Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Зажечь в душе радугу

Без преувеличения можно сказать, что детская художественная школа – жемчужина Сосновского района.

Всех, кто побывал в ней хоть однажды, охватывает атмосфера такой доброты, любви к искусству, соучастия в творчестве, пусть и мысленное, что впечатлений хватает надолго. Красивое снаружи, обихоженное, осовремененное здание, благоустроенная территория уже притягивают взгляд. А когда открываешь двери в этот храм искусства, попадаешь в совершенно иной мир, где всё дышит любовью к живописи и живёт творчество во всех его проявлениях. Здесь хочется вести себя тихо, осматривать всё не спеша, удивляясь, поражаясь, восхищаясь. А уходить совсем не хочется. Я очень хорошо понимаю тех девчонок и мальчишек, которые спешат сюда после школьных занятий, чтобы соприкоснуться с искусством, окунуться в атмосферу творчества, на какое-то время отстраниться от внешнего мира и отдаться наслаждению сотворить что-то исключительно своё, то, что исходит от самого сердца.

Как всё начиналось

А всё начиналось с комнаты в пристрое средней школы р.п. Соснов-ское, где в сентябре 1972 года заведующая отделом культуры Рысева Фаина Васильевна, возглавлявшая культуру района, открыла детскую художественную школу. Первым директором и преподавателем стал выпускник Горьковского художественного училища Чинёнков Василий Леонидович. Учеников в группу на художественное отделение набралось всего 12. Оборудование и оснащение было самым примитивным, численность учеников была настолько невелика, что преподаватели вынуждены были сами выезжать в сельские школы и набирать ребят, чтобы обучать их на месте. Многие жители сомневались: что может дать ребёнку художественная школа, кроме того, что преподаётся на уроках рисования?

На протяжен многих лет ДХШ размещалась в приспособленных по-мещениях. Новый 1973 – 74 учебный год начали в здании бывшей поликлиники. Одноэтажный барак по улице Школьной рядом со средней школой. И возглавила ДХШ с этого года Юрова Светлана Геннадьевна, проработавшая до 1982 года, а Василий Леонидович работал преподавателем.

С 6 января 1982 года директором ДХШ становится Тамара Петровна Носикова. В августе 1983 году преподавателем в художественную школу пригласили Тюрину Татьяну Константиновну.

В 1991 году школа переехала в здание бывшей больницы. Время было тяжёлое, не хватало средств, во многих районах художественные школы были закрыты, у нас она продолжала жить и пополнялась новыми преподавателями. В 1992 году в художественную школу была принята на должность преподавателя Лариса Николаевна Носикова, окончившая к тому времени художественно - графический факультет московского ВУЗа.

С 2013 года по сей день Лариса Николаевна является директором ху-дожественной школы, организатором всей работы, преподавателем, идейным вдохновителем и крепким стержнем, вокруг которого вращается этот чёткий, сложный, но такой прекрасный механизм.

Школа обрела свой дом и начала новую жизнь

Большое событие произошло в районе в 2003 году: детская художественная школа обрела свой дом. Дом этот был не новый, а наоборот, старинный, бывший особняк купца Шилова, но он как нельзя лучше подходил для размещения в нём храма искусств: просторный, прочный, двухэтажный, расположенный в центре посёлка, он дал начало новой жизни Сосновской художественной школе.

В 2007 году началась реконструкция здания, и внутри оно стало современным, отделанным качественными материалами, здесь такой порядок и такая красота – глаз не отвести. Впрочем, всё это надо видеть. А о том, чего увидеть нельзя, рассказывает директор учреждения Лариса Николаевна Носикова:

- В нашей художественной школе мы осуществляем деятельность образовательную и воспитательную. Вообще-то мы относимся сразу к двум министерствам: образования и культуры. Лицензия, программы, отчётная документация у нас определяется Министерством образования, а все финансовые вопросы и вопросы развития деятельности нашего учреждения мы решаем с начальником управления культуры Натальей Александровной Штыровой. К чести этого прекрасного руководителя, могу отметить, что она даже на самые смелые предложения ни разу не сказала нам "нет". Всегда говорит: "Надо подумать" и по возможности изыскивает средства, чтобы оказать помощь. В 2007 году, когда мы вошли в это здание, здесь были голые стены. Всё создавалось и обустраивалось поэтапно, и сейчас вся окружающая обстановка радует глаз.

Нельзя не сказать и о спонсорской помощи. На протяжении всего времени нам хорошо помогает Сосновскагропромтехника, недавно с её помощью мы обновили мебель. Всегда идёт навстречу Светлана Александровна Галкина, в этом году она нам подарила современную немецкую снегоуборочную машину, которая нам так необходима, ведь у нашего учреждения достаточно большая прилегающая территория. Предприниматель Сергей Евгеньевич Карасёв обеспечил нас бумагой на два года. Обучение у нас бесплатное, небольшие добровольные пожертвования родителей идут на приобретение расходных материалов, которыми пользуются ученики.

Сейчас в школе обучается 185 детей. Желающих гораздо больше, по-этому в последние годы мы вынуждены проводить вступительные экзамены. В этом году конкурс был два человека на место.

Обучение в нашей школе рассчитано на 8 лет, 3 раза в неделю по 4 урока. Выпускники получают свидетельство об окончании, где указано: срок освоения – 8 лет. Сейчас мы разработали программу, которая носит название "Предпрофессиональная общеобразовательная программа дополнительного образования в области изобразительного искусства "Живопись". Главное для нас то, что дети приходят сюда заниматься творчеством, ходят они сюда не по принуждению, а с большим желанием. Они видят результаты своего труда, их окрыляет успех, они получают навыки, необходимые в жизни, многие наши выпускники выбирают профессии, связанные с творчеством, продолжают образование в средних и высших учебных заведениях художественной направленности.

У нас в школе оценочная система, ведь оценка стимулирует ребёнка, и успеваемость у нас, как правило, хорошая. В прошлом выпуске школу окончили 17 ребят, 11 из них были круглыми отличниками и получили красные дипломы.

В нашем учреждении в обучение заложен потенциал советской школы, а значит ребята получают прочные знания, у них формируется художественный вкус и в процессе творчества складывается характер.

Следует ещё отметить, что на базе нашей школы проводятся семинарские занятия, мастер – классы, творческие встречи для педагогов района, воспитателей детских садов, проводятся экскурсии.

Экскурсия по школе

Экскурсия по школе начинается с территории, которая обустроена, сейчас расчищена от снега, а с весны до поздней осени утопает в цветах. Старинный особняк удачно вписался в окружающий ландшафт и смотрится очень достойно. Современные двери и окна, дорожки, выложенные тротуарной плиткой, нарядный балкон с узорчатыми решётками – именно так должен выглядеть снаружи храм искусств. Цветущие клумбы, кустарники на территории школы радуют глаз не только учащихся ДХШ, но и жителей Сосновского. На протяжении последних лет школа является лучшей по благоустройству территории в номинации "Лучшее предприятие и организация".

А внутри… Перешагнёшь порог и сразу попадаешь в особую атмосферу, где тебя ждут, любят и готовы поделиться радостью, которую даёт творчество. Чистота, уют, доброжелательный и приветливый персонал – такое ощущение, что попал в родное и привычное место. По стенам коридора развешаны работы учеников школы, выполненные в разных техниках, и можно подумать, что ты находишься на профессиональной выставке именитых художников.

Поначалу мы попадаем в класс декоративно – прикладного искусства, и здесь всё настолько впечатляет – каждую картину можно назвать шедевром! Потрясающие картины создают ребята в технике шерстяной акварели, изонити, скрабупинга, батика. Для создания некоторых произведений используется природный материал, и не устаёшь удивляться фантазии ребят. А ещё поражает то, насколько старательны и усидчивы могут быть ученики. Техника изонити, например, предполагает полное заполнение рабочего поля разноцветными нитями, подобранными в нужной цветовой гамме, и каждую ниточку нужно аккуратно подогнать к соседним, чтобы не осталось зазора. Терпению юных художников остаётся только удивляться. А что стоят картины, выполненные из мельчайших частичек разноцветной стриженой пряжи! Мария Сергеевна Романова, которая преподаёт этот предмет, человек, несомненно, одарённый, творческий, ищущий, её собственные работы неоднократно принимали участие в художественных выставках высокого уровня.

Следует заметить, что в школе ежегодно вводятся новые технологии. Сейчас, например, планируется освоить линогравюру – это уже высокое мастерство!

Далее мы попадаем в класс лепки. Здесь происходит первое знакомство с объёмным изображением. Ребята работают с цветным и профессиональным пластилином, солёным тестом, глиной. Все шкафы в этом классе заполнены милыми поделками. Лепку и скульптуру преподаёт Дмитрий Сергеевич Карпочев. Ребята выполняют и скульптуры на проволочных каркасах, это уже готовые статуэтки, которые могли бы украсить любой интерьер.

На первом этаже располагается и класс прикладной композиции. Здесь ребята реализуют свои творческие задачи, учатся выстраивать композицию картины и создают совершенно великолепные вещи.

Потом мы поднимаемся по лестнице на второй этаж и попадаем в… зимний сад! Зимний сад – это задумка, достояние, гордость нашей художественной школы. Всё пространство от потолка и до пола занимают вольготно раскинувшиеся растения в горшках, кадках, вазонах. Сейчас, зимой, цветущих почти нет, но находиться среди такого количества зелени в то время, когда за окном зима и кругом лежит снег, - истинное наслаждение. В центре зимнего сада небольшой стол и удобные мягкие диваны – здесь отдыхают дети в перерывах между занятиями. Здесь даже есть настоящие чучела птиц - совершенная роскошь для нашего времени.

Затем мы попадаем в класс рисунка, где каждый ученик работает за мольбертом, делает изображение с натуры, тренирует руку и постигает все возможности простого карандаша. На втором этаже располагается выставка рисунков, выполненных в технике гризайль. Ребята рисуют карандашом, тушью, акварелью одного цвета, выполняют гравюры – для современного ребёнка, растущего в мире постоянно мелькающих цветных картинок на мобильных устройствах, умение сосредоточиться на одном цвете – достаточно сложная работа, но рисунки, выполненные в этой технике, подкупают своей необычностью, красотой и полётом фантазии. Классом рисунка руководит Тамара Петровна Носикова, ветеран педагогического труда, взлелеявшая эту школу как мечту и с помощью своих единомышленников воплотившая её в жизнь.

Здесь мы беседуем с ученицами школы, чтобы понять: что заставляет девчат посвящать своё свободное время занятиям в художественной школе, тогда как улица предлагает немало соблазнов и весёлого времяпровождения. Ученица Сосновской средней школы №1 Даша Тихонова посещает художественную школу первый год, ей здесь очень нравится, привлекает атмосфера, доброжелательное отношение, возможность проявить себя. Даша с раннего детства любит рисовать и мечтает о профессии дизайнера. А ученица Сосновской школы №2 Ксюша Зыкова занимается в художественной школе уже 6-й год и посещает занятия с большим желанием. Девочки ходят на занятия с удовольствием, потому что педагоги отмечают каждый их успех, здесь нет понятий "не понял – не выучил". Здесь каждый может проявить свою инди-видуальность, и любое отклонение от нормы – это творческий поиск.

И, наконец, мы попадаем в кабинет истории искусств, где ведёт занятия Альбина Ивановна Ипполитова. Альбина Ивановна – опытный педагог, более 30 лет преподававший историю в средней школе. Кабинет истории искусства прекрасно оснащён, здесь подборка литературы по истории русского и зарубежного искусства, смарт-телевизор для демонстрации учебных фильмов и презентаций: выходя из стен художественной школы, выпускники должны обладать достаточными знаниями об искусстве и о творчестве наших и зарубежных художников.

Ну а в кабинете директора на стеллажах мы видим награды учеников художественной школы, которые они завоевали на различных конкурсах: "Дыхание весны", "Талант-2020", "Национальное достояние", "Полёт фантазии", "Созвездие", "Россия .RU", "Креативная планета". Это ли не показатель результативности работы прекрасного учебного учреждения, которое в Сосновском и детвора, и взрослые любовно именуют "художкой"?

Гончарная мастерская

Чтобы продолжить нашу экскурсию, нам приходится покинуть основное здание художественной школы, потому что наш путь лежит в недавно построенную гончарную мастерскую, которая была открыта перед самым Новым годом и явилась, пожалуй, самым ценным подарком сосновской детворе. В 2019 году по программе "Вам решать!" детская художественная школа стала победителем проекта местных инициатив. Получив солидную поддержку, руководство школы приняло решение о строительстве гончарной мастерской. Реальным стало воплощение давней мечты – дать возможность ребятам работать с глиной.

Здание гончарной мастерской построено с нуля на месте, где раньше располагался районный музей, совсем рядом с главным корпусом художественной школы. Просторное, уютное, красивое, оно выстроено с соблюдением всех современных требований, здесь даже дверные проёмы значительно шире стандартных, чтобы при необходимости здесь удобно было передвигаться инвалидам – колясочникам. По лестнице на второй этаж мы попадаем в класс для ручной лепки из глины. Класс просторный, светлый и очень чистый. Напрасно я заранее пыталась представить огромный чан с глиной и перепачканных ребят в заляпанных кожаных фартуках. Это вам не позапрошлый век!

Глина здесь особенная, с минимальным содержанием песка. Она серого цвета, очень мягкая и эластичная, её привозят из Дивеева. Она разложена в небольшие металлические ёмкости и прикрыта полиэтиленом, чтобы не пересыхала. На каждом рабочем месте установлена электрическая турнетка – вращающийся круг. В классе есть и классический механический гончарный круг, который приводится в движение с помощью ножного привода. Работа нашей гончарной мастерской только набирает обороты, и нам есть чему учиться. Сейчас мы уже сотрудничаем со Школой искусств города Ардатова и Богородским гончарным центром, у нас проводились первые мастер-классы. Заведует этим гончарным царством Дмитрий Сергеевич Карпочев. На стеллажах уже выставлены первые работы учеников, выполненные из глины.

Особая гордость новой гончарной мастерской – две вместительные современные печи для обжига, они размещены в соседнем помещении. В этих камерах готовые изделия будут проходить обработку в течение 8 часов при температуре 1200 градусов, после этого они будут покрываться глазурью.

Новшеством учебного процесса является и то, что обучаться гончарному делу можно будет автономно, без прохождения традиционных предметов в художественной школе. Обучение будет вестись в течение трёх лет, или азам гончарного мастерства можно будет научиться за год.

Впечатлений от гончарной мастерской столько, что вместо привычных обыденных слов хочется говорить и мыслить стихами:

Гончар, живет в твоей работе тайна!

Здесь каждое движенье не случайно.

Под пальцами, что движутся проворно,

Из хаоса вдруг проступает форма.

Думается, что со временем гончарная мастерская наберёт обороты, потому что их всего, что задумано, в художественной школе получается всё.

Выставочный зал

Кроме того, что стены классов и коридоров художественной школы украшены работами её учеников, здесь ещё имеется и свой выставочный зал. Он располагается в отдельно стоящем здании, которое раньше принадлежало детскому саду, а сейчас, отремонтированное и облагороженное, вместе с другими строениями входит в единый комплекс.

Выставочный зал был открыт в 2003 году, здесь собраны лучшие работы выпускников и преподавателей школы, выполненные в разных техниках, сменная экспозиция обновляется 5-6 раз в год. Сейчас подготовлена выставка к 50-летнему юбилею школы "Времена", где представлено около 80 работ учащихся и преподавателей школы, начиная с 1986 года. Выставочный зал открыт для посещения для всех желающих, детей и взрослых, он наглядно демонстрирует результаты многолетнего труда и настоящий профессионализм наших художников.

С 1996 года в выставочном зале школы организуются тематические выставки декоративного творчества "Золотых рук мастерство", "Учитель и ученики", "Прекрасное, рождённое кистью", " Мой посёлок – Сосновское", " Кружева" и многие другие. Районный конкурс детского рисунка "Мой родной край" проводится при поддержке депутата Законодательного Собрания Нижегородской области VII созыва, А.А.Антонова.

В здании выставочного зала располагается и музейно – натуральный фонд, который собирался Тамарой Петровной Носиковой в течение 50 лет. Здесь представлено более 600 предметов старины, начиная с прялки XVIII века, ступы, старинной ручной маслобойки… Эти предметы ребята рисуют с натуры, их используют их для натюрмортов, а также здесь проводятся интереснейшие экскурсии для гостей ДХШ.

Вместо послесловия

Расставаясь с директором детской художественной школы Ларисой Николаевной Носиковой, я не могу не задать ей пару вопросов, которые довершили бы картину увиденного.

- Что для Вас художественная школа?

- Для меня это дом. Здесь я провожу большую часть своего времени, сюда вкладываю силы, обустраиваю его и делаю привлекательным. Если в общеобразовательную школу ребёнок идёт в любом случае, независимо от его желания, то в нашу школу он должен захотеть пойти, а потом должен захотеть в ней остаться и через год, и через два…

Для меня художественная школа – это моя команда, коллектив единомышленников, с которыми мы работаем в едином творческом порыве. Я благодарна педагогам, которые поддерживают меня. Это опытные преподаватели, ветераны педагогического труда Тамара Петровна Носикова и Альбина Ивановна Ипполитова. 10 лет работала в нашей школе Евдокия Сергеевна Дей, сейчас она возглавляет районный центр ремёсел, а работы, выполненные ей и её учениками, до сих пор украшают наши выставки. Мария Сергеевна Романова, Дмитрий Сергеевич Карпочев, Анастасия Сергеевна Белянцева, Евгения Александровна Бондаревская, Ариадна Валерьевна Бригатова – это выпускники нашей школы. Мы рады, что они приняли решение вернуться сюда в качестве преподавателей и передать своё мастерство юным соснов-чанам. Все наши педагоги имеют или получают высшее педагогическое об-разование, к тому же все они художники – практики, специализирующиеся в той или иной художественной технике.

- Лариса Николаевна, ежедневно Вы проделываете огромный труд, связанный с документацией, финансированием, поставкой расходных материалов, ремонтом, к тому же Вы работающий преподаватель. Кем вы себя больше ощущаете, хозяйственником или педагогом?

- Несомненно, педагогом. Всё, что я делаю как организатор, посвящено нашей главной задаче - научить детей мыслить, творить, раскрыть их собственный потенциал. Мы видим, как растут наши дети, как их окрыляет успех, как меняется у них внутренняя составляющая. Пусть не все они станут художниками. Обучение в нашей школе внутренне обогащает, и человек в своём развитии выходит на новый уровень. Часть наших выпускников продолжает художественное образование, для других занятия каким – либо видом изобразительного искусства становится хобби, которое делает приятными часы досуга.

Пользу обучения в художественной школе понимают и родители, по-этому всегда идут нам навстречу. Примечательно, что в последние годы к нам на обучение поступают ребята из сельской глубинки: Давыдкова, Елизарова, Стечкина, Виткулова и Макасова.

"Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный, самый благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству", - эти слова Томаса Манна мы взяли за основу своей работы. Мы обучаем искусству и тем самым приближаем ребят к истине и совершенству.

В 2022 году Сосновской художественной школе исполнилось 50 лет. За это время не одна сотня ребят вышла из стен этого образовательного учреждения. Уходят в жизнь повзрослевшие воспитанники школы, на смену им приходят новые юные таланты, а вместе с ними, несмотря на свой солидный возраст, молодеет и художественная школа.

На сайте учреждения есть гостевая книга, где посетители могут остав-лять свои отзывы. Много хороших слов сказано в адрес художественной школы, вот выдержка из одного отзыва: "Побольше бы таких творческих людей, как Вы, и таких замечательных школ! Завидую белой завистью жителям р.п. Сосновское, имеющим возможность посещать такое прекрасное творческое место! Успехов и процветания Вам и Вашей школе!". Под этим пожеланием я тоже ставлю свою подпись.

Все фотографии (10)

Автор: Нина Никонова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 420

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика