У писателя Валентина Распутина много заслуг. Он Герой Социалисти-ческого Труда, кавалер ордена Ленина, ордена "Знак почёта", ордена Трудового Красного Знамени, двух орденов "За заслуги перед Отечеством" и лауреат многих литературных премий.
Но писатель живёт в своих книгах, в мыслях и делах, поэтому юбилей Распутина – это повод поговорить не только о нём, но и о нас с вами. Каждая его книга – это не просто рассказ о литературных героях, это обращение к нам, потому что мы живём теми же проблемами и решать их приходится нам самим.
Уроки французского
Родился Валентин Григорьевич Распутин в Сибири в посёлке Усть-Уда Иркутской области. Когда мальчику было два года, семья переехала в село Алатанка, на родину отца. Отец заведовал почтовым отделением и однажды, когда он плыл по Ангаре из города, у него на пароходе срезали сумку с казёнными деньгами. Отца посадили, а мать с троими детьми осталась бедовать одна. Своё тяжёлое голодное детство Распутин описал в рассказе "Уроки французского". Даже когда в первый раз читаешь это произведение, понимаешь, что всё это человек пережил сам, настолько всё достоверно написано.
Сочувствуя полуголодному, оборванному мальчишке, мы испытываем чувство благодарности к учительнице, которая не просто хотела помочь мальчику, но и проявила при этом тактичность. Она придерживалась принципа: помоги, но не унижай! Не забывай, что у маленького человека тоже есть гордость и самолюбие! Я точно знаю, что множество девушек и парней шли в педагогические ВУЗы, чтобы стать такими, как Лидия Михайловна, стремящаяся искренне помочь скромному и талантливому мальчику.
На протяжении десятилетий я наблюдала отношения учитель – ученик, и по большей части учителя проявляли терпение, душевность, бескорыстие. Я писала о Елизавете Михайловне Дроздовой, которая могла снять валенки с ноги и отдать их ученику, потому что ему не в чем ходить в школу, отдать свой шарф, если у ребёнка голая шея. Люди даже в преклонном возрасте с благодарностью вспоминают учителей, которые сыграли большую роль в их жизни. Когда мы с учениками ездили в лесничество на посадку, пожилой мужчина, которого все называли Михалыч, с волнением рассказал мне историю о том, как он в детстве заикался до такой степени, что обучение казалось невозможным. Мать хотела забрать его из школы, и только благодаря терпению и стараниям учительницы, он научился так владеть речью, что со временем стал успешно выступать на сцене.
А то, что описано в рассказе "Уроки французского", было в жизни писателя: и школа находилась за 50 километров от дома, и есть было нечего и он отправлялся на учёбу "пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок", и игра с учительницей на деньги.
Став взрослым, писатель встретил свою учительницу и напомнил ей эту историю, только вот она о ней совсем забыла, как это часто бывает у бескорыстных людей, творящих добро.
Деньги для Марии
Окончив среднюю школу, Распутин поступил в Иркутский Государственный Университет на филологический факультет, чтобы самому стать учителем. Но в годы студенчества его увлекла журналистика, он стал печатать заметки в газетах, в 1961 году был напечатан его первый рассказ "Я забыл спросить у Лёшки", затем его рассказы публикуются в "Комсомольской правде", "Красноярском рабочем", журнале "Огонёк". В 1967 году в альманахе "Ангара" опубликована повесть Распутина "Деньги для Марии", и Валентин Григорьевич становится членом Союза писателей СССР.
Героиня повести Мария работала продавцом в сельском магазине, во время ревизии у неё обнаружилась недостача, и чтобы её не посадили в тюрьму, потребовалось срочно внести тысячу рублей – огромную по тем временам сумму. Её муж Кузьма просит у односельчан в долг – вот вам и портреты людей во всём их разнообразии.
Спектакль "Деньги для Марии", поставленный по повести Распутина, часто передавали по радио, мы слушали его всей семьёй. Я была ещё ученицей начальной школы, и мне казалось, что дать деньги в долг ничего не стоит. Став взрослой, убедилась, что действительно людская дружба и родственные отношения проверяются в такие моменты, когда человеку нужна помощь, а для некоторых самое тяжёлое расставание – это расставание с собственными деньгами.
Вот таких историй на моих глазах произошло великое множество. Особенно тронул меня рассказ одной женщины из Сосновского, у которой муж попал в беду, и ей срочно потребовалась большая сумма. Она обратилась к друзьям, с которыми вместе отмечали праздники, ходили друг к другу на дни рождения и на свадьбы и просто в гости. Но, как водится в таких случаях, у кого-то деньги на депозитном счёте, у кого-то намечается крупная покупка, а самый близкий друг, который ел и пил в их доме, сказал, что деньги, конечно, даст, но под проценты.
В повести затрагивается ещё и тема братских отношений, поскольку муж Марии Кузьма отправляется на поезде к брату, с которым не виделся семь лет, чтобы занять деньги у него. Этим повесть заканчивается. Даст ли брат деньги в долг? Пусть читатель сам решит. Нет, не за того брата, а за своего, ведь братские и сестринские отношения чаще всего и проверяются через отношения товарно – денежные.
Прощание с Матёрой
В 1976 году Распутин пишет непревзойдённую по своей силе повесть "Прощание с Матёрой". В 70-е годы в связи со строительством гидроэлек-тростанций подлежали затоплению десятки населённых пунктов, и писатель впервые во весь голос заговорил о вырождении деревень, о взаимосвязи поколений, о человеческой совести и о вечном поиске смысла жизни. Это проблемы вымирания деревни, и совсем не важно, будет она затоплена, или люди покинут её по доброй воле. Повесть "Прощание с Матёрой" - это плач писателя по родной земле, по корням, связывающим нас с прошлым и питающим наше будущее.
Не мы ли плачем вместе с ним об исчезнувших деревнях нашего рай-она: где та Колпенка? Каргашино? Шепелёво? Кипрово? Леонтьево? Глотово?...
Живи и помни
Есть и ещё один момент, за что писателю Распутину мы должны по-клониться до земли. Впервые в литературе он поднял тему, которая замалчивалась десятилетиями. В 1977 году была удостоена Государственной премии повесть "Живи и помни", написанная в 1974 году. Почти 30 лет прошло с Дня Победы, тема войны была осмыслена, описана, и всё расставлено по местам: герои достойны почестей и вечной памяти, трусы и предатели покрыты заслуженным презрением. А что происходило в душе человека, который волею судьбы стал дезертиром? И только ли он, Андрей Гуськов, герой повести Распутина?
В самом конце 70-х годов на кладбище в Лесунове вдруг появилась свежая могила. Недоумевали жители: никаких похорон в последнее время не было. Было принято решение об эксгумации. Когда извлекли из могилы тело, содрогнулись те, кто узнал в этом человеке земляка, пропавшего в годы войны. 30 лет он скрывался в лесах на берегах Серёжи, сам себя наказал такой долгой пыткой, а семью свою не осчастливил, а подверг испытаниям и мог в любой момент подставить под удар. Говорили потом, что жители догадывались. Может, жалели, а может, боялись. А когда дальше – больше стали рассуждать, то оказалось, что и не один он такой и не только в Лесунове. Нет – нет, их, конечно, единицы на миллион, но беда-то от этого не меньше. Всем поколениям на будущее завещано: живи и помни!
Последний срок
Ну и, наконец, я хочу обратиться к произведению, на мой взгляд, са-мому сильному и трагическому в творчестве Распутина. Это повесть "По-следний срок", написанная в 1970 году. Её тоже часто передавали по радио, но в памяти она переплелась с множеством реальных событий, которые задевают за живое и приводят к глубоким размышлениям.
Старуха Анна вырастила пятерых детей, старшие разъехались, и она доживает свой век с младшим сыном Михаилом. Когда мать слегла, Михаил дал телеграммы сёстрам и брату, все приехали. Старуха увидела детей, и ей стало легче, она поднялась. Между детьми начинается ссора, и Михаил, которого упрекают в плохом отношении к матери, кричит:
- А что – может, кто-нибудь из вас заберет ее к себе?! Мать нашу – может, кто-нибудь заберет ее, а? Давайте. Забирайте. Корову отдам тому, кто заберет. Ну? – Он протянул руку, показывая на старуху, и зло, едко засмеялся. – Что же вы? Корову отдаю. Кто из вас больше всех любит мать? Забирайте. Что вы раздумываете?
Под впечатлением этой передачи я вышла на улицу и столкнулась с соседкой, девочкой чуть постарше меня. Она спросила:
- По радио сейчас постановку слушала? Вот и к нам на днях тётка из Лаптева притащилась, папке говорит: "Миша, возьми мать, я устала". А с чего это он будет мать брать, ведь тётя Тоня дочь, бабушка ей детей вырастила, к тому же тётка со своей семьёй живёт в бабушкином доме.
Видя моё недоумение, соседка махнула рукой: "Тебе, видно, не по-нять". Да, мне было не понять, потому что в нашем роду стариков не бросали. Но потом я стала свидетелем не одного десятка таких историй.
В семье у моей бывшей ученицы было две дочери и сын. Когда мать тяжело заболела и ей потребовался уход, сын, который жил в материнском доме, предложил сёстрам: "Заберите мать, вы женщины, вам ухаживать за ней сподручней". На что старшая сказала с возмущением: "Ты что! К нам ведь люди ходят!" Вот ведь потрясающая отговорка!
Знакомая Валентина поделилась со мной своей историей:
- Я ухаживала за свёкром до последнего дня. У него четверо сыновей, и когда у свёкра отказали ноги и понятно стало, что он не сможет жить один, сыновья решили собрать семейный совет и обсудить, кому взять на себя эту заботу. Собрались все в его доме, и старший сказал: "Давайте решать, кто заберёт отца". Старик заплакал и, боясь, что сейчас начнутся препирательства, взмолился: "Валя, возьми меня к себе!" Отказаться мне совесть не позволила.
Увы, совесть есть не у всех. В другой семье брат и сестра долго спорили, кто будет ухаживать за матерью, прикованной к постели. Дочь забрала её в Павлово, но на время. Предложила вернуть её к сыну – тот в отказ: жена против. Пересказывать их перебранку не стоит, тут каждый домыслит, как может. Наняли дочь с зятем машину, привезли мать прямо на кровати, выгрузили её возле дома, где она, оставшаяся в войну вдовой, растила своих детей, развернулись и уехали.
Люди! Это было не на другой планете и не в другом государстве – это было у нас с вами! Вот об этом писал Валентин Распутин, это он заставил нас жить с потревоженной совестью, чтобы, прочитав книгу, мы оглянулись на себя: так ли мы живём? Всё ли по совести делаем? Ведь за всё содеянное когда-то придётся ответить. Живи и помни.