Служба на субмаринах связана с повышенной опасностью и большим количеством трудностей. В последнее время многие страны уделяют особое внимание развитию подводного флота, и профессия моряка-подводника становится востребованной как никогда прежде. Среди мужчин нашего района, проходивших срочную службу, тоже есть моряки – подводники. С одним из них, жителем Лесунова Алексеем Михайловичем Кузовковым, нам удалось побеседовать.
Мечта о море у Алексея Михайловича Кузовкова зародилась ещё в детстве. Его дядя, тоже Алексей Кузовков, прослужил на Северном флоте семь с половиной лет, был участником Великой Отечественной войны, и его рассказы о службе на море завораживали мальчишку. Хотелось самому и увидеть необъятные морские дали, и услышать шум прибоя, и, конечно же, примерить ту самую военную форму, у которой "бескозырка белая, в полоску воротник". Когда в 1985 году Алексея призвали в армию, служить во флоте было его осознанным желанием.
Учебное подразделение располагалось во Владивостоке. Вот он, океан с его неоглядными далями, штормовые ветра, серьёзная подготовка к выходу в море и… проверка в барокамере. Выдержит ли организм перемены давления? Готов ли к перегрузкам, хватит ли собранности и ответственности? Стало ясно: местом службы станет подводная лодка. Юношу это не испугало. Может, оттого, что молодость бесстрашна в силу отсутствия опыта, а может потому, что ему, крестьянскому сыну, пареньку из Лесунова, не занимать было трудолюбия и упорства, а природная любознательность подталкивала с интересом изучать всё новое и сложное. До армии Алексей получил в Сосновском ПТУ специальность тракториста – машиниста и с механизмами столкнулся не впервой, а здесь, в учебном подразделении, стал электриком – аккумуляторщиком. Его задачей было поддерживать исправность аккумуляторной группы, и за три года службы он стал старшиной аккумуляторного отсека, потом командиром отделения.
После учебного подразделения их, семерых новобранцев, отправили на дизельную подводную лодку "Буки-629". Длина её составляла примерно 100 метров, в специальной шахте находились баллистические ракеты, готовые поразить противника, если он решится нарушить безопасность наших территориальных вод. На третий день после учебного подразделения экипаж отправился на две недели в море.
Тут молодым морячкам и пришлось хлебнуть морской водички. Кто не знает, что во время посвящения в моряки новобранцам дают выпить плафон морской воды? Моряк Алексей Кузовков выпил их два: первый после погружения на 50 метров, второй на 100.
На службе всё было организовано очень чётко: 4 часа вахта, 4 часа сон, 4 часа бодрствование. Но во время бодрствования никто не расслаблялся и не бездельничал: проводили уборку, добиваясь идеальной чистоты, начищали приборы, стирали свою форму, в подлодке было 4 душа. Был и телевизор, но смотреть его было некогда. Был, кстати, на подводной лодке не только свой медпункт, но даже своя операционная, однажды даже одному матросу проводили операцию аппендицита. Был и камбуз, где готовили пищу, и кормили, вспоминает Алексей Михайлович, очень хорошо. А кровати, называемые там шконками, были непривычно узкими, первое время новички привязывали себя ремнями, чтобы не свалиться во сне. Всё на подлодке было расположено очень компактно, пространство использовалось экономно, переходить из одного отсека в другой можно было только с разрешения командира.
Подводная лодка "Буки-629" дислоцировалась в дивизии подводных лодок "Шкотово-22", она располагалась в бухте Конюшкова рядом с посёлком Дунай. Когда заканчивалась "автономка", матросы жили на берегу в казармах, их отпускали в увольнения, можно было посещать военно - морской клуб, где играл ВИА и проводились дискотеки в духе того времени. А в кинотеатре "Океан" демонстрировали фильмы, Алексей Михайлович помнит до сих пор, что первый фильм они посмотрели "Русь изначальная". Но моментов отдыха было немного. Проводились учения, торпедные стрельбы, политзанятия. Погружения всегда проходили волнительно: к ним готовились, по традиции всегда надевали чистую одежду, были собранными и серьёзными, подводников не зря называют элитой флота.
Нашему герою служба давалась относительно легко. Выручало то, что до армии он был начитанным человеком, имел хорошую память и умел логически мыслить – всё это помогало ему в учёбе. Ну и в остальной работе он никогда не стоял в стороне. Например, как-то их подводная лодка полгода стояла во Владивостоке на ремонте, экипаж тоже принимал в нём деятельное участие. Алексей Михайлович ещё до армии был мастером на все руки, любой инструмент в его руках становился послушным, хоть отвёртка, хоть лопата, а мастеровых и умелых людей уважают везде.
Алексей Михайлович считает, что служба на подводной лодке дала ему многое. Научила дисциплине, выдержке, умению работать в команде. В экипаже подводной лодки было 90 человек, все они друг друга знали в лицо и за три года службы не просто подружились, а, можно сказать, сроднились, стали как одна семья. О годах службы и о друзьях-товарищах напоминают многочисленные фотографии в дембельском альбоме. Они с ребятами-сослуживцами фотографировались и на берегу, и на фоне интерьера подводной лодки, на три года ставшей для них домом. В альбоме, кстати, не только фотографии юных моряков-подводников, но и от руки написанные высказывания о морской службе известных людей: Петра I, адмирала Нахимова, офицера-подводника, Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева, который записал такие замечательные слова: "Нигде нет такого равенства перед жизнью и смертью, как в экипаже подводной лодки, где либо выжить, либо погибнуть могут только все вместе". Наверное, осознание неразрывности коллектива ещё больше сплачивало боевых друзей. "А ещё за годы службы, - говорит Алексей Михайлович, - я понял, какая необъятная у нас страна. На протяжении всего времени в армии не встретил ни одного земляка…"
К счастью, время было мирное, и боевые ракеты применять не при-шлось, но службу несли очень ответственно, во время плавания на поверх-ность для подзарядки аккумуляторов выходили только ночью, однажды для загрузки продуктами выходили на берег во Вьетнаме – там была наша база. Когда пришёл срок окончания службы, тяжело было расставаться с друзьями и оставлять дело, ставшее уже привычным. На какой-то момент даже возникло желание остаться. Но дома ждала семья, он единственный сын у родителей, так что дорога после службы лежала в родное Лесуново.
Шум в отсеках на лодке подводной затих,
За кормою остался последний денёк:
Командир провожает матросов своих,
Отслуживших на флоте положенный срок.
Даже если опасность сжималась кольцом,
Ты единственный выход всегда находил.
На подлодке тебя называли отцом,
Почему же теперь ты молчишь, командир?
Чтобы снова подлодке куда-нибудь плыть,
Завтра новые парни прибудут на флот.
Только этих тебе, командир, не забыть,
Ведь частица души вместе с ними уйдёт.
(И. Шаферан)
Сейчас без преувеличения можно сказать, что служба на подводной лодке стала в жизни Алексея Кузовкова одной из самых ярких страниц. Так сложилось, что после армии в неспокойные для страны времена ему пришлось поменять несколько профессий, но сейчас его работа тоже напрямую связана с водой. Организация, в которой он трудится, носит название "Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", хотя должность его обозначена просто: наблюдатель реки Серёжа. Ежедневно он делает замеры и передаёт сведения об уровне воды, о расходе её, об интенсивности движения, глубине во время паводка и в летнюю засушливую пору. Вот когда плеснёт волна у родного берега, нет-нет да и вспомнятся бывшему подводнику и бескрайние океанские дали, и тихий ночной пирс, "когда усталая подлодка из глубины идёт домой".