Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Бросая вызов высоте

Воспоминания гв. полковника в отставке А.В. Хлопкова

Александр Васильевич Хлопков родился и вырос в деревне Меледино. И хотя большую часть жизни прожил в Челябинской области, он наш земляк, которым мы можем гордиться. В годы Великой Отечественной войны Александр Васильевич был военным штурманом 42-го гвардейского Краснознаменного авиационного Смоленско-Берлинского полка авиации дальнего действия, отважно сражался с врагом в небе. 25 лет прослужил он в армии, столько же проработал на гражданской службе, в основном в гражданской обороне. Александр Васильевич прожил долгую жизнь, его не стало в 2015 году. Он оставил свои воспоминания, которые хранятся в музее Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов (ЧВВАКУШ).

Воспоминания гв. полковника в отставке А.В. Хлопкова.

Родился я 1 декабря 1917 г. в крестьянской семье, в д. Меледино Сосновского района Горьковской области. Окончил семь классов. В 1932 г. поступил в Индустриальный техникум в г. Павлово (родители купили мне мои первые туфли).

В 1935 г. поступил в Горьковский сельскохозяйственный институт. В 1937г., после окончания второго курса, по специальному комсомольскому набору поступил в Челябинское военное авиационное училище штурманов, которое окончил в 1940г. с присвоением звания "лейтенант".

Для прохождения дальнейшей военной службы был направлен в Западный Особый военный округ, в 207 авиаполк дальней бомбардировочной авиации, который базировался на аэродроме Боровское, в 62 км южнее г. Смоленска.

Командиром 2-ой авиаэскадрилии был старший лейтенант Кошельков, награжденный орденом Красного Знамени. Командиром 4-ой авиаэскадрилии был капитан Н. Гастелло, совершивший таран 26 июня 1941 года и получивший звание Героя Советского Союза посмертно.

В воскресенье 22 июня 1941 года, около 5 утра полк был поднят по боевой тревоге. Мы готовили самолеты, подвешивали бомбы, устанавливали и заряжали пулеметы. Все было как всегда, но добавилось нечто новое – нам приказали отстрелять пулеметы, чего мы раньше не делали никогда. После этого нам сообщили о войне, о нападении на нашу Родину фашистской Германии, и был получен первый приказ о нанесении бомбового удара по колоннам танков в районе г. Сувалки в Польше.

Так для меня началась Великая Отечественная война. Много ужасов и лишений пришлось пережить за эти годы, четыре раза меня сбивали, два раза выходил из-за линии фронта, но не было тяжелее периода с 22 ноября 1943 по 10 апреля 1944 года.

Наша 36 авиационная Смоленская дивизия дальнего действия была в составе оперативной группы "Север-3". Мы действовали в интересах Северного флота. Обеспечивали проводку транспортов союзников, проводили бомбовые удары по аэродромам, военно-морским базам и портам противника на территории Норвегии и Финляндии (Лусстари, Хевугтен, порт Киркинес).

Всем было тяжело, полеты совершались в условиях полярной ночи, звезды над головой и под ногами давили на психику, полное отсутствие визуальных ориентиров, к этому прибавлялось обледенение самолета и взлетных полос. Техника не выдерживала таких морозов. За период с октября 1943 года до апреля 1944 на две боевые потери пришлось шесть не боевых.

За время операции мы совершили 12 успешных боевых вылетов. Были и курьезные случаи. Наш экипаж в составе командира гв. капитана Белоусова Николая Ивановича, стрелка-радиста Дробаха и стрелка Крыжановского совершали боевой вылет, бомбили радарные станции на территории Финляндии. Мы шли осветителями цели. При подлете к цели нас начала обстреливать зенитная артиллерия. При сбросе бомб я перепутал тумблер и вместо открытия бомболюков включил габаритные огни. Белоусов, увидев, что я включил огни, начал их отключать одновременно со мной. Закончилось тем, что включили посадочный прожектор. Финны подумали, что на посадку заходит свой самолет и прекратили обстрел. Мы успешно провели бомбометание и благополучно вернулись на наш аэродром. Так ошибка экипажа помогла провести успешную боевую операцию.

За боевые операции в составе группы "Север-3" я был награжден орденом "Красной Звезды" и медалью "За оборону Советского Заполярья".

В июле 1944 г. части 36 авиационной Смоленской дивизии ДД производили боевую работу с основного аэродрома базирования (совхоз Лукино) по железнодорожным узлам и аэродромам противника в интересах 1-го, 2-го, 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов.

Из донесения разведки: "Противник сосредоточил ж.д. эшелоны с живой силой и военной техникой на жел. дор. узле г. Вильно".

Четвертого июля командир 8 АСК приказал действовать по жд. узлу Вильно. Маршрут полета: ИПМ - оз.Лукомское - Цель. Боевая зарядка: внутренняя: 7 ФАБ-100, 3 ЗАБ-100 ПК; наружная: крупные фугасные.

Из донесения разведки: "ПВО цели усилилась, Жел. дор. узел прикрыт 3 батареями ЗА среднего калибра и 2 батареями МЗА, работает 3-4 прожектора. Интенсивное патрулирование истребителей типа Ю-88 и Ме-109".

Пятого июля командир АД принял решение нанести удар в полночь. Всего в операции участвовало 32 экипажа. Первый экипаж вылетел в 21.15, линию фронта проходили в районе г. Бегомль на высоте 3000-3200 м.

Мы шли осветителями цели. Экипаж нашего самолета номер 12805 - летчик майор Вершинин Михаил Иванович, начальник связи АЭ старший сержант Лахметкин А.Е., стрелок - сержант Битикев А.Р. и я, старший лейтенант, в 22.55 дал радиограмму "прошли озеро Лукомское". В расчетное время вышли на цель и произвели бомбометание. При отходе от цели появились истребители противника, одномоторные, работали в паре, атаки производились снизу сзади. Через 2-3 минуты после отхода от цели радист сообщил об атаке Ме-110. В этот момент впереди самолета загорелся и взорвался неизвестный бомбардировщик. Радист отвлекся и дал подойти вражескому истребителю. Пули прошили правую сторону стабилизатора, обтекатель фюзеляжа и моторную часть правой плоскости, были перебиты троса триммера рулей поворота и бензонасос правого мотора. Вершинин маневром по высоте и направлению ушел от последующих атак истребителя. В 00.42. отказал правый мотор, в 00.45. произвели посадку с убранными шасси, в болотистой местности в районе 5 км восточнее Молодечно. После атаки истребителя и аварийной посадки самолет был сильно поврежден.

Из-за опасности попасть в плен мы покинули место посадки и ушли в леса. Вскоре наткнулись на местное ополчение. Это были местные жители, ушедшие в леса от фашистов. Встреча проходила несколько напряженно, первый вопрос был: "Среди вас коммунисты есть?". Он был произнесен таким тоном, что мы чуть ли не хором ответили - "Нет". Когда они привели нас на свою базу, отношение к нам нисколько не изменилось. "Сейчас мы проверим, наши вы или нет", - произнес один из них. Летчику М.И. Вершинину дали штык-нож. "Смотри, к дереву привязан фриц, убей его, и мы поверим, что вы советские военные". К дереву был привязан старый, толстый немец, видимо, обозник. Вершинину пришлось выполнить приказ ополченцев.

Через два дня в расположение партизан вышла группа советских разведчиков, возвращавшихся с задания, и мы смогли вздохнуть спокойно. Они и перевели нас за линию фронта. После выхода нас развели по разным домам, где допросили. Так как мы выходили группой, наш экипаж долго не мучили. После подтверждения личностей нас отправили в нашу дивизию.

В дивизии нас уже не ждали, считали погибшими. Другие экипажи, которые видели взрыв первого самолета, сообщили, что он взорвался сразу после освещения цели. Предполагали, что это был экипаж Вершинина.

В ту июльскую ночь с задания не вернулись еще три экипажа:

• Экипаж самолета 42 АСКП, летчик мл. лейтенант Скопин Г.С., штурман мл. лейтенант Смирнов К.А., радист мл. сержант Грибков В.И., стрелок мл. сержант Скубко П.И. – при выполнении боевого задания на боевом курсе был атакован истребителем противника, последний с первой очереди поджег правый двигатель. Самолет пошел с отлогим планированием, летчик подал команду покинуть самолет. Штурман и стрелок выбросились из самолета, приземлились нормально и через польских партизан были переправлены в свою часть. Горящий самолет упал северо-восточнее г. Вильно. Летчик и радист пропали без вести. Летчик имел 16 боевых вылетов.

• Экипаж самолета 108 АП, летчик мл. лейтенант Васильев А.Ф., штурман мл. лейтенант Кустов А.П., радист сержант Пикулицкий Ф.А., стрелок сержант Татарошвилли К.П., при заходе на цель в районе 12 км западнее г. Вильно был сбит истребителем противника (тип Ю-88). Самолет загорелся и начал падать, стрелок покинул самолет и нормально приземлился. Через местное население связался с партизанами, у последних встретил радиста и узнал об остальных членах экипажа. Летчик приземлился с отрубленными ногами - мертвым, штурман сгорел вместе с самолетом. После прихода Красной Армии стрелок и радист были направлены в госпиталь г. Молодечно. Радиста по причине плохого состояния здоровья направили в госпиталь в г. Минск. Стрелок возвратился в свою часть. Летчик имел 38 боевых вылетов.

• Экипаж самолета 42 АСКП - летчик мл. лейтенант Мякишев Е.А., штурман лейтенант Свиридов М.М., радист ст. сержант Мирончук Е.Д., стрелок ст. сержант Храпунов Г.П. Последнюю радиограмму дал в 00.03. "Задание выполнил по основной цели, отказал левый мотор". В дальнейшем связь отсутствовала.

В мае 1975 года пришло письмо от белорусских пионеров: "Мы нашли ваш самолет". Так как он был в хорошем состоянии, его предложили Монинскому музею ВВС в Московской области. Но туда забрали ИЛ-4 с Дальнего Востока. Дальнейшая судьба нашего борта, к сожалению, неизвестна.

Автор: Елена Пискунова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 213

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика