Так писал о Пушкине, очарованный его стихами, поэт Фёдор Глинка. Он же предрекал Пушкину долгую славу и память:
Следы исчезнут поколений,
Но жив талант, бессмертен гений!..
Не одно поколение сменилось с тех пор, а стихи Пушкина всё так же пленительны и современны. День рождения Пушкина – это повод не только вспомнить самого поэта, но и поговорить о языке, о литературе, о нравственности, потому что всё его творчество – это мерило нравственности, и время здесь не властно. А мне, как учителю, много лет преподававшему литературу в школе, в связи с именем Пушкина вспоминаются порой забавные, порой грустные или поучительные истории.
Лучше Пушкина не скажешь!
Мишутке задали на дом сочинение на тему "Какой я вижу осень". На уроке учительница читала стихотворение Пушкина об осени, потом включила запись, и эти же стихи читал артист, ещё звучала музыка, называлась "Осенняя песня". Стихи Мишутке очень понравились, особенно выражение "очей очарованье". Ему чудилось в этой строчке какое-то волшебство, что невозможно было передать словами. После уроков он шёл по дороге, старался отмечать приметы осени и представил, как это всё будет в его сочинении: "Листья пожелтели. Птицы улетают в тёплые края. По небу ползут серые тучи, и часто моросит дождь". Всё это они проходили ещё в подготовительной группе детского сада. Какой он сейчас видит осень? Такой же, как и раньше, она примерно всегда одинаковая.
Когда он дома сел за уроки, то решил первую строчку в сочинении написать, как у Пушкина: "Унылая пора! Очей очарованье!" Унылая пора – значит скучная, невесёлая, грустная, в общем, плохая. А потом такие удивительные слова: "Очей очарованье!" Выходит, всё плохое и грустное тоже может вызывать хорошие чувства. Даже очень сильные. Вот, например, бывает чудесная пора летом: светит яркое солнце, все купаются, загорают, всем весело, но никто не скажет, что этот момент – очей очарованье. Наверное, в грустные моменты человек лучше чувствует природу, и она доставляет ему большую радость. "Приятна мне твоя прощальная краса" - эту строчку Мишутка тоже написал в тетрадь, потому что "прощальная краса" навела его на глубокие размышления. Красота ведь всегда приятна: красивая вещь, красивый человек, красивая картина… Но эта красота будет всё время. А прощальная краса – временная, и ты понимаешь, что вот-вот её уже не будет. Оттого эта красота становится ещё дороже. Третья строчка была продолжением второй, там говорилось про пышное природы увяданье, и это тоже бу-доражило мысль: разве увядание бывает пышным? Увяли цветы, лепестки у них осыпались, головки почернели и съёжились. А если посмотреть на деревья? Особенно когда их много, в парке, например, или в лесу. Листья и жёлтые, и красные, и коричневые, и бурые, и оранжевые… А всё вместе это смотрится так великолепно! Да, Пушкин ведь и писал про лес: "В багрец и золото одетые леса". Написал, как про людей, люди ведь бывают одетые. А леса кто одел? Их одела природа, ей ведь восхищается поэт.
Написал и эту строчку Мишутка и задумался. Как-то неловко ему уже было вставлять в сочинение про улетающих птиц и про пожухлые травы. Он долго ещё смотрел в окно, старался подобрать какие-то необычные, очень красивые выражения. Но все его слова казались простыми и всем давно известными. Он ещё раз глубоко вздохнул и с новой строчки написал: "Лучше Пушкина не скажешь!" И закрыл тетрадь.
Он же был ему другом!
Читающие подростки сейчас стали редкостью, думаю, никто с этим спорить не станет. Зато уж если молодой человек читает и анализирует, то и поговорить с ним о прочитанном очень интересно, потому что здесь присутствует не только свежий взгляд, но и современное мышление, выработанное новыми педагогическими технологиями. Всё чётко: тезис, доказательства, вывод.
Знакомому девятикласснику я дала прочитать роман "Евгений Оне-гин". Молодой человек мыслящий, читал внимательно и, как мне показалось, с удовольствием, по ходу несколько раз задавал мне вопросы, связанные с содержанием. И вот книга прочитана, наш философ задумчив, на лице его смятение и явное недовольство. Спрашиваю:
- Как впечатление?
- Я потрясён.
- Какой же момент в романе мог тебя так сильно потрясти?
- Онегин убил Ленского. Он же был его другом! Я никак не ожидал такой развязки. Неужели нельзя было найти цивилизованных методов решения проблемы? Ведь можно же было всё обсудить, потребовать извинений, прекратить общение… Неужели из-за какой-то мелочи можно было лишить человека жизни? Они же оба образованные, могли всё уяснить и договориться…
Нет, не убедили его мои доводы про дуэльный кодекс, история которого уходила ещё в средние века, и ссылка на то, что "обычай деспот меж людей". Но позиция молодого человека заслуживает уважения: надо уметь защищать честь не на шпагах или пистолетах, а за столом переговоров. Это при условии, что умный с умным спорит.
Татьяны милый идеал
Я очень люблю героиню романа "Евгений Онегин" Татьяну Ларину, может быть, потому, что девушки нашего поколения воспитывались на этом образе. Раз она для Пушкина была милым идеалом, идеалом становилась и для нас. Работая в школе, я всегда задавала старшеклассникам вопрос: "Нужны ли современной девушке черты, которыми обладала Татьяна Ларина?" Практически все парни отвечали: "Нужны".
Почему Татьяна Ларина отказала Онегину, когда он, воспылав к ней чувствами, изливает их в письме: " Я знаю: век уж мой измерен; но чтоб продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я…" Ведь она любит Онегина и не скрывает этого: "Я вас люблю, к чему лукавить?" Ответ на этот вопрос я просила ребят найти в письме Татьяны к Онегину, том самом, которое в школе учат наизусть: "Я к вам пишу – чего же боле?" И ученики, как правило, этот ответ находят. Он всего в одной строчке: "Была бы верная супруга и добродетельная мать". Татьяна ещё не знает, кто будет её спутником по жизни, она знает про себя: она будет верной. Между тем её современница Эмма Бовари из романа французского писателя Флобера тоже мечтает о любви и о замужестве, но та уже с юности определила, что у неё будет богатый и перспективный муж и… любовник – и всё это не в одном лице!
Правильно ли поступила Татьяна, отказав Онегину, когда он признался ей в любви? Вот на этом моменте, друзья мои, мнения резко разделяются. Насмотревшись зарубежных, а теперь уже и наших сериалов со счастливым концом, читатель надеется, что всё и всегда должно заканчиваться так, как хотелось бы. Вот и дети говорят уже словами взрослых: "Разве она не достойна личного счастья? Жизнь даётся один раз – второй попытки не будет" Лозунг "Бери от жизни всё!" стал девизом многих – это уже веяние нашего времени. Только чистота души – понятие вневременное, поэтому и сейчас вслед за Пушкиным мы можем сказать: Татьяны милый идеал.
Если жизнь тебя обманет…
Старшие коллеги часто передавали молодым методическую литературу. Мы привыкли беречь книги , и нужные методички переходили по наследству от одного учителя к другому. Вот и мне так досталась книга с разработками уроков от старшей коллеги. Спасибо, очень пригодилась. А главное то, что на обложки книги с внутренней стороны, где чисто белый лист, от руки было написано стихотворение Пушкина:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
Стихи, написанные в 1825 году в альбом знакомой Е.Вульф, как нельзя кстати подходят всем нам, пусть они будут посвящением нам от Пушкина, а его день рождения – повод вспомнить его творчество, соотнести его произведения с современностью и в очередной раз вспомнить слова лицейского друга Пушкина Антона Дельвига:
Пушкин! Он и в лесах не укроется:
Лира выдаст его громким пением.