Сколько у нас сложено замечательных песен с прекрасной музыкой и глубоким смыслом! Годы проходят, десятилетия, а песня всё звучит и заставляет задуматься, иногда по-новому взглянуть на привычные вещи. Вот одна из таких песен – "Русское поле". Написанная в 1968 году композитором Яном Френкелем на стихи Инны Гофф, она впервые прозвучала в кинофильме "Новые приключения неуловимых", исполнял её по сценарию белогвардейский офицер. Тогда ещё велись споры: можно ли было в уста белогвардейца, врага советской власти, вкладывать такие замечательные патриотические слова? Мы, тогда ещё младшие школьники, над словами особо не задумывались, с годами лишь пришло и ощущение великого смысла: у каждого из нас своё поле, даже если ты человек городской. А для нас, сосновчан, это особая тема, потому что мы видим, проезжая, наши поля и засеянные, и запущенные, и до нас доходит смысл слов "счастьем и болью связан с тобою" и что каждый из нас – всего лишь тонкий колосок на полях нашей Родины.
Но вообще разговор хотела я повести о другом. Всплыла в памяти строчка "верю молчанью, как обещанью", она и заставила глубоко задуматься. Обещанье, обет, клятва, заверение, обязательство, посул… Как много значат эти слова в выстраивании человеческих отношений! Вот сегодня выхватила из выступления Никиты Михалкова строчку: "Наше слово ничего не стоит". Разве слово ничего не стоит? А как же тогда "словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести"?
Вспомнилась мне сейчас история очень давняя, рассказанная старыми людьми.
Жили одно время в деревне Стечкино две подруги, обе одинокие, не было у них никого из родни, только друг за дружку держались. И вот надумала одна из них под старость лет уйти в монастырь. Опечалилась её подруга, стала выговаривать:
- Покидаешь ты меня. Что со мной случится, некому будет проводить меня в последний путь, почитать акафист надо мной…
- Если так случится, что ты оставишь этот свет раньше меня, пусть мне со-общат, я обязательно приду и всё, что надо, почитаю.
В какой монастырь отправилась наша героиня, доподлинно неизвестно, может, в Дивеево, может, в Абабково. Прошёл год – другой, и передали ей весть, что преставилась её подруга и перед смертью наказала сообщить в монастырь. Отправилась монахиня к батюшке испросить разрешения и получить благословение на долгий путь. Священник сказал:
- Я, конечно, тебя отпущу. Только погляди, что за окном-то делается: метель такая, что свету вольного не видно. Сгинешь ведь в пути, и не найдут тебя до самой весны. Останься, помолись здесь за душу новопреставленной, Господь услышит.
Потупилась бедная женщина в смятенье, подняла на батюшку глаза, полные слёз, и вымолвила:
- Батюшка, я ведь обещала!
- Раз обещала – иди!
Перепоясала она полушубок потуже, посох в руки взяла, осенила себя крестным знамением и вышла из монастырских стен. Ни зги не видать, только ветер свищет да метель в лицо. Прошла она метров сто, и вдруг свершилось чудо: метель разом утихла, на небе высветились звёзды, сделалось светло и тихо, и казалось, что дорога сама ей под ноги стелется. Добиралась она где пешком, где кто на лошади подвезёт, прибыла в срок и успела сделать всё, как надо. Знала она слова Ветхого Завета: если человек нарушал обещание, он попадал под проклятие, а если исполнял – под благословение.
Этому учили не только в монастырях. Для русского человека всегда считалось делом чести выполнить обещание, клятву, обет. Этому учили русские сказки: Иван-Царевич не выполнил обещание не брать клетку с Жар-птицей – попал в беду, погиб бы, если бы его не выручил Серый Волк. А герой пушкинской "Сказки о золотом петушке", царь Дадон, заплатил жизнью за то, что не отдал мудрецу обещанную награду, шамаханскую царицу.
И Владимир Мономах писал в Поучении своим детям, чтобы невыполненным обещанием не губили души своей. В русской земле выполнять обещания считалось делом чести, к человеку, не выполнившему обещания, относились как к клятвопреступнику, это мы видим и из истории, и из литературы. Помним со школы "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Петр заболел и покрылся струпьями. Лекари ничем не могли помочь. Посоветовали обратиться к девице Февронии, которая умела лечить сложные болезни. Та дала чудодейственную мазь в обмен на обещание жениться . Петр свое обещание не выполнил, поэтому болезнь к нему возвратилась. Полное исцеление наступило тогда, когда обещание было выполнено. Теперь эта пара - идеал супружества.
А повесть Пушкина "Дубровский"? Как хотелось читателю, чтобы Марья Кирилловна и Владимир Дубровский были счастливы. Ведь они любили друг друга! Но, увы, Дубровский не успел помочь Маше вовремя:
— Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского.
— Что вы говорите, — закричал с отчаяния Дубровский, — нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться...
— Я согласилась, я дала клятву...
Так же поступила и Марья Гавриловна в повести "Метель", и Татьяна Ларина, сказавшая Онегину "но я другому отдана и буду век ему верна".
Такие же ценности утверждались и в советское время. В "Родной речи" для младших школьников был напечатан рассказ Леонида Пантелеева "Честное слово". Маленький мальчик в игре дал честное слово, что не уйдёт с поста и стоял до темноты, пока проходивший мимо майор не отдал приказ оставить пост. "Если дал чест¬ное слово, так надо сто¬ять, что бы ни слу¬чи¬лось – хоть лопни", - отмечает писатель. Выполнять свои обещания учили нас и Тимур, и пионеры – герои, и герои – молодогвардейцы, и все мы усвоили с ранних лет: дал слово – держись, а не давши – крепись.
В какой момент всё поменялось? И вот уже кто-то небрежно замечает, что обещанного три года ждут. Запросто можно услышать: "Ну и что, что я обещал?" "Не позволили обстоятельства". И уже сосуществует рядом с нами категория необязательных людей, которые считают невыполнение обещаний нормой жизни.
Как-то я пригласила в гости свою новую знакомую. Общие интересы, сколько всего хотелось рассказать и показать, а телефонов тогда ещё не было и в помине. Договорились о встрече, я готовилась, хотелось и встретить, и накормить, а она не пришла. Почувствовала себя неловко? Нисколько! Пожала плечами и улыбнулась: не смогла… Надо ли говорить, что знакомство этим и закончилось?
Привычка выполнять обещания формируется в детстве. Как-то в одной дальней поездке пришлось мне наблюдать за мальчиком лет пяти – шести, который путешествовал с отцом. Видя, как утомился малыш и как тяжело ему переносить неудобства в пути, я спросила:
- Зачем вы взяли ребёнка?
Развёл руками и ответил с улыбкой:
- Я ему обещал…
Я позавидовала мальчику, которому с детства дали пример ответственного отношения к слову.
И, конечно же, мне хочется обратиться ко всем родителям: не давайте детям пустых обещаний, глядя на вас, дети вырастут безответственными людьми. Обещали купить ребёнку велосипед, если он не получит ни одной тройки, он старался, а потом оказалось, что нет денег, да и нет, вроде, такой необходимости. Ребёнок вырастет с осознанием того, что если не выполнил обещание – ничего страшного, всякое бывает.
Меня, как и большинство людей моего поколения, волнует проблема огромного количества разводов, больше половины от заключённых браков, где я больше всего, конечно, жалею детей. И что особенно удивительно, поддавшись моде на красивый обряд венчания, перед алтарём стоят, перед Богом дают клятву верности друг другу, а потом вдруг оказывается "мы разные", "не мой человек" - отношение к обещаниям явно не как у Маши Троекуровой.
В обществе всегда относились с презрением к человеку, не отдающему долг. Помним из повести "Тарас Бульба", как в Запорожской Сечи наказывали должников: такого казака приковывали к пушке до тех пор, пока кто-то из товарищей не выкупит его. Но мало кто из нас не сталкивался с проблемой невозвращённых долгов, некоторые даже судились.
И часто выхода не видишь,
Уж так устроен человек:
Не дашь взаймы - до слез обидишь,
А дашь – рассоришься навек.
Такую ситуацию, если вы помните, описал Н.С.Лесков в рассказе "Старый гений".
Когда экономика страны была переведена на новые, капиталистические рельсы, производство столкнулось и с необязательными поставщиками, и с партнёрами, не выполняющими договорные обязательства – это всё регулируется хозяйственным правом. Но как быть нам, простым гражданам, которые в повседневной жизни сталкиваются с людьми, не выполняющими обещаний? Владелец магазина обещал продать товар по одной цене, но на другой день повысил эту цену в полтора раза. Говорит, не хочу работать себе в убыток. Но ведь товар-то был завезён давно, ещё по старым закупочным ценам!
Работники подрядились на выполнение ремонта, начали делать, но бросили всё и исчезли, потому что им подвернулся другой, более выгодный подряд. Вам обидно? А они разводят руками: ну и что, что обещали?
По тому, как человек относится к обещаниям, которые даёт, можно судить о том, насколько он ответственный, порядочный и серьёзный. Если вы никогда не бросаете слов на ветер, так вас и будут воспринимать окружающие, даже те, кому вы ничего не обещали. А от этого, в свою очередь, будет зависеть то, как к вам станут относиться, будут ли считаться с вами и уважать. Данные обещания обязательно нужно выполнять, хотя бы просто потому, что это один из показателей порядочности человека.
Вот и вернулись мы снова к замечательным строчкам из песни "Рус-ское поле". Почему можно верить молчанью, как обещанью? Если человек порядочный и репутация его незыблема, на него можно положиться, с него и обещаний никто требовать не будет, потому что все знают: раз он сказал, значит сделает. А всем нам, простым обывателям, хочется пожелать: не бросайте на ветер слов, не давайте пустых обещаний, и снизойдёт на вас благодать, и во всех делах будет удача. Хотя бы потому, что сами себя больше будете уважать.