Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Встречаем светлую Пасху

Воскресение Христово – светлый и добрый праздник

Думаю, со мной согласятся многие: Пасха – один из самых красивых и добрых праздников, которые присутствуют в нашей жизни. Для христиан это самый значимый праздник – Светлое Христово воскресенье, сопровождающийся особой службой в храме, крестным ходом, освящением пасхальных куличей и яиц и щедрой трапезой после великого поста. Но даже в прошлые, самые атеистические времена этот праздник никуда не уходил: дома так же красили яйца, люди ходили друг к другу в гости и приветствие было традиционным: "Христос воскресе! – Воистину воскресе!"

В русской литературе Пасха описывается во многих произведениях: романе "Лето господне" И Шмелёва, "Детство Никиты" А.Н.Толстого, "Воскресенье" Льва Толстого… Во всех в них передаётся чувство радости от самого праздника, от единения с семьёй, поскольку этот праздник ещё более семейный, чем Новый год.

Весна идёт – весне дорогу!

Наверное, ощущение праздника усиливается ещё и тем, что в природе чувствуется веяние весны. Бывает Пасха ранняя, когда кругом ещё лежит снег, бывает поздняя, при пробивающихся почках и молодой траве. Всё это вместил А.Плещеев в одну гениальную строчку: "В окно повеяло весною…" Как-то, помню, Пасха выпала на 3 мая, в страстную пятницу была первомайская демонстрация, с флагами и знамёнами все прошли на центральную площадь под бравурные марши, а потом тихонько засели по домам. Зато уж в воскресенье началось такое гулянье: с гармонями, песнями на улице. Люди делились друг с другом: "Пасха май перегуляла!" И было это в советское безбожное время.

Готовимся загодя.

Подготовка к Пасхе начинается задолго:

Весна! Выставляется первая рама –

Ив комнату шум ворвался,

И благовест ближнего храма,

И говор народа, и стук колеса…

Это уже стихотворение Аполлона Майкова. И пусть у нас почти у всех сейчас пластиковые окна, но ощущение, когда выставляют зимние рамы и в дом врывается свежий весенний воздух идёт из детства, оно непередаваемо и незабываемо.

А дальше начинается то величайшее действо, которое в народе называется "мыть избу". Ох и доставалось же всем нам, особенно когда были деревянные стены, пробитые паклей, их драили щётками сначала с мылом, потом ополаскивали чистой водой и вытирали насухо. Всё, что можно было вынести из дома, выносилось, вытряхалось, выбивалось, а в доме промывалась каждая щель. Зато уж после этих всех грандиозных трудов проснёшься утром, а в доме такая чистота и свежесть, и пахнет свежепобеленной печкой и на окнах уже повешены чистые занавески, ощущение, скажу я вам, благостное!

Конечно, для такого большого дела люди часто прибегали к помощи родственников, соседей, дочки и снохи обязательно шли к маме избу мыть. А знаете ли вы, что в прежние времена женщины, имеющие взрослых сыновей, приглашали на помощь девок? Поставят посредине избы кадку с горячей водой, другую с холодной, а сами поглядывают, какая девушка ловкая да сноровистая, а какая еле-еле тряпкой возит, тут сынку и подсказать не грех. Конечно, сейчас пылесосы и стиральные машины видоизменили процесс, а суть осталась прежней: пройдите по посёлку или по деревне какой – все дружно поснимали занавески и до блеска намывают окна. В народе говорили: каждая выстиранная тряпочка на Пасху скажет "Христос воскрес!"

По христианскому календарю каждый день великого поста имел своё назначение и смысл. Вот на вербное воскресенье внесли в дом несколько веточек вербы, освящённых в храме, и защитят они от сглаза, от порчи и от болезней. Был свой смысл и в воздержании от пищи в страстную пятницу до первой звезды, и в том, что этот день желательно провести без суеты и по возможности в молчании.

Я не говорю о службах в храме, верующие знают их порядок и расписание. К концу страстной недели каждая хозяйка печёт куличи, красит яйца и делает пасху своим способом. В своё время к 750-летию Нижнего Новгорода были выпущены мраморные светильники с фигуркой оленя на лицевой стороне. Наверное, дизайнеры этой памятной вещицы не предполагали, насколько хорошо она подойдёт в качестве груза на пасху: удобная, тяжёлая, хорошо моется.

Как солнышко играет.

О том, как зажигается благодатный огонь в Иерусалиме, мы все читали и видели по телевизору в репортажах из Храма Гроба Господня, этому есть и научное объяснение. А вот как солнышко на небе на Пасху играет, может видеть каждый из нас. Солнечный диск на какой-то момент остаётся один, без лучей, вокруг него возникает золотой ободок, поворачивающийся, как маятник, то вправо, то влево. Смотреть на солнце надо во время восхода, когда оно ещё не поднялось высоко над горизонтом. Учёные нашли этому объяснение в особом преломлении лучей сквозь толщу атмосферы, оказывается, весной это бывает часто и не только на Пасху. Но ведь нам так хочется чуда! Если долго незащищёнными глазами смотреть на восходящее солнце, тут что угодно можно увидеть. Однажды мне пришлось встретить Пасху в больнице, в самом радостном её отделении. Рано утром в палату зашла санитарочка (женщины знают, что первое кормление новорождённых в 6 утра), по-дошла к окну и говорит: "Девчата, глядите скорее, солнышко смеётся, а из него прямо яйца выкатываются!"

Почему мы красим яйца?

Кстати, о яйцах. Обычай красить яйца на пасху пришёл к нам из глубокой древности. По преданию, Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть о воскрешении Христа. Потом женщина отправилась в Рим, центр тогдашней цивилизации, явилась к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа. Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами “Христос Воскрес!” передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.

Вот так наши предки традиционно красили яйца луковой шелухой и они имели оттенки от бледно-жёлтого до тёмно-коричневого. В рус-скую печь хозяйки чугун с яйцами в луковой шелухе ставился на ночь, такие яйца назывались калёными, они намного вкуснее обычных, впро-чем, на любителя. Кстати, парочку крашеных яиц в русской избе обяза-тельно клали на божницу к иконам, считалось, что это охраняет дом от пожара. Говорили, что эти яйца год пролежат и не испортятся. Вы не ве-рите? Вот и я не верила, а когда представился случай, взяла да и прове-рила. Очистили мы такое яйцо, разрезали на половинки – не испорчен-ное! Вот вам ещё одно пасхальное чудо.

Впрочем, в окрашивании пасхальных яиц сейчас изощряются кто как может. Продаются пасхальные наборы для окрашивания яиц, в паке-тиках порошки с краской всех цветов радуги. Интернет вам подкинет не один десяток идей оригинального окрашивания и расписывания яиц в домашних условиях, торговля предложит огромный выбор всевозмож-ных ярких наклеек из полиэтилена, которые за две минуты упакуют яй-цо в недышащую плёнку и через два-три дня оно испортится, если его к этому времени не успеют съесть. А уж всякие тесёмочки, цветочки, само-клеящиеся звёздочки! Однажды наклеила я на яйца покупных бархат-ных цветочков, пришли малыши собирать яйца, и ребёнок не оценил торгового креатива, говорит: "Тётя, а у меня к яйцу что-то пристало!" Так что красьте яйца луковой шелухой и будьте здоровы! А ради искусст-ва не пожалейте несколько часов кропотливой работы и приготовьте расписные яйца, это приблизит вас хоть на шаг к творениям великого Фаберже.

Катание яиц – азартная игра.

Ходить по домам и собирать яйца для детей сейчас скорее всего за-бава, ходят ради развлечения. К тому же особых усилий прилагать не на-до, просто войти в дом и сказать "Христос воскрес!" Ходят группами, с корзиночками или пакетами. Однажды к одной женщине так много за-ходило детей, что яйца у неё закончились, и чтобы не обидеть ребёнка, пришедшего последним, она дала ему пять рублей, такая тогда была це-на яйца. На следующий год она накрасила яиц побольше, но этот же ре-бёнок с ходу сказал: "Мне не надо яйцо, дайте лучше пять рублей!"

Когда в нашей местности поселились на жительство таджики, их дети легко подхватили нашу традицию и тоже стали ходить из дома в дом собирать яйца. Сначала приходили и вставали у порога молча, ведь они почитают не Христа, а Аллаха. Но потом, видимо, родители сказали им, что ничего греховного нет в словах "Христос воскрес", и дети – ино-верцы стали обходить дома, соблюдая всё чин по чину. Кстати, у нас дав-но уже стало традицией давать детям не только яйца, но и сладости.

Существовали у нас и ещё одна пасхальная забава, а может быть, где-то существует и до сих пор. Когда дети наберут яиц, они собирались группами их катать. Для этого находили на земле небольшую пологую горку, или кто-то из взрослых делал им специальную деревянную лунку. Смысл игры был в том, чтобы столкнуть два яйца, и если какое-то из них побьётся, оно уходило в руки владельца яйца – победителя. Случалось, ребята приносили своего чемпиона в школу, чтобы показать и похва-статься: "Это яйцо выиграло мне 15 штук и даже не треснуло!" Впрочем, катание яиц было не только детской забавой, иногда в эту игру включа-лись и взрослые мужики да с каким азартом играли, интерес был при-мерно такой, как на петушиных или гусиных боях!

Семейная трапеза.

За стол садились, когда семья после пасхальной службы возвраща-лась из храма. Но те, кто не придерживается строгих правил, всё равно пробуют в пасхальный день традиционные угощения: крашеные яйца, куличи, пасху, а дальше по порядку любимые блюда семьи, коронные блюда хозяйки. Как тут не вспомнить старинную казачью песню: " Не для меня Пасха придёт, за стол родня вся соберётся, вино по рюмочкам польётся…" В традиции было родственникам, поздравляя друг друга с Пасхой, троекратно целоваться. Не возбранялось это делать и не родст-венникам, а особенно тем, кто только собирался или мечтал ими стать. Гулянья на Пасху были весёлыми и шумными, с песнями и плясками. Отмечать Пасху можно было всю пасхальную неделю, а вообще празд-ничными считались все дни вплоть до Вознесения, то есть 40 дней.

Если человек умирает в самый пасхальный день, считается, что он отмечен особой Божией милостью. Отпевание проводится по особому пасхальному чину. А вот посещать кладбища в день Пасхи, как предпи-сывает христианская религия, не рекомендуется: в этот день не должно быть места для печали и скорби. Посещать умерших родственников по-ложено в первый вторник после пасхальной недели, на радоницу. Мы же это делаем традиционно в воскресенье через неделю после пасхи и назы-ваем его Радонское воскресенье.

В разговоре о Пасхе непременно хочется добавить, что празднова-ние этого дня – это не столько дань традиции и не только богатый и щедрый стол. Этот праздник даёт нам возможность сполна ощутить ра-дости земного бытия и, может быть, серьёзно задуматься о преходящем и вечном и попытаться уяснить для себя великий смысл слов "смертию

смерть поправ".

Автор: Нина Никонова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 274

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика