Недавно подруга поделилась со мной впечатлениями от посещения театра:
- Спектакль был изумительный! Актёрский состав – высший класс! А сам театр! Не то что в былые времена – скрипучие кресла и очереди в буфет на весь антракт. А сейчас обстановка шикарная, богатая даже…
- И всё-таки у меня впечатление, что ты что-то недоговариваешь. Грусть какая-то в глазах.
- Это верно. Знаешь, чего мне не хватило? Рекламной паузы. Да-да, я ловила себя на мысли, что вот была бы сейчас рекламная пауза, а я была бы дома, сходила бы за это время на кухню за чаем, потом уселась в кресло, как мне удобно, и продолжала получать удовольствие от принятия духовной пищи вместе с пищей материальной.
Ну, вот нас и переформатировали. Как-то в ТЮЗе перед началом спектакля по громкой связи прозвучала просьба отключить мобильные телефоны. В зале погас свет, начался спектакль, и мне с балкона хорошо было видно, как в партере то тут, то там в руках ребят вспыхивают голубые экранчики мобильных телефонов. Ну не могут наши дети без них: смотрят спектакль в полглаза, слушают в пол-уха, а мобильный друг – вот он, рядом: хочешь – общайся в сетях, хочешь – играй, полезное с приятным – вот оно, веяние нового времени.
Но разговор вообще-то сейчас пойдёт не о театре, а о кино. Там проще: актёры не видят зрительного зала, и шелестенье фольги от развёртываемой шоколадки не оскорбит их слуха. Современная киноиндустрия шагает в ногу со временем, а кресла в новых кинозалах оборудованы такими подлокотниками, чтобы с одной стороны можно было положить пакет с попкорном, а с другой поставить бутылку с кока-колой. Приятного просмотра, дорогие друзья!
Датой рождения российского кино считается 1908 год, когда была снята первая кинокартина о восстании Степана Разина "Понизовая вольница". Конечно, кино было немое и съёмка несовершенной, но начало было положено. В то же время появились и первые кинозвёзды: Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. В 1925 году был снят "Броненосец Потёмкин", и мир услышал имя Сергея Эйзенштейна. В 30-е годы братьями Васильевыми был снят "Чапаев", с этого фильма начинаются воспоминания о кино наших земляков. Видимо, этот фильм решено было показать во всех деревнях, и наши старожилы вспоминали, какой переполох был в деревне, когда жителей впервые познакомили с кино. Электричества не было, привозили специальный движок, долго налаживали аппаратуру, растягивали простыню… Это было чудо! Люди были изумлены: как это по белому полотну бегают живые люди, разговаривают, смеются и плачут… Среди зрителей то и дело раздавались возгласы:
- Глядите, плывёт!
- Ой, его, пожалуй, ранили!
- Давай-давай, плыви, немного осталось!
Кино прочно вошло в жизнь советского народа, и почти во всех кинотеатрах над экраном висел лозунг, приписываемый Ленину: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино". Кино действительно стало самым массовым видом искусства, и ещё до войны практически каждый человек посмотрел всеми любимые фильмы "Волга – Волга", "Весёлые ребята", "Цирк". И не по разу.
Я не ставлю себе задачу проследить историю нашего кинематографа, этот материал легко можно найти на специальных сайтах. Я с грустью вспоминаю то время, когда кино было любимым и самым доступным видом искусства, который объединял людей, формировал вкус, создавал всеобщий интерес. Нас воспитывали фильмы "Молодая гвардия" и "Неуловимые мстители", мы горячо обсуждали "Доживём до понедельника", хохотали над "Джентльменами удачи" и плакали на фильмах "Судьба" и "Любовь земная". Помните ли, как выстаивали очередь за билетами или спрашивали лишний билет на улице, если в кассе они заканчивались? Здесь немало есть интересных и занятных историй.
С приглашения в кино часто начинались романтические отношения. Понравилась девушка – пригласи в кино. Посмотрели вместе кино, и есть тема для обсуждения. Одна пожилая пара со смехом рассказывала мне, как общие друзья, решив их познакомить, купили им по билету в кинотеатр, а они думали, что оказались рядом случайно и что это судьба распорядилась на склоне лет соединить их в счастливый союз. А ещё в городах перед началом киносеанса были танцы. Вот так: потанцевали и пошли отдыхать в кинозал. А журнал с новостями о достижениях в народном хозяйстве? Конечно, показывали и индийские фильмы, после которых весь зрительный зал утопал в слезах, и итальянские с Софи Лорен, мы смотрели фильмы "Спартак" и "Ромео и Джульетта". Но всё-таки основой нашей кинематографической культуры было наше, родное российское кино. Появились замечательные экранизации классических произведений, из которых лучшей я считаю "Дворянское гнездо". Когда был снят фильм по произведениям Чехова "Цветы запоздалые" и я пришла в кинотеатр посмотреть его не помню уже в который раз, то встретила там своего пожилого учителя физики, который очень смутился, потому что тоже ходил смотреть его каждый день. В начале фильма были титры: "Музыка помогла нам создать этот фильм". Вот мы и ходили поодиночке, девочка-старшеклассница и старый человек, чтобы по-своему пережить те душевные бури, которые вызывал этот кинематографический шедевр.
Вспоминаю сейчас самые выдающиеся русские фильмы конца XX века: "А зори здесь тихие", "Возврата нет", "Калина красная", "Неподсуден", "Белое солнце пустыни"… и понимаю, что перечисление их названий займёт целую газету. Посещаемость кинозалов у нас была самая высокая в мире, комедии Леонида Гайдая, например, смотрели десятки миллионов зрителей.
Куда ушло всё это? В перестройку к нам хлынул поток иностранных фильмов, потом появились видеомагнитофоны, потом перестроилось телевидение и взамен пресловутой "Санта-Барбары" русские режиссёры начали снимать своё "мыло". Нам говорят, что для кино наступили тяжёлые времена, киноиндустрия поставлена на коммерческие рельсы, кому-то удаётся находить деньги, кто-то сетует на нехватку средств. Помню, с каким любопытством мы бежали смотреть "Маленькую Веру" и "Интердевочку", интересно было, как покажут "это". А сейчас молодой режиссёр на вопрос, почему в его фильме так много откровенных сцен, спокойно говорит: "А сейчас без этого никто и смотреть не будет"… Кинематографом стал править рынок.
В новом веке кино, конечно, тоже продолжают снимать, есть и творческие удачи, отмеченные строгими жюри на различных кинофестивалях. Но их мало.
Так что же с кино? При нынешних возможностях, современных телевизорах, компьютерах и даже домашних кинотеатрах, мы одним кликом выберем для просмотра хоть "Сибирского цирюльника", хоть "Движение вверх". В этом есть свои плюсы: можно смотреть в удобное для тебя время или устроить семейный просмотр, обсудить картину вместе с детьми. И спокойнее. Как говорится, "не волнуйтесь, тётя, дядя на работе, а не с кем-нибудь в кино". Так что возрождение кинопроката стало бы делом явно убыточным. Теперь у нас в Сосновском старое выражение "сходить в кино" нашло замену: "съездить в кино". Съездить можно в Павлово или в Нижний.
Так что в мыслях о кино нам остаётся грустить и надеяться. Грустить оттого, что безвозвратно ушло то время, когда посещение кинотеатра было маленьким праздником среди буден, а надеяться на то, что наш кинематограф ещё порадует нас сильными замечательными фильмами, от которых впечатление остаётся на много лет.