Он оставил о себе память как врач, учёный, историк и революционер.
Революционер Семашко
Н.А. Семашко родился 21 сентября 1874 года в Селе Ливенском Елецкого уезда Орловской губернии в семье учителя. Его мать, Мария Валентиновна, была родной сестрой революционера Георгия Валентиновича Плеханова. В 1891 году Николай окончил Елецкую гимназию, поступил на медицинский факультет в Московский университет. В Москве Николай Александрович вступил в кружок марксистов, стал вести агитационную работу против самодержавия среди студентов и рабочих, за что и был впервые арестован, а впоследствии исключен из университета. Его на 3 года отправили в ссылку в родное село, где он находился под надзором полиции.
По окончании ссылки Николай поступил на медицинское отделение Казанского университета, который окончил в 1901 г. В 1901-1903 г. работает сельским врачом в Самарской, а затем в Орловской губерниях.
В Нижний Новгород Н.А. Семашко приезжает 5 октября 1904 года. За прошлый революционный опыт он находился под бессрочным и негласным надзором полиции. В первый же день по приезде Н. А. Семашко посетил одного из товарищей-революционеров. Это было зафиксировано полицией, и в дальнейшем за ним был установлен пристальный надзор. Квартира Семашко служила местом явки всех революционеров города, он сам проводил собрания среди студентов, молодежи, агитировал за партию большевиков, участвовал в организации подпольной типографии, сам сочинял прокламации. Именно поэтому, когда жандармы обнаружили подпольную типографию, в его доме не раз проводились обыски, его арестовали. Его дело затянулось, велись постоянные допросы, полицейский надзор не давал ему возможности устроиться на земскую службу.
Он пишет заявление губернатору о разрешении поступить ему на службу в качестве врача. Губернатор запросил мнение жандармерии. Жан-дармское управление 24 января 1905 года отвечало: "…поступление врача Семашко на службу в Нижегородской губернии крайне нежелательно как лица неблагонадежного".
Но в городе нарастало революционное движение, и жандармы разре-шили Н.А. Семашко переезд на "новое место жительства" в Горбатовский уезд в Панинскую волость. Произошло это событие по следующей причине. В 1904 году ушел со службы земский врач А.А. Беклемишев, проработавший в Панинском врачебном участке 20 лет (с 1883 года). Место врача в село Панино освободилось.
В январе в Горбатовском уезде вспыхнула эпидемия скарлатины. Врачебное отделение губернского правления обратилось в земскую управу с просьбой о помощи. Там и предложили свободного врача Н.А. Семашко. При этом о революционной деятельности умолчали: острая нужда во врачах заставила нижегородского губернатора с согласия начальника жандармского управления разрешить "временное командирование врача Семашко в Панинскую волость для выяснения вопроса о развитии эпидемии и принятии необходимых мер".
28 января 1905 года Горбатовский исправник доносил в Нижний Новгород: "Врач губернского земства Н.А. Семашко прибыл в Горбатовский уезд по проходному свидетельству за № 75…., и особый надзор за врачом Семашко мною учрежден".
Земский врач
Н. А. Семашко начал работать врачом в Панинском приемном покое. Это было одноэтажное здание, разделенное двумя капитальными стенами на три комнаты: аптека, палата, приемная врача. За февраль 1905 года врач Семашко принял 901 больного в амбулатории, сделал 79 повторных посещений больных и участвовал в оказании помощи 11 роженицам.
Н.А. Семашко занимался не только лечебным делом, но и серьезно изучал жизнь панинских крестьян. В итоге им была написана работа " Санитарное описание с. Панино Горбатовского уезда". Н.А. Семашко связывал санитарное состояние села с бытом и обычаями, видами занятий, благосостоянием и уровнем культуры крестьян. Эта работа одновременно представляла собой этнографический и экономический очерк исследователя – краеведа.
Работая в с. Панино, Н.А. Семашко поддерживал связь с Нижним Новгородом. Так 25 февраля 1905 года он получил от друзей сообщение о благополучном исходе его дела и выехал из с. Панино. По приезде в город он занял место второго санитарного врача губернского земства.
Жители Панина очень жалели уехавшего врача. Он был внимателен и чуток к больным, хорошо их лечил, крестьяне ценили задушевные беседы с ними.
Пребывание профессионального революционера Н.А. Семашко в Па-нино, его встречи и беседы с людьми оказали определенное влияние на события, развившиеся в селе после его отъезда. Летом 1905 года в Панине отмечались выступления крестьян. Так "24 июля 1905 года крестьяне села Панино и д. Озёрки устроили демонстративное шествие с красным флагом и пением революционных песен, а 24 августа 1905 года в лугах…. крестьяне многих деревень Панинской волости… участвовали в большом собрании и слушали сормовского оратора".
После революции 1917 года вместо приемного покоя в Панине была организована участковая больница, которая в 1922 году получила имя Н.А. Семашко.
Сам доктор Семашко еще много лет будет преследоваться полицией, вынужденно уедет за границу и вернется в 1917 году. В 1918 году будет назначен первым Народным комиссаром здравоохранения РСФСР и проработает в этой должности до 1930 года.
С 1930 года по 1949 год работает заведующим кафедрой социальной гигиены в Первом Московском Медицинском институте, в Академии наук РСФСР. В 1947 – 1949 г.г. он возглавлял Институт организации здравоохранения и истории медицины Академии медицинских наук (ныне институт им. Н.А. Семашко). Николай Александрович стал автором образцовой системы здравоохранения, которую переняли многие страны мира. За свои достижения в науке и общественной деятельности, он удостоился многих престижных премий и наград.
Николай Александрович Семашко умер 18 мая 1949 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Медико-санитарная справка
Медико – санитарная справка, составленная доктором Семашко, - это подробный документ, содержащий точные сведения о жизни, быте, занятиях населения панинской округи и о санитарном состоянии вверенного ему участка.
Вначале он описывает село Панино и его местоположение:
Село расположено по склону горы (на Юго-востоке). Внизу протекает ручей. Болот нет. Вблизи леса, по большей части вырубленные; в селении есть сады. Почва глинистая; весной водой селение не заливается, лишь протекающий внизу ручей делается многоводным.
Реки вблизи нет. В 100 саженях от села ручей, протекающий по селу, делается глубже, доходя в некоторых местах до 2,5 аршин; озёра, наиболее близко лежащие одно в 1 версте (в д. Озерки), другое в 3 верстах (в лесу оз. Перекоп). В самом селе пруд, величиною 50х20 саженей довольно грязный, в нём моют бельё, купаются, он же служит водоёмом для скота. Колодцев в селе около 12, во всех устроены срубы, по большей части значительно сгнившие. У трёх родников устроены желоба для стирки белья.
Кладбищ в селе два - православное у церкви и раскольничье на краю села. Питьевых источников вблизи кладбищ нет.
Базары бывают в самом селе, но часто жители ездят на базары в село Павлово и в село Погостцы. Главная улица расположена с юга на север; площадь - посреди села; замощённых мест нет.
Отбросы и навозы на дворах; весь двор обыкновенно занят навозом; на улицах навоза не видно.
Число жилых домов – 302. Пустующих изб нет. Преобладают новые постройки. Общественные здания в деревне – школа, приёмный покой, здание волостного правления, чайная, винная лавка. Фабрик в селе нет, имеется: 7 лавок, 1 постоялый двор, земская въезжая.
Каменные постройки в виде исключений, двухэтажных домов около 15, отдельных отхожих мест не имеется, обыкновенно их заменяют дворы. Кроме кирпича и дерева, других материалов для постройки не употребляется. Полы по большей части однополки. Земельных полов нет. Домов с фундаментом около 20. Квартиры в общем чистые, светлые. От сырости стен и проницаемости их от ветра употребляют обвешивание стен чистой соломой.
Установить типичные размеры избы трудно; встречаются избы, имеющие вид городских домиков в 4-5 комнат, с городской обстановкой. С другой стороны встречаются обычные крестьянские избы. Обычное отопление дровами, иногда встречаются железные печи, кроме обычных, курных изб нет. Преобладают двойные рамы, для стёка сырости иногда устраивают околоземные рамы – желобки. Освещение исключительно керосином.
Общественных бань нет. Частных бань около 50, расположены они около ручья и сзади села; состоят из предбанника (холодного) и бани, топится по большой части по-чёрному. Моются жители еженедельно. Вода стекает в подполье. Летом купаются в пруду или в ручье (в саженях ста от пруда)…
По губернским и уездным данным Панино пользуется репутацией "чистого" села.
В справке он указывает количество проживающих в селе жителей:
Народность жителей исключительно великорусская. Мужчин в селе (по данным волостного правления за 1901 год) – 681, женщин – 735.
Род их занятий и уровень достатка:
Занятия жителей; земледелие, кузнечный, валяльный и коробочный промысел; торговля. Кузнечный промысел - местный, занимается им значительная часть жителей, работают или самостоятельно или у местных хозяев, и в том и в другом случае сбывают изделия (коромысла для весов, ножи, замки) скупщикам в село Павлово и лежащим около него селам. Работают в кузницах: средние размеры кузниц – 6*4 аршин; в углах их устроено два горна с мешками, посредине две наковальни. Окно одно. Заработок рабочих различен и колеблется в зависимости от искусства работника и от того, работает ли он на хозяина или самостоятельно; волевой заработок колеблется в пределах 15 -20 рублей в месяц….
Валяный промысел – местный и отхожий. Валяльщики уходят в соседнюю деревню осенью до Крещенья. Коробочный промысел отхожий, уходит в соседние губернии – Владимирскую, Симбирскую, Пензенскую; коробочники (шьют коробки из лубка) уходят летом с июня до сентября. Отход – исключительно мужской, занимаются около 30 человек.
Его интересует экономическое положение жителей:
В отношении экономического положения жителей заметна резкая дифференциация; наряду с вполне обеспеченными хозяйствами встречаются крайне бедные. Поскольку можно говорить об общем впечатлении, экономическое положение с. Панина по сравнению с другими селами признано средним. Земли в Панине (по данным 1903 года) надельной – 999 десятин и прикупной 90 десятин; лугов – 388 десятин; лесу – 92,5 десятин. Количество скота:
лошадей – 110, жеребят – 12, быков – 5, коров – 221, телят – 59, овец – 137, свиней – 157.
Их быт, культурные традиции:
Рыба в пищу употребляется очень редко. Мясо едят только по праздникам. Чай употребляется, по-видимому, всеми ежедневно. Квас делают на сырой воде.
Одежда и обувь – обычная. В средних по зажиточности семьях имеется для каждого члена семьи отдельное зимнее платье.
Посещение больных, прощание с покойниками, раздача одежды после умерших – всё это практикуется. Пастухи продовольствуются, переходя из дома в дом…
К оспопрививанию и медицинской помощи население относится до-верчиво. Домашнее лечение и знахарство встречается редко…. К помощи земской акушерки обращаются охотно.
В конце справки стояла подпись: февраль 1905 года. Врач Н. А. Се-машко
Для жителей села Панина врач Семашко оставил очень ценный доку-мент, исследовав который, мы узнаем о жизни наших односельчан в далеком 1905 году. Можно точно сказать, как повезло нашим прадедам и прабабушкам. Ведь они встречались с доктором Семашко, он их лечил, а кому – то помог появиться на свет.