Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

"Крепче за баранку держись, шофер!"

О смешном и грустном в работе водителя

Известная фраза о том, что автомобиль не роскошь, а средство пере-движения, верна только наполовину. Есть люди, для которых автомобиль не просто средство передвижения, а сама жизнь, которую они не мыслят без руля, без свежего ветерка, врывающегося в боковое стекло, без равномерно качающихся дворников, без дороги, покорно ложащейся под колёса автомобиля. Это не просто любители, это профессионалы, для которых слово "любить" положено в основу профессии, а всё, что свыше – это знания и мастерство. Один из таких профессионалов – водителей – сосновчанин Сергей Владимирович Власов, который дружен с баранкой практически полвека. В канун Дня автомобилиста мы попросили его рассказать об особенностях водительского дела и поделиться своим богатейшим опытом езды по дорогам нашей и не только нашей страны.

- Сергей Владимирович, с какого момента начал проявляться Ваш интерес к автомобилям и была ли у Вас в детстве мечта стать водителем?

- Шофёром был мой отец Владимир Ильич Власов. Он работал на грузовой машине в "Сельхозтехнике" со дня её основания, и всё детство я провёл с отцом в кабине. Конечно, при любой возможности просил у него разрешения "порулить", и впервые я примерился к водительскому сиденью, когда ноги ещё не доставали до педалей. Я обожал бывать в "Сельхозтехнике", особенно когда там шёл ремонт и после покраски машины выглядели, как новенькие. А если мне доверяли ещё и поработать кистью, так радости не было предела.

Однажды летом, было мне лет 12, я ездил с отцом на грузовике, они тогда возили зерно. После разгрузки мы выехали в поле, там собрались такие же машины, и водители, человек 15, сели отдохнуть возле огромного стога. Они сидят, беседуют, а я стал упрашивать отца, чтобы разрешил мне на его машине сделать самостоятельно хотя бы один круг. Отец посмотрел: поле ровное, безлюдное - и согласился доверить мне руль. Я от радости голову потерял. Сделал большой круг, но ничего лучше не придумал, как подъехать к тому стогу с противоположной стороны. Когда машина передней частью с разгона упёрлась в стог, он содрогнулся, верхушка у него отвалилась и накрыла мужиков, как их тут и не было. Вот такой был мой первый опыт самостоятельного вождения.

- А когда началось уже серьёзное освоение автомобиля?

- Перед армией большинство юношей по линии ДОСААФ направляли учиться а автошколу, она тогда располагалась в Павлове. Обучение шло полгода. До сдачи экзаменов очень плотно проходили уроки вождения на машинах ЗИЛ-130 и ЗИЛ-157, нас стали выпускать в самостоятельные поездки по кольцевой дороге вокруг ПАЗа. Дороги тогда были чистыми, не перегруженными транспортом. Когда я вернулся из поездки, преподаватель спрашивает:

- Сколько встречных машин тебе попалось?

Отвечаю:

- Ни одной!

- Надо же! Шестой уже возвращается, а навстречу всё ни одной машины!

Права я получил в 1976 году.

- Помните свою первую машину, на которой начинали работать?

- Конечно! Это был ГАЗ-51в той же "Сельхозтехнике", где я до армии проработал полгода. Машина была старая и вся раздолбанная. Мы развозили по совхозам аммиачку, пока заливали её в цистерны, надевали противогазы, разгружались тоже в них.

- За время службы в армии успели соскучиться по рулю?

- Так я с ним и в армии не расставался. Служить мне довелось в Германии, в пригороде Берлина. Я служил водителем у полковника, который стал потом генералом, на машинах "Волга" и "УАЗ".

- Сложно было привыкнуть к правилам в чужой стране?

- Правила у них такие же: движение правостороннее, машины с левым рулём. Единственное отличие – у них при красном сигнале светофора разрешены повороты вправо. Правда, движение там уже в то время было очень насыщенное, примерно, как сейчас в Москве.

- После армии Вы тоже не захотели расстаться с автомобилем?

- Да, вернулся в "Сельхозтехнику", там мне дали новую машину ГАЗ-53, потом назначили бригадиром бензовозов, мы развозили по совхозам ГСМ.

- Какая из машин Вам запомнилась больше всего?

- Это, конечно же, МАЗ-529, на него я пересел, когда через 3 года перешёл на завод в транспортный цех. Машину эту за её необычную конструкцию в народе прозвали гусём. Машина мощная, весит она 18 тонн, на неё загружали по 400 ящиков напильников. Кабина высоко, залезали в неё по лестнице. Печка в кабине не была предусмотрена, поэтому надевать приходилось ватник и валенки с калошами. Если в мороз и это не помогало, открывали отделение, где находился мотор, тогда шум стоял невообразимый, мы после этого вообще не могли тихо разговаривать.

Зимой выезжали с товаром рано, когда дорожники ещё не успевали посыпать дорогу. Зная, что моя машина может где-то забуксовать, а на Боловинской горе постоянно наледи, я захватывал несколько ящиков песко-соляной смеси, и если въехать в гору не получалось, выскакивал из кабины, посыпал дорогу и снова садился за руль.

- Сергей Владимирович, а когда у Вас появился свой первый личный автомобиль?

- В 1985 году я купил "Запорожец", такой, у которого багажник спереди. В то время и это было достижение, умудрялся на нём даже ездить за продуктами в Москву.

- А как так сложилось, что Вы решили стать не просто водителем – профессионалом, но и водителем – учителем, давая возможность другим людям приобщиться к водительскому делу? С какого времени вы стали инструктором в автошколе?

- У нас в Сосновском была своя автошкола существовала давно, в ней ещё учился мой отец. В 1986 году меня пригласили туда на работу в качестве инструктора. К тому времени я окончил автомеханический техникум, без среднего специального технического образования на должность инструктора не брали. Нас направили на учёбу в Наро-Фоминск в школу инструкторов, там 2 месяца нам преподавали не только механику и правила работы с обучающимися, но и психологию, медицину. В конце обучения сдавали экзамен. А потом каждые 3 года проходила переподготовка.

В Сосновском в автошколе готовили только допризывников, обучение проходило 5 месяцев. Группы были по 30 человек, обучение было бесплатным. В конце обучения молодые люди сдавали экзамен и получали права.

Машины в автошколе были старенькие, но вот однажды Николай Андреевич Пугин, бывший тогда директором ГАЗа, пошёл нам навстречу и прислал детали для новых грузовиков, из них я на базе "Сельхозтехники" собственноручно собрал две новеньких машины ГАЗ-53 для автошколы – так мы обновили свой технопарк.

В общей сложности инструктором я проработал 35 лет. Когда закрыли автошколу в Сосновском, меня перевели работать в Павлово, там я трудился больше 25 лет.

Требования к инструкторам были высокие. Мы знали, что юридически ученик ответственности ни за что не несёт, за всё отвечает инструктор. Между инструкторами области регулярно проводились соревнования. В них входило знание правил дорожного движения и фигурное вождение и на грузовой, и на легковой машинах. На память о таких соревнованиях у меня остались призы, которые я получал как победитель. Однажды в награду дали пылесос.

- Кстати, о пылесосах. Вы никогда не повторяли слова героя фильма "Кавказская пленница": "Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!"?

- Нет, к машине всегда отношусь уважительно, понимая, что если что-то ломается, виновата не машина, а человек.

- С какого времени в автошколе стали обучать автолюбителей?

- В конце 80-х годов предприятия и организации стали переходить на хозрасчёт, автошколам тоже было предложено самим зарабатывать деньги. Тем временем в стране резко увеличилось количество личных автомобилей – так появилась возможность у граждан "выучиться на права" за свой счёт.

- Качество обучения от этого выиграло или проиграло?

- Если учесть, что курс обучения стал короче, а количество бензина ограничено, судите сами. Хотя сдавать экзамен сейчас стало намного труднее, потому что салон учебного автомобиля оснащён видеокамерами, а инструктор во время экзамена не должен помогать ученику. Так что готовиться приходится серьёзно.

- Сергей Владимирович, Вам нравится Ваша работа инструктора по вождению?

- Начнём с того, что правильно эта должность называется "мастер производственного обучения по вождению автомобиля". Конечно, работа эта и напряжённая, и опасная. Но я её очень люблю: она живая, интересная, одновременно и серьёзная, и весёлая. Так сложилось, что по большей части мне приходилось обучать вождению женщин, а это, как известно, - наша прекрасная и загадочная половина. Вот я и разгадываю эту загадку.

За 35 лет работы инструктором у меня накопилось такое количество интересных историй…

- А Вы не хотели бы некоторыми из них поделиться с нашими читателями?

- Можно попробовать.

- В таком случае разрешите поздравить Вас с наступающим праздником – Днём автомобилиста, пожелать здоровья, оптимизма, хороших дорог и чтобы Ваш первый литературный опыт оказался удачным.

Автор: Нина Никонова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 205

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика