Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Православный календарь на май

1 мая - Красная горка, 3 мая - Радоница, 6 мая - День памяти святого Георгия Победоносца

1 мая – Красная горка

Праздник Красная горка отмечается на седьмой день после празднования Пасхи, в следующее воскресенье. Также этот праздник имеет другие названия: Антипасха, Фомино воскресенье. Церковь вспоминает в этот день евангельские события, которые произошли после воскресения Иисуса Христа. Когда Иисус впервые явился апостолам, Фомы среди них не было, поэтому, услышав радостную новость о воскресении, он в нее не поверил. Через неделю Фома встретился с воскресшим Иисусом, но опять усомнился, тогда тот показал ему свои раны и предложил ощупать их. Только после этого Фома уверовал в воскресение.

В народе Красная горка была в первую очередь праздником, связанным с браком. С этого дня разрешалось венчаться в церкви (обряд не проводится в пост и в первую неделю после Пасхи), традиционно игралось много свадеб.

Традиции и обычаи

В некоторых регионах России на Красную горку устраивали смотрины невест: девушки наряжались в лучшие наряды и шли прогуливаться по улицам, где жили потенциальные женихи. Проводили также "сговор" и "рукобитье" – традиционные элементы сватовства. Также в этот день было принято чествовать молодоженов, которые поженились незадолго до поста. На Красную горку девушки надевали красные платки и сарафаны, а парни – рубашки, вышитые красными нитками. Как и на Пасху, в Фомино воскресенье катали яйца с желобков и пригорков. Традиционным блюдом в некоторых областях была яичница. Во многих местах женщины и девушки закликали весну, собираясь в обычных местах молодежных гуляний, в том числе на площади перед церковью.

Приметы

Пропускать игры и хороводы на Красную горку среди молодежи считалось дурной приметой. Если парень или девушка сидели весь праздник дома, то говорили, что из-за этого парень женится на некрасивой или останется холостым, а девушка выйдет за никудышного жениха или останется старой девой.

3 мая - Радоница

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова "радость" – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой Пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".

Как относиться к могиле православного христианина?

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного. Надо особо следить, чтобы крест не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.

Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Как правильно помянуть родных на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. По желанию можно прочитать акафист об упокоении усопших. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

"Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом, и им, и нам получить обетованные блага", – пишет святитель Иоанн Златоуст.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре. После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

6 мая – День памяти св. Георгия Победоносца

Ве¬ли¬ко¬му¬че¬ник Ге¬ор¬гий был сы¬ном бо¬га¬тых и бла¬го¬че¬сти¬вых ро¬ди¬те¬лей, вос¬пи¬тав¬ших его в хри¬сти¬ан¬ской ве¬ре. Ро¬дил¬ся он в го¬ро¬де Бей¬рут (в древ-но¬сти – Бе¬лит) у под¬но¬жия Ли¬ван¬ских гор.

По¬сту¬пив на во¬ен¬ную служ¬бу, Ге¬ор¬гий вы¬де¬лял¬ся сре¬ди про¬чих во¬и¬нов сво¬им умом, храб¬ро¬стью, физи¬че¬ской си¬лой, во¬ин¬ской осан¬кой и кра¬со¬той. До¬стиг¬нув вско¬ре зва¬ния ты¬ся¬че¬на¬чаль¬ни¬ка, св. Ге¬ор¬гий сде¬лал¬ся лю¬бим-цем им¬пе¬ра¬то¬ра Дио¬кли¬ти¬а¬на. Дио¬кли¬ти¬ан был та¬лант¬ли¬вым пра¬ви¬те¬лем, но фа¬на¬тич¬ным при¬вер¬жен¬цем рим¬ских бо¬гов. По¬ста¬вив се¬бе це¬лью воз¬ро-дить в Рим¬ской им¬пе¬рии от¬ми¬ра¬ю¬щее язы¬че¬ство, он во¬шел в ис¬то¬рию как один из са¬мых же¬сто¬ких го¬ни¬те¬лей хри¬сти¬ан.

Услы¬шав од¬на¬жды на су¬де бес¬че¬ло¬веч¬ный при¬го¬вор об ис¬треб¬ле¬нии хри¬сти¬ан, св. Ге¬ор¬гий вос¬пла¬ме¬нил¬ся со¬стра¬да¬ни¬ем к ним. Пред¬ви¬дя, что его то¬же ожи¬да¬ют стра¬да¬ния, Ге¬ор¬гий раз¬дал свое иму¬ще¬ство бед¬ным, от-пу¬стил на во¬лю сво¬их ра¬бов, явил¬ся к Дио¬кли¬ти¬а¬ну и, объ¬явив се¬бя хри-сти¬а¬ни¬ном, об¬ли¬чил его в же¬сто¬ко¬сти и неспра¬вед¬ли¬во¬сти. Речь св. Ге¬ор¬гия бы¬ла пол¬на силь¬ных и убе¬ди¬тель¬ных воз¬ра¬же¬ний про¬тив им¬пе¬ра¬тор¬ско¬го при¬ка¬за пре¬сле¬до¬вать хри¬сти¬ан.

По¬сле без¬ре¬зуль¬тат¬ных уго¬во¬ров от¬речь¬ся от Хри¬ста им¬пе¬ра¬тор при¬ка-зал под¬верг¬нуть свя¬то¬го раз¬лич¬ным му¬че¬ни¬ям. Св. Ге¬ор¬гий был за¬клю¬чен в тем¬ни¬цу, где его по¬ло¬жи¬ли спи¬ной на зем¬лю, но¬ги за¬клю¬чи¬ли в ко¬лод¬ки, а на грудь по¬ло¬жи¬ли тя¬же¬лый ка¬мень. Но св. Ге¬ор¬гий му¬же¬ствен¬но пе¬ре-но¬сил стра¬да¬ния и про¬слав¬лял Гос¬по¬да. То¬гда му¬чи¬те¬ли Ге¬ор¬гия на¬ча¬ли изощ¬рять¬ся в же¬сто¬ко¬сти. Они би¬ли свя¬то¬го во¬ло¬вьи¬ми жи¬ла¬ми, ко¬ле¬со¬ва-ли, бро¬са¬ли в нега¬ше¬ную из¬весть, при¬нуж¬да¬ли бе¬жать в са¬по¬гах с ост¬ры¬ми гвоз¬дя¬ми внут¬ри. Свя¬той му¬че¬ник все тер¬пе¬ли¬во пе¬ре¬но¬сил. В кон¬це кон-цов им¬пе¬ра¬тор при¬ка¬зал от¬ру¬бить ме¬чом го¬ло¬ву свя¬то¬му. Так свя¬той стра-да¬лец ото¬шел ко Хри¬сту в Ни¬ко¬ми¬дии в 303 го¬ду.

За му¬же¬ство и за ду¬хов¬ную по¬бе¬ду над му¬чи¬те¬ля¬ми, ко¬то¬рые не смог¬ли за¬ста¬вить его от¬ка¬зать¬ся от хри¬сти¬ан¬ства, а так¬же за чу¬до¬дей¬ствен¬ную по-мощь лю¬дям в опас¬но¬сти св.Георгия на¬зы¬ва¬ют еще По¬бе¬до¬нос¬цем. Мо¬щи свя¬то¬го Ге¬ор¬гия По¬бе¬до¬нос¬ца по¬ло¬жи¬ли в па¬ле¬стин¬ском го¬ро¬де Ли¬да, в хра¬ме, но¬ся¬щем его имя, гла¬ва же его хра¬ни¬лась в Ри¬ме в хра¬ме, то¬же по-свя¬щен¬ном ему.

На ико¬нах св. Ге¬ор¬гий изо¬бра¬жа¬ет¬ся си¬дя¬щим на бе¬лом коне и по¬ра¬жа¬ю-щим ко¬пьем змия. Рас¬ска¬зы¬ва¬ют, что неда¬ле¬ко от ме¬ста, где ро¬дил¬ся св. Ге¬ор¬гий в го¬ро¬де Бей¬ру¬те, в озе¬ре жил змей, ко¬то¬рый ча¬сто по¬жи¬рал лю-дей той мест¬но¬сти. Суе¬вер¬ные лю¬ди для уто¬ле¬ния яро¬сти змея ре¬гу¬ляр-но по жре¬бию от¬да¬вали ему на съе¬де¬ние юно¬шу или де¬ви¬цу. Од¬на¬жды жре¬бий вы¬пал на дочь пра¬ви¬те¬ля той мест¬но¬сти. Ее от¬ве¬ли к бе¬ре¬гу озе¬ра и при¬вя¬за¬ли, где она в ужа¬се ста¬ла ожи¬дать по¬яв¬ле¬ния змея.

Ко¬гда же зверь стал при¬бли¬жать¬ся к ней, вдруг по¬явил¬ся на бе¬лом коне свет¬лый юно¬ша, ко¬то¬рый ко¬пьем по¬ра¬зил змея и спас де¬ви¬цу. Этот юно¬ша был свя¬той ве¬ли¬ко¬му¬че¬ник Ге¬ор¬гий. Та¬ким чу¬дес¬ным яв¬ле¬ни¬ем он пре¬кра-тил уни¬что¬же¬ние юно¬шей и де¬ву¬шек в пре¬де¬лах Бей¬ру¬та и об¬ра¬тил ко Хри¬сту жи¬те¬лей той стра¬ны, ко¬то¬рые до это¬го бы¬ли языч¬ни¬ка¬ми.

Св. Ге¬ор¬гий – по¬кро¬ви¬тель во¬ин¬ства. Изо¬бра¬же¬ние Ге¬ор¬гия По¬бе¬до¬нос¬ца на коне сим¬во¬ли¬зи¬ру¬ет по¬бе¬ду над диа¬во¬лом – "древним зми¬ем". Это изо-бра¬же¬ние бы¬ло вклю¬че¬но в древ¬ний герб го¬ро¬да Моск¬вы.

На Руси с древних времён святой Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В русской народной культуре Георгия почитали как покровителя воинов, земледельцев и скотоводов. В день па¬мя¬ти свя¬то¬го Ге¬ор¬гия По¬бе¬до¬нос¬ца жи¬те¬ли рус¬ских де¬ре¬вень в пер¬вый раз по¬сле хо¬лод-ной зи¬мы вы¬го¬ня¬ли скот на паст¬би¬ще, со¬вер¬шив мо¬ле¬бен свя¬то¬му ве¬ли¬ко-му¬че¬ни¬ку с окроп¬ле¬ни¬ем до¬мов и жи¬вот¬ных свя¬той во¬дой.

Автор: Татьяна Якимова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 141

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика