особенностью деревни Венец являлось наличие большой старообрядческой общины. Старообрядцы проживали в нескольких деревнях Лесуновской округи. В метрических книгах Лесуновской церкви они упоминаются в Залесье, Красненькой, Вилейке, но наибольшее количество их проживало в Венце. Появление раскольников в нашей округе имеет свою предисторию.

В середине XVIIв. патриархом Никоном была проведена церковная реформа, в результате которой Русская Православная церковь раскололась на две части. Одни верующие приняли новшества и стали следовать официальной церкви, другие их не приняли и начали массовый протест. Направление противников реформы вошло в историю под названием "раскол". Правительство посчитало раскол формой сопротивления против власти и начало преследование раскольников. Многие из них покидали свои города и села, находя убежище в лесах, где можно было укрыться от преследователей, сносно пропитаться и найти крышу над головой, а также молиться по старым книгам. Приволжские леса явились местами прибежища многих раскольников или, как их еще называли, старообрядцев.

На юг Нижегородского уезда также двинулась масса раскольников, которые основали такие деревни как Бобровка, Салавирь, возможно, и Венец. Немало их осело в Панине, Филюкове, Рагозине, Шишове, Масленке, Селитьбе, Бочихе и др. Позднее, осваивая земли и создавая новые деревни, граф Шереметев перевозил своих крестьян из сел и деревень, где проживали староверы, таким образом, представители раскола распространились почти по всей Лесуновской округе.

Венец стал центром раскола в Засережье. В исследованиях краеведа Н. Артемьева имеется предположение, что здесь раскольники создавали различные секты и согласия: софонтиевщина, беспоповщина, спасово согласие, новоспасовцы.

Все эти согласия поддерживали связь с местечком Ветка на польской границе. Оттуда и привозили раскольнические миро и причастие. Ветка - это населенный пункт на острове реки Сож. В то время - территория Речи Посполитой. Сюда бежало много раскольников, спасаясь от преследования русского правительства. Старообрядцы Ветки поддерживали отношения с единоверцами разных областей России, в том числе и Лесуновской волости. Они посылали своих представителей с целью сохранения и распространения своей веры. Видимо, среди посланцев была семья Каменских, поселившиеся сначала в Венце, а потом они переехали в Ольгино.

Есть и документальное подтверждение этому. В метрической книге Николаевской церкви 1878г. в Ольгине впервые упоминаются Каменские: у крестьянина Каменского Ивана Трофимовича, что из Венца Лесуновского прихода, умер младенец Феодор. А уже в 1888г. Каменский Иван Трофимович женился вторым браком на дочери крестьянина деревни Ольгина Агапии Ерофеевне Майоровой. Тогда Каменские появились в Ольгине. До сих пор в Ольгине живут потомки Каменских.

Н. Артемьев перечисляет несколько сект и согласий, но в документах встречаются только раскольники ипатовского толка (Клировые ведомости Лесуновской церкви 1850-52гг.) и Спасово согласие.

О том, что среди жителей Венца почти половина были раскольники подтверждают метрические книги Лесуновской церкви. В 1886г. среди более 50% родителей родившихся детей из Венца "относятся к духу раскола".

Старобрядцами были семьи Ильиных, Левиных, Кочетковых, Самосадовых, Красненковых, много Селезневых и др.

Старообрядчество по сущности веры почти не отличалось от новой православной церкви: вера в Иисуса Христа, одни и те же святые, общие праздники. Различия проявлялись, в основном, во внешних атрибутах – крестились двумя перстами, пользовались старыми дореформенными книгами, иконами.

Из рассказа руководителя венецкой общины в 2009г. Чернышовой Т.В.: "Друг друга они называли "братья" и "сестры", а общину – "братьей". Когда входили в "братью", говорили: " Я с Богом и с Вами". Но требования к верующим были более строгие, чем у православных. Старообрядцы не должны были гулять на веселых праздниках, свадьбах, петь песни, танцевать. Если верующий нарушал какие-либо правила, то обязан был "отстаивать" шесть недель, т.е. молился не в общине, а один дома. Особые отличия раскольники имели и в быту. Женщины носили темную одежду, платок не сворачивали на угол, а накладывали его на голову не сгибая, и застегивали булавкой под подбородком. Ни в коем случае платок нельзя было завязывать узлом, это считалось большим грехом (показывать Богу "кукиш").

Передник или "запон" повязывали не на поясе, а на груди. Мужчины обязательно носили бороды. Каждый старообрядец должен есть из отдельной чашки, иметь отдельную ложку, кружку, ковш. Если кто-то чужой попользовался этими предметами, их считали "погаными" и выбрасывали".

Долгое время раскольники подвергались гонениям со стороны государства. Гонения эти начали ослабевать только в царствование Александра II, но даже и при нём сохранялся на служение старообрядческого священства. Перед православными священниками была поставлена задача, обращать старообрядцев в православие.

В конце XIX- начале XX веков в нашей округе происходило массовое присоединение раскольников к православию. Примером этому служит следующий факт: "…Жители Венца Ефрем Васильевич Чернышов и его жена Мария Евфимовна крестили своих детей Тимофея (7лет), Никиту (10 лет), Параскеву (12 лет)". ( Из ведомости Никольской церкви Горбатовского уезда с. Лесунова). Многих юношей и девушек крестили в возрасте 17-18 лет, за 3-4 дня до вступления в брак. Но тем не менее, в данных ведомости Лесуновской церкви 1891 г. упоминается 940 человек старообрядцев.

К началу XX века население почти всех деревень Лесуновской волости присоединилось к новой вере, только в Венце сохранилась старообрядческая община, которая действует до сих пор.

Старообрядчество оказало свое влияние на духовную жизнь, сохранение культурных традиций местного населения. Старообрядцы выступали как хранители старославянской грамоты. В каждой семье родители обучали своих детей чтению старославянских книг, передавая знания из поколения в поколение, старообрядцы учили детей счету, письму.

Кроме этого, в старообрядческих общинах поддерживалась и нравственная чистота. В их семьях воспитывалось глубокое уважение к старшим, трудолюбие, преданность своим убеждениям. Они не терпели лень, резко осуждали пьянство, которое было распространено в местных деревнях, а говорить неправду считалось большим грехом. Эти внутренние качества, трудолюбие, бережливость оказывали влияние и на материальное положение староверов.

Они жили зажиточнее других крестьян, занимались промыслами и даже торговлей, большинство из них первыми попали под раскулачивание в годы коллективизации. Самые богатые жители Венца Самосадов И. А., Бурмистров М. А., Прытков М. В., Селезнев А.А. проповедовали раскол. Один из них, Самосадов Михаил Константинович являлся председателем совета старообрядческой общины Спасова согласия "Вера и братство" в 30-е годы руководил молитвенным домом в своей деревне. Этот человек пользовался уважением единоверцев в Арзамасе и Нижнем Новгороде. Члены общины называли его "настоятель" и "учитель". В Венце у старообрядцев находился свой молитвенный дом, который официально был закрыт 25 ноября 1938г. Но община действовала все последующие годы и сохранилась до сих пор. Следует отметить, что около половины населения Венца принадлежали к официальной православной церкви и были приписаны к Лесуновскому приходу. Кстати, старообрядцы крестили своих детей также в Лесунове, в метрических книгах церкви, в данных о родителях есть отметка "в духе раскола".

Жизнь и занятия людей.

Основным занятием жителей Венца было хлебопашество. Земледелие было общинное, т.е. вся земля принадлежала сельской общине (миру), а каждый хозяин имел здесь свой надел. Каждые 10-15 лет эти наделы перераспределялись между семьями, в зависимости от числа их членов. Почва по своему качеству была неплодородная, супесь и пески. В 1885г. Венецкой общине из 184 дворов принадлежало 1188 десятин пахотной земли, усадебной тридцать две с половиной, тридцать восемь десятин лугов.

Как и всюду в округе, крестьяне выращивали рожь, овес, просо, гречиху, лен, занимались огородничеством. Лучшие урожаи здесь давал картофель. Как пишет краевед А.Н. Спасский в Нижегородском статистическом сборнике 1885г.: "В следствие непроизводительности почвы, скот содержится в ограниченных размерах. Так в самое благоприятное время года, летом, его бывает следующее количество: лошадей -113, коров - 175, овец - 195, свиней - 115". Как видим, лошадьми здесь владели не все хозяева, зато коров было намного больше. Такие земли давали низкие урожаи и, не смотря на тяжелый ежедневный труд, хлеба производили недостаточно. С середины зимы на лошадях ехали в ардатовские и арзамасские села за мукой и крупой.

А.Н.Спасский (Нижегородский статистический сборник 1885г.): "При таких-то условиях живет обитатель Засережья. Не удивительно, что он постоянно колотится и во всем нуждается. Рядом же с нуждой как-нибудь прокормиться в течение года, при ежегодной недостаче хлеба, главную заботу крестьянина составляет своевременная уплата разных сборов и податей. Кроме того, крестьяне платят на содержание духовенства своего прихода и своего приходского храма, обязаны поправлять изгороди, помогать нищим, убогим, сиротам. Все это достигает несколько рублей у каждого домохозяина". Без подсобного хозяйства было не прожить.

Ежегодно венецкая община имела недоимки по налогам. К 1 августа 1885г. задолженность составляла 979 рублей. Все это заставляло жителей Венца искать другие доходы и заниматься подсобными промыслами. Источником промыслов служил лес, окружавщий деревню на многие километры.

Как и во всех населенных пунктах округи здесь было развито углежжение, которым из 184 семей здесь занимались 60 (почти 30%), всего 130 человек. Уголь жгли, в основном, зимой, лес покупали у лесовладельцев по 50 копеек за воз, а иногда и просто воровали. Другим распространенным промыслом в Венце было смолокурение, которое распространилось сюда из Румасова, Рогова, Левина соседней Пустынской волости. Смолокуры закупали лес в лесничестве графа Шереметева летом, просушивали его на солнце в огороде или около дома.

Занимались гонкой смолы осенью и зимой, начинали, обычно, за неделю до Рождества Богородицы. Высушенный лес свозили к заводу, складывали в поленицу под навесом, очищали от гнили, раскалывали на мелкие части и начинали процесс. Смолу гнали в больших чанах, закладывали туда поленья и разжигали печь, все содержимое в чанах нагревалось, и из них начинала вытапливаться смола. Она шла в трубы и через "холодильник", стекала в резервуар.

Готовый продукт продавали на базаре в Арзамасе, Павлове, а иногда возили в Астрахань, Царицин, Симбирск. кроме смолокурения венецкие мужики гнали деготь и скипидар. В Венце распространено и лаптеплетение. Хотя лапти плели повсеместно, здесь же это занятие носило промысловый характер. В статье В. В. Сустаевой "Из глубины веков" говорится: "...Лаптеплетение во многих сёлах носило характер общественного труда и его разделения. Так в Венце, Залесье, и других сёлах, одни драли лыко, и замачивали его, а другие плели лапти, рогожи, кули". Кроме перечисленных занятий, крестьяне собирали в лесу ягоды, грибы, охотились на птицу и зверя.

Учитель.

Среди наших земляков было и есть немало интересных и ярких личностей, имена которых все знают. Но многие имена и забыты, поэтому моя задача восстановить в памяти людей тех, кто посвятил свою жизнь служению простому народу, сыграл большую роль в развитии нашего края. К таким замечательным людям относится учитель Петр Федорович Сицкий, основатель земских школ в Засережье. Большую часть своей жизни он прожил в Венце.

П.Ф.Сицкий родился в 1849 году. Из воспоминаний внучки Юлии Вениаминовны Сицкой известно, что дальний предок Сицких, немец по национальности, приехал в Россию и стал преподавать немецкий язык в различных учебных заведениях России. Отец П.Ф.Сицкого был дьяк. Свою педагогическую деятельность Петр Федорович начал в 1875г. в Пятницком, а затем в Хохломском земских училищах Балахнинского уезда. В 1873г. он рабатает учителем в одном из первых училищ Горбатовского уезда в с. Избылец.

С 1 октября 1883 года о занимается педагогической деятельностью в Горбатовском уезде. С картами, досками, книгами переезжает Петр Сицкий из села в село и всюду организует подвижные школы, а позднее открывает первые начальные земские школы и ходатайствует о выписке под них здания.

Сохранился список учеников, сделанный П.Ф.Сицким."В Лесуновском подвижном земском училище в 1885-1886 гг. окончило курсы начального училища 18 мальчиков. В Венецком – 10 мальчиков в 1887-1888 гг., В Рожковском – 16 мальчиков в 1889-1890 гг., В Залесском – 5 мальчиков в 1892г". Как видим, впервые учитель появился в Венце в 1887г. А уже в 1893г. вместе с семьей он остановился в Венце и организовал земское начальное училище. В его списке учащихся в 1894 году упоминается "число учеников в Венецком земском училище: 46 мальчиков и 8 девочек".

В этом же году строится новое здание школы. Из воспоминаний Ю.В.Сицкой (внучки учителя) известно, что Петр Федорович сам ездил в Петербург к графу Шереметеву (владельцу местных земель), чтобы получить разрешение на строительство школы и о выделении средств. Разрешение было получено, и еще граф приказал бесплатно выделить лес на постройку школьного здания. Попечителем Венецкой школы с 1905 года был Василий Михайлович Жуков. В 1905 году число учеников достигает 123. В Венце у учителя Сицкого дети учились 3 года. Учитель проводит работу среди венецких жителей. Ходит по домам, беседует с крестьянами. Убеждает их, как необходимо детям образование, старается вовлечь в учебу девочек. Он хлопочет о создании условий для учащихся и учителей, часто обращается в уездную земскую управу.

Сохранилось письмо: "Вынужден вторично покорнейше просить земскую управу дозволить мне в предстоящие рождественские каникулы произвести перекладку полуразвалившейся в учительской квартире печки. На что требуется расхода в 15 рублей, согласно оценки местного печника-крестьянина д. Венца Ивана Кувыркова. Ветхость печки грозит пожаром. Также прошу земскую управу выслать в Венецкое училище деньги, причитающиеся по содержанию училищной прислуги до 1 января наступившего 1915 года. Учитель П. Сицкий".

Среди своих коллег Горбатовского уезда он имел большой авторитет. С 22 по 28 мая в Павлове проходил первый съезд учителей Горбатовского уезда. На съезде "первым выступил старейший учитель уезда П.Ф. Сицкий, рассказавший о своем многолетнем опыте работы и призвавший начинающих педагогов не жалеть ни сил, ни времени для улучшения качества работы и посвятить себя полностью благородному делу служения общества".

У П.Ф. Сицкого было двенадцать детей: известны Владимир, Вениамин и дочь Анна. Вениамин продолжил дело отца, работал учителем в Малаховской школе. После смерти жены у Вениамина осталась трехнедельная дочка Юлия. Одному ему трудно было воспитывать грудного младенца, и на воспитание девочку взяли родители, у которых еще была и дочь Анна, которая и занялась воспитанием племянницы. Таким образом, семья Петра Федоровича росла, обеспечивать ее становилось труднее. В 1912 году он вынужден послать прошение в Нижегородское губернское земское собрание 45 сессии. "Осмеливаюсь утруждать губернское земское собрание покорнейшей просьбой о назначении мне за тридцатилетнюю законоучительскую службу пенсиона в том размере, какой благоугодно будет назначить собранию. При этом имею честь привосокупить губернскому земскому собранию, что многочисленность моего семейного положения, растущая на все жизненные припасы дороговизна – крайне подавляет меня и вынуждает покорнейше просить земское собрание о вышеизложенном".

Труд Петра Федоровича был высоко оценен царским правительством. Он был награжден двумя медалями: "За усердие" и "За труды в народном образовании". Умер П.Ф.Сицкий 20 июня 1927г. в возрасте 78 лет, оставив после себя глубокий след образования во всей округе.

Перемены жизни.

В начале века село жило спокойной, размеренной жизнью. В эти годы в Венецкой школе работал один П.Ф. Сицкий, который выполнял и обязанности законоучителя. После революции он ушел на пенсию. Его место заняли другие учителя: А. Румянцева, Владимир Беляков, Мария Петровна Богуславская.

В 1917г. сюда из Лесунова приехали Фортунатовы Владимир Николаевич и его жена Вера Георгиевна. Рассказывали, Фортунатов был высокий, худой, носил очки. Вера Георгиевна – невысокого роста и очень красивая. У них были 2 дочери, одна из них, Софья Владимировна работала завучем в Венце уже в 50-е годы. Проживали Фортунатовы у попечителя школы Жукова Василия Михайловича.

Попечитель был официально утвержден Земским собранием, в его обязанность входило оказывать материальную помощь школам. Жуков В.М. был заметной фигурой в деревне. Долгое время он занимал должность лесничего Венцкого лесничества графа А.Д.Шереметева. Здесь в Венце его жена Вера Ксенофонтовна в 1910г. родила дочь Тамару. Воспреемниками были брат Веры Сергей Преображенский и учительница из Лесунова Лидия Васильевна Соболева, дочь священника. Эти факты говорят о том, что Жуковы были люди интеллигентные и поддерживали отношения с образованными людьми.

Недалеко от Венца находилось небольшое поместье графа Чиркуниха или хутор Шереметева, которое являлось местом управляющего Салавирской вотчины. При хуторе счетоводом работал Юрин Александр Антонович, уроженец Лесунова. В свое время он закончил гимназию в Ворсме, что было редко для такого времени.

Объезчиком в лесничестве одно время служил Усанов Федор, добросовестный, трудолюбивый крестьянин из Венца. Он погиб трагически от удара лошади в грудь, оставив девятерых детей. В разных местах Лесуновской волости находилось 5 сторожек, или кордонов, где проживали лесники, охраняющие лесные угодья графа.

В 1914 г. началась Первая мировая война. Жители всех селений Лесуновской волости участвовали в боевых действиях. В сохранившихся документах упоминаются имена и венецких мужиков. В августе 1915г. пропали без вести жители Венца гренадеры Самосадов Петр Андреевич, Самосадов Михаил Алексеевич, Аверин Ефим, Казаков Михаил Иванович, трое первых православного вероисповедования, Михаил Казаков - старообрядец. Все они были женаты, дома остались семьи. В 1917 г. в стране произошла революция.

Многие солдаты вернулись домой, а некоторые влились ряды Красной или Белой армий. Брызгалов Василий Дмитриевич участвовал в Гражданской войне сразу после революции с декабря 1917 по октябрь 1919г. Воевал против Юденича. Из воспоминаний учителя Аверина А.В.: "участниками Гражданской войны были Старов Константин Петрович - боец 2-ой Конной армии, Щеров Дмитрий Васильевич - участник разгрома Врангеля". С 1919г. по 1923г. в рядах Красной Армии воевали Аверин Василий Иванович и Кочетков Василий Михайлович.

Иногда судьбы простых солдат складывались непросто. В 1916г. в царскую армию был мобилизован лесник Аверин Федор Степанович. До 1920г. воевал в Добровольческой армии Деникина, когда белые отступали, в г. Армавире он отказался выступать против красных. После этого вступил в Красную Армию и до 1921г. находился в ее рядах.

На полях Гражданской войны погиб уроженец Венца Каякин Дмитрий, оставив троих сыновей, будущих солдат Великой Отечественной.

В годы Гражданской войны и позднее в окрестностях Венца действовала жестокая банда венецкого мужика Паньки Белкина, которая держала в страхе всю округу. Бандиты грабили имущество крестьян, уводили скотину, избивали и убивали людей. Но отряду ЧОН удалось выйти на след банды, сам главарь был захвачен и убит при попытке к бегству. А банда распалась сама по себе.

Автор: Наталья Гусева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 558

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика