Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

У истоков села Сосновское

"Село Сосновское с деревнями" (продолжение следует)

В 1583 г. по территории, где в настоящее время находятся селения современного Сосновского района прокатилась Третья черемисская война (1581 – 1585гг.). в которой принимали участие марийцы, татары, чуваши. На территории Нижегородского уезда к ним присоединились отряды мордовского населения, проживавшего юго-восточнее уезда и вошедшего в состав Русского государства после присоединения Казани Иваном IV. В результате восставшими были уничтожены многие населенные пункты, жители которых, погибли или ушли в леса. Очевидно, отряды черемисов двигались с юга, левобережья Сережи. Первым населенным пунктом, подвергшимся нападению, была деревня Лесуново на реке Сереже, далее на пути восставших встретились Рыльково. Овдокимово, Михалёво, Константиновка и др. Все эти населенные пункты подверглись разорению и превратились в пустоши. Сосновское также пострадало от нашествия. Об этом в историческом документе говорится так: "…Да в пусте в селе в Сосновском 14 мест, дворы пожгла черемиса…".

После "черемисских войн" у правительства возникла необходимость описи селений, чтобы определить масштабы разорения и установления размеров повинностей дворцовых крестьян государству. Писец Василий Борисов и подьячий Третьяк Абрамов произвели описание Нижегородского уезда, сведения которого вошли в Нижегородскую дозорную книгу 1588г. В этом источнике содержатся первые сведения о селе Сосновском, о занятиях его жителей бортничеством и земледелием, о последствиях нашествия черемисов. В документе встречается понятие "Село Сосновское с деревнями". Кандидат исторических наук А.Давыдова, в своей работе "Границы Нижегородского уезда в конце XVI - XVIIвв. и их пространственные изменения. Внутренняя административно-территориальная структура" высказала предположение, что это внутренняя дворцовая административно-территориальная единица, включающая в себя группу селений, самое крупное из которых – село Сосновское.

В Нижегородской дозорной книге 1588г. дано первое описание села: "Село Сосновское, а в нём церковь Фрола и Лавра древяна, образы в ней и книги и свечи и сосуды приходные… И всего в Сосновском церковь да двор попов, двор пономарёв, место проскурницыно, да 5 келей, а в них живут нищие, питаютца от церкви божии… Да в селе ж 22 двора живущих, а людей в них 25 человек… да на льготе 2 двора ново ставят… Да в пусте в селе в Сосновском 14 мест, а дворы пожгла черемиса.". В церкви в это время служили "поп Федор, да пономарь Сенька..."

Как мы видим, до черемисских войн в Сосновском было всего 36 дворов. После, многие деревни в Нижегородском уезде опустели, поэтому правительство предоставляло крестьянам земли на льготных условиях для заведения хозяйства с целью привлечения сюда людей и заселения опустевших селений, а также создания новых. В селе Сосновском "на льготе двор ново ставит" Осташко Казаринов и Меркуша Кузнец.

В другом историческом источнике, "Отдельных отказных книгах" 1596-1600гг." (Г.А.Анпилогов. Нижегородские документы XVI века. Издательство Московского университета 1977г.). не раз встречаются имена сосновских бортников, участвующих в наделении земельными владенями новых помещиков. Это - Третьяк Семенов, Кузьма Фролов, известный нам уже, Меркурий Федоров (Кузнец) и др.

Здесь содержатся сведения о должностных лицах села "десяцкий Проня Федоров и староста села Сосновского Михайло Микитин". Десятский – избирался от каждого из десяти дворов расположенных по соседству, из крепких домохозяев. Он защищал интересы крестьян в вопросах о земельных наделах, о взаимопомощи, улаживал семейные неурядицы. Староста избирался всеми жителями села. Он хранил записанные постановления и решения, следил за порядком в селе, знакомил мир с постановлениями царского правительства. В книгах также упоминаются служители церкви 90-х годов XVIв. "государева бортного села Сосновского фроловский поп Филип Петров", а "писал отдельные и сыскные книги ...фроловский церковный дьячок Петруша Иванов".

В Сосновскую округу, входили деревни, многие из которых превратились в пустоши, т.к. были разорены в результате нашествия, и только две, Макасово и Созоново, пережили страшные набеги. "...деревня Созоново Зименное Раменье на речке на Шилекше... "деревня Мокасова на речке на Угроме... , "пустошь Рылкова, что была деревня, а в ней 5 мест дворовых", "Пустошь Пиялиное (современное Пияичное), что была деревня, а в ней 14 мест дворовых", "Пустошь Михалева, что была деревня". (В наше время напоминанием об этой деревне является урочище Михаля), "Пустошь Овдокимово, что была деревня" (Современное урочище Евдокимовка), "Пустошь Детково, а Глаткое то ж". "И всего село, да 2 деревни живущих, да 5 пустошей". Позднее пустоши 1588 года: Детково, Михалева и Овдокимова восстановили свое население.

Село Сосновское и близлежащие деревни принадлежали царскому Дворцу, а крестьяне считались "дворцовыми", это значит, они несли повинности в пользу Дворца. Управлением дворцовых селений занимался ключник. Ключник контролировал дворцовые и оброчные земли, занимался сбором податей, а также вершил суд над подчиненными ему крестьянами, и разбирал их конфликты с другими землевладельцами.

Рядом с Сосновским находились деревни, принадлежавшие и частным владельцам. Например, Виткулово, которым владел нижегородский служилый человек, немец Логин Ушкилев, а затем его сыновья Елисей и Тимофей.

"Село Сосновское с деревнями" включало в себя хозяйственное объединение "Сосновские бортники", это само Сосновское, деревни Созоново, Макасово и Пияичное, которое в 1607г., было вновь заселено. Для заселения и возрождения деревень привлекались крестьяне из других волостей, им, по-прежнему, давались льготы. Пока пришлые люди обустраивались на новом месте, их не облагали налогом. В 1607 году в Сосновском вышли из льготы Гришка Олексеев, Меркуша Фролов, Степанка Констянтинов, Тишка Федоров, Дружинка Борисов, в Пияичном - Бориска Корелянин.

Не успели деревни Сосновской округи отстроиться, как наступила новая разруха. События Смуты не обошли и наши края. Снова многие села и деревни были разорены и надолго пришли в запустение. Пострадали соседние с Сосновским села и деревни Елизарово, Стечкино, Глотово, Бараново, Искадьево, Созоново и др. , снова заросли кустарником пашни. Например, в деревне Виткулово у Елисея и Тимофея Ушкулевых было распахано 8 четвертей, а 108 заросло перелогом и лесом.

В Дозорной Книге С. Языкова и Е. Евсевьева 1613-1614гг. деревня Созоново - пустошь. С целью восстановления, она была отдана на льготу крестьянину Ивашке Самойлову из д. Федурино Стародубовской волости Муромского уезда, и Терешке Борисову из деревни Москаково Нижегородского уезда, которые должны были выйти из льготы в 1617г. Кроме того, в Созонове селились еще 9 крестьян из Стародубовской волости, и уже засеяли десять четей земли рожью.

В 1613г. новое правительство во главе с избранным царем Михаилом Романовым, произвело опись владельческих селений в Нижегородском уезде с целью получить ясную картину последствий Смуты. В Дозорной книге Семена Ивановича Языкова и подьячего Емельяна Евсевьева 1613-1614гг. ("Материалы по истории Нижегородского края конца XVI-первой четверти XVII века", Сост. А.В.Антонов - Москва "Древлехранилище" 2015г.) дается подробное описание села Сосновского.

Согласно данному документу, Село Сосновское насчитывало 57 дворов бортников и крестьян. По-прежнему, здесь находилась деревянная церковь Фрола и Лавра, к которой стараниями сосновской общины была пристроена колокольня, а на ней висели 5 колоколов. Рядом стояли церковные дворы священника Ивана Семенова, дьячка Петра Иванова, пономаря Гаврилы и проскурницы Стефаниды. На церковном дворе находились еще три кельи, "а в них живут нищие, питаются от церкви Божия...". Можно предположить, что в Сосновский приход входили деревни, которые перечислены в документе: Макасово, 9 дворов, заселенная бортниками. После черемисских войн некоторые деревни Сосновской округи снова возродились. Например, "деревня Глаткое, что была пустошь" уже насчитывала 10 дворов, немало по тем временам, Михалево, 11 дворов бортников и крестьян. Овдокимово, Рыльково и Пияичное, по-прежнему, оставались пустошами.

Новые хозяева села Сосновского с деревнями

После Смутного времени правительство нового царя Михаила Федоровича Романова предприняло ряд мер по восстановлению разоренного хозяйства и заселению края. Дворцовые владения были переданы в частные руки и превратились в вотчины знатных господ.

Согласно Писцовой Книге Дмитрия Лодыгина, Василия Полтева и дьяка Дементия Образцова 1621-23гг., Дворцовое село Сосновское с деревнями было передано во владение двух господ: князя Бориса Пашаевича Куликова и князя Левонтия Салтанашевича Шейдякова. "В нынешнем 1620г. с тех государевых дворцовых и бортных сел и деревень по государевым царевым и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии грамотам… в поместья отданы князю Левонтию Салтанашевичу Шейдякову да князю Борису Пашай Мурзину сыну Куликову...село Сосновское с деревнями..."

Левонтию Шейдякову отошли часть Сосновского, "сельцо, что была деревня Созоново на речке на Шилокше, стоит на два усада, а в нем двор помещиков...". В деревне перечислятся по именам крестьяне и бобыли, всего 26 дворов, да три пустых, двоих крестьян вернули в старое стародубовское поместье, а один, Стенка Лаврентьев, умер. "Добрые земли" остались за помещиком, а крестьянам достались земли "середние". Помещичьи земли пахали "деловые люди и крестьяне сгоном", сена вокруг 160 копен, "лес вокруг поль бортный ухожей". Кроме того князь получил деревню Гладкие Поля с бортным лесом, лугами и озером Унзово, а также, Пияичное "на глухом озерке и на речке Шилекше", в которой было пять дворов крестьянских и бобыльских и девять мест дворовых пустых. Половина деревни Михалевы, в десять дворов, принадлежала Левонтию Шейдякову, а другая половина отписана Гавриле Бредневу. Деревня Овдокимова, в то время была уже не пустошь, в ней имелось одиннадцать дворов, да три пустых. Гришка Рудак вывезен в Матюшевскую волость, а Стенка Нерожин и Горянка Ортемьев "сошли безвестно", т.е. бежали.

Как видим, четыре последние деревни в начале XVII века восстановились и продолжали существовать в сосновской округе и во второй половине XVII века.

Другая половина Сосновского была передана во владение Стольнику Борису Пашаевичу Куликову. Согласно документам, можно проследить, как менялось село в конце XVI- начале XVII веков. "Село Сосновское стоит на три усады", т.е. состоит из трех улиц, оно стало многолюднее. В 1621-23гг. здесь находилось уже 76 дворов крестьян и бортников. Кроме того, в Сосновском стоял двор помещика Бориса Куликова (двор Левонтия Шейдякова находился в Созонове), приказчика Онтипки Федорова, "людских дворов" Васка Михайлов. Упоминается и церковь святых мучеников Фрола и Лавра "древяна клецки", в церкви образа, книги, ризы. Кроме церковных строений, четыре двора служителей и десять келей. Священником в те годы служил Иван Семенов, с ним "дьячок Игнашко Самойлов, пономарь, все тот же, Гаврилко Иванов и проскурница Огафья Григорьева дочь...". Как видим, Сосновское сильно изменилось за 35 лет.

К селу Сосновскому, прилегали угодья с лугами по речкам Станке, Кишме и Угроме, с которых накашивали 600 копен сена. Рядом находился бортный лес, "а ходят бортники того же села Сосновского".

Кроме части села Сосновского, стольнику князю Борису Куликову отошли деревня Макасово и пустошь Рыльково. Деревня Макасово на речке Угроме состояла из восьми дворов, один пуст, крестьянин Первушка Прокофьев "взят в Стародуб".

Интересно, что Рыльково оставалось пустошью после черемисских войн до конца XVII века. В 40-х годах деревня Макасово и пустошь Рыльково были отписаны у Бориса Куликова в пользу немчина Гаврилы Бреднева.

Именно в это время Административная единица "Село Сосновское с деревнями" превратилось в Сосновскую волость.

Интересны личности новых владельцев Сосновского. Борис Пашаевич Куликов (настоящее имя Аблай Мирза Куликов) - выходец из крымских татар, в 1585г. попал в Россию, добровольно принял крещение, царским указом был назначен стольником, подавал еду на царский стол. Левонтий (Бек Салтанош мурзин сын) Шейдяков тоже был татарского роду. Он вышел из ногайских татар, также крестился в православие, получил княжеский титул. Царское правительство было заинтересовано в привлечении на службу татарских мурз. Принятие православия инородцами особо поощрялось, они получали почетный титул, денежное вознаграждение и земельные владения. Борис Куликов и Левонтий Шейдяков оба крестились в 1619-20г. , получили титулы стольников, по 65 рублей денег и новые поместья, в том числе село Сосновское. После смерти Левонтия его имение перещло в руки вдовы Татьяны и сына Бориса.

В начале XVII века село Сосновское было довольно крупным населенным пунктом, где проживали крестьяне-землепашцы и бортники. Бортничеством занималось не одно поколение сосновчан. Например, Васька Овдеев обрабатывал ухожей, "что ходил его отец Овдейко". Кстати, диких пчел разводил и церковный дьячок Петрушка Иванов. Кроме этого, сосновские мужики занимались охотой, ловили рыбу в лесных озерах: Паровом, Долгом, Киркидееве, добывали бобра, проникая все дальше на юг, осваивая леса Засережья. Старостой в селе в те годы был Треня Семенов. В Сосновское прибывали и новые поселенцы, в историческом источнике упоминается "Петрушка Исаков новоприходный...".

О том, что село было немалое, говорит тот факт, что здесь находился торг (базар) и кабак, прибыль с которого, сначала, шла в пользу Дворца. "Села Сосновского с тамги и с кабака откупу на 1612г. 20 рублев". В 1620г. кабак передавался новым владельцам Леонтию Шейдякову и Борису Куликову, которые освобождались от выплат за кабак, вся прибыль теперь шла в пользу хозяев. В сметном списке по денежным доходам в 1620г. в пользу государства, отмечено: "...да Нижегородского уезда с откупных кабаков Павловского и с Сосновского таможенных и кабатских денег нет...".

Занятия жителей Сосновского.

Проанализировав сведения исторических источников, я воспроизвела картину социально-экономического развития нашего края во второй половине XVI в. и первой половине XVII века. Как видим, во всех дворцовых селениях проживали бортники, это значит, что одним из главных занятий их было бортничество. Этому способствовало обилие меда в наших лесах.

Государство отводило в лесу участки – "бортные ухожеи", которые передавало бортникам-пчеловодам в оброчное содержание. Они обязаны были "...пчел разводить вновь и заботиться о новоделье, на перевод не пустошить пчел, в чужые бортные участки не ходить, лесу дельного (т.е. строевого) не ронять, сторонних людей в лес не пускать". Договор заключался письменный, при свидетелях; в случае гибели в лесу бортных деревьев с бортников взималась большая пеня.

В Нижегородских платежницах разных лет подробно описывается занятие бортничеством наших предков, упоминаются имена самих бортников и территории их ухожеев. Самым крупным бортным селением было Сосновское, бортники которого промышляли на огромной территории, разделенной на ухожеи. Каждый ухожей имел свое название: Сосновский ухожей, Целокурцкой жарок, "Лес бортной Устиновский да Суруловский врожок", Калининский, Ворохобинский, Степычевский, Киркидеевский ухожеи и другие. Территория ухожеев распространялась на многие километры. В источниках мы находим, что Сосновские бортники промышляли также за речками Шилекшей и Сережей.

Каждый бортник отмечал свой ухожей определенным знаком "знаменем", вырезал или затесывал на дереве особый рисунок. Макасовский бортник Левка Игнатьев имел 2 знамя: лунки с тремя рубежами, "да знамя лунка ж заечий скок с тремя рубежами..." У Сосновского Онтонки Давыдова, по прозвищу Потешка, знамя "лесенки с 4 рубежами, да знамя лунки с тремя рубежами, что ходил те знамяна отец его Давыдко ...".

Некоторые бортники обрабатывали сразу несколько ухожеев. Сосновские мужики Осташка Хвостенев, Терешка Яковлев, Иванка Павлов, Воинка Петров да Михалка Микитин ходили по два ухожея, а Кирдянка Васильев, Мордвинка и Самсонка Ермолины Степанка да Иванка Дмитриевы по три. В исторических документах встречаются имена бортников: Васька Иванов, Васька Овдеев, Бориска Павлов, церковный дьячок Петруша Иванов и др.

За пользование ухожеями бортники платили оброк в пользу Дворца, а затем в пользу государства. Сначала, по договору они платили с четырех знамен пуд меда на Семенов день, т.е 1 сентября и по кунице. В платежницах царя Василия Шуйского говорится: "...за оброчный мед и за куницы, ...взяти с бортников медом, а не деньгами, а с меду денежные пошлины и за куницы деньгами".

Это подсказывает, что бортники охотились и на пушных зверей. Одним из ценных зверьков в наших лесах была куница, поэтому она подлежала обязательному сбору. Как видим, кроме прямого оброка лесные пчеловоды платили еще и таможенные пошлины. Затем натуральный оброк был заменен деньгами. Бортники стали платить "за пуд меду 20 алтын с гривною, денежных прошлин 5 денег, за куницу 10 алтын, пошлин 3 деньги". Рубль тогда стоил 33 алтына и 2 деньги, деньга - 0,5 копейки.

На территории лесных ухожеев было много озер и протекали лесные речки, в то время, "изобилующие рыбой". В речках водилось много бобров, мех которых высоко ценился и пользовался большим спросом. Конечно же, бортники занимались рыболовством и добычей бобра, в источниках об этом содержится подробная информация. Например, сосновский бортник Кирдянка Васильев содержал "бобровые гоны" по реке Сереже "от устья речки Монодана (речка Модан - правый приток Сережи) наниз по обе стороны, да с речки Чары".

Река Сережа являлась основным местом ловли бобра. Бобровые гоны устраивались и на ее притоках: речках Тельхе, Реде Ляцкой, Удушлее и других. За бобровые гоны бортники также платили оброк в казну 2 карих бобра, или рубль деньгами.

Документ свидетельствует о том, что сосновские бортники Иванка Дмитриев, Овдокимка Панов и Гришка Волокитин занимались рыболовством на озерах Паровом, Долгом и на Сереже, а за рыбную ловлю платят налог государству.

Поймы речек Угромы, Станки, Кишмы с густым травостоем являлись местами сенных покосов для бортников, которые, как можно догадаться, держали домашний скот. Но и эти луга, а также заготовка дров в лесу, облагались оброком.

Но все же главной отраслью хозяйства населения округи являлось земледелие. В документах отмечено, что земли вокруг Сосновского плодородные, "земля добра". Крестьяне выращивали рожь и овес. За пользование землей, сосновские крестьяне платили оброк помещикам и различные налоги государству. Ямчужные деньги собирались с населения на пороховое дело и строительство военных укреплений, полоняничные на выкуп русских пленных, ямские деньги - на "ямщиков прогон" и почтовое дело. Кресьяне платили налоги не только деньгами, но и зерном, (рожью и овсом), мукой, сухарями, крупами и толокном. Следует заметить, что в 1611г. сумма налога с Сосновской общины была почти в два раза ниже, чем в 1620г. Можно предположить, что был увеличен размер налога, или же выросло население села. В селе проживали крестьяне Ивашка Петров, Истомка Микитин, Иванка Филиппов, Фадейко Петров, Кирьян Васильев, Иванко Юрьев Ворон, Обросимка Ондреев, Федка Кузьмин и др.

Автор: Наталья Гусева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 570

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика