Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

На пороге взрослой жизни

На Рождественских педагогических чтениях, проходивших в последних числах января на базе ресурсного центра по духовно – нравственному воспитанию, прозвучало немало интересных выступлений, поскольку тема "Воспитать Человека!" очень актуальна в наши дни

Опытом работы со старшеклассниками поделилась учитель русского языка и литературы Сосновской средней школы №2 Вера Витальевна Лошкарёва.

Наверное, мне повезло, потому что мои ученики в большинстве своем книги читают и признают их важность. Ведь книга для них не только имеет значение просвещения, но и заставляет задуматься над поведением, смыслом жизни, выбором, потому она есть учитель-друг.

Книга еще и определенный способ массового воздействия, или своеобразное "оружие". Неслучайно сегодня при наличии свободного доступа в сети Интернет к любым источникам информации вдруг появляется новость о запрете в ряде стран классической литературы: Пушкина, Гоголя, Достоевского…, что еще раз подчеркивает ее силу и мощь. И задача учителя литературы - распорядиться этой мощью правильно. Донести до умов и сердец идеи великих классиков, чтобы, как сказал Самуил Маршак, сделать "добрым ум, а сердце умным". А русский мыслитель, философ, публицист Иван Ильин с свое время говорил, что без духовности в образовании человек вырастет "…полуобразованным и, главное, беспринципным. Полуобразование уводит от духа и от Бoгa. Беспринципность ведет на службу к дьяволу".

Уроки литературы – это прежде всего уроки нравственности, поскольку каждое литературное произведение представляет какие-то морально – нравственные ценности. Но современным подросткам недостаточно просто констатировать факт положительного или отрицательного героя, они, к большому сожалению, окружены историями, жизненными примерами, где нравственные устои искажены, и часто задают вопросы:

- Почему героиня не могла бросить мужа, ведь она любила другого?

- Разве обязательно терпеть обиды от свекрови?

- Почему без родительского согласия нельзя было встречаться и выходить замуж?

- Зачем почитать родителей и уважать их традиции? Может ли человек прожить без семьи счастливо? Нужна ли в жизни любовь? – такие вопросы мы поднимаем при изучении романа Тургенева "Отцы и дети".

Роман Достоевского "Преступление и наказание" выдвигает пе-ред нами темы для осмысления:

- Почему человек решается на убийство? Можно ли оправдать убийство? Блуд из-за нищеты – это допустимо? Кто совершает большее преступление в романе?

А над этими проблемами мы задумываемся, изучая роман Толстого "Война и мир":

- Почему Андрей Болконский не женился на Наташе? Что делает Пьера счастливым? Могла ли быть счастливой Элен? Может ли богатство стать смыслом жизни?

Я, как учитель, преподающий светский предмет, объясняю детям осо-бенности православного поведения героев прошлых веков, особенности домостроя, значение греха и добродетели. И сделать это нужно аккуратно, потому что в основном с ребятами об этом редко говорят в семьях, поскольку не придают этому значения.

Это только небольшой перечень тем, которые мы обсуждаем на уроках или на которые размышляют ученики в своих творческих работах. Формы могут быть самые разнообразные: от беседы до создания рекламного постера или видеоролика по волнующему вопросу.

Например, при изучении драмы А.Н.Островского "Гроза" дети пишут ответ на проблемный вопрос "Самоубийство Катерины – это сила или слабость?" Признаюсь, что после обсуждения на уроках этой темы и осмысления поступка героини дети по-разному объясняют трагедию. Но важно то, что каждый в "пропускает" через сердце эту историю, что оставляет след в душе подростка, не оставляет его равнодушным.

Одной из удачных форм стал "диалог с писателем". Он происходит при работе с текстом, чтобы понять "загадки" произведения, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Диалог часто начинается уже при знакомстве с названием книги, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Мы ищем непонятные моменты в тексте и формулируем вопросы, которые могли бы задать автору. С самого начала произведения пытаемся спрогнозировать сюжет, а потом проверяем свои предположения, сверяя их с текстом.

И конечно, для меня очень важно и ценно, когда ученики испытывают потребность высказать свои мысли о прочитанном через письмо. Десятки писем по их желанию они мне уже написали. И каждое письмо – откровение души.

Благодаря такой проработке произведений или их фрагментов происходит не просто знакомство с книгой, а вдумчивое чтение. Думать над прочитанным – значит соотносить художественные произведения со своим жизненным опытом, оценивать его и сравнивать своё читательское мнение с писательской позицией. В этом моя задача как учителя, и в помощь мне – великая русская классическая литература.

В конце мне хотелось бы обратиться к родителям. Как педагог и как мама троих детей, двое из которых уже взрослые, я хорошо понимаю, как непросто порой начать с ребёнком разговор о проблемах, с которыми они столкнутся в самостоятельной жизни. Пусть вам тоже помогут русские писатели. Перечитайте произведения, изучаемые в школе. Поверьте, с позиции взрослого человека вы будете воспринимать их совсем по-другому, чем в детстве. А какая может получиться с ребёнком интересная беседа! Ведь книга выполняет задачу не только направляющую и формирующую, но и объединяющую людей, а что для родителей и детей может быть важнее?

Автор: Вера Лошкарева, зам директора Сосновской средней школы № 2

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 180

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика