Россия впервые отметила Всемирный день защиты прав потребителей в 1992 году, когда был принят закон РФ "О защите прав потребителей", законодательно закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, осуществляющих торговую деятельность или оказывающих услуги.
Однако, официальное начало было положено в 1996 году с момента вступления Российской Федерации во Всемирную Организацию Союза потребителей. Особенностью этого праздника является то, что он проводится каждый год под определенным девизом.
По сложившейся традиции, Международная Федерация потребительских организаций определяет тематику этого дня. Так, например, в 2021 году праздник проходил под девизом "Борьба с загрязнением пластиковыми материалами", в 2022 году "Справедливые цифровые финансовые услуги".
В 2023 году девизом Всемирного дня защиты прав потребителей стал: "Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к экологически чистой энергии".
Администрацией Сосновского муниципального округа ежегодно реализуется цикл мероприятий по пропаганде и разъяснению законодательства в сфере защиты прав потребителей – консультации потребителям и продавцам, помощь в написании претензий, проведение "горячих линий", проведение обучающих семинаров в образовательных учреждениях, организация обучения по вопросам защиты прав потребителей для продавцов и лиц, оказывающих услуги.
Напоминаем, что консультацию по вопросам защиты прав потребителей можно получить по телефонам управления экономического развития администрации Сосновского муниципального округа 8 (83174) 2-71-86.
Ответы на многие вопросы в сфере защиты прав потребителей можно получить также на государственном информационном ресурсе https://zpp.rospotrebnadzor.ru в режиме онлайн:
- в разделе "Памятки" - инструкции по любым жизненным ситуациям в различных сферах торговли и услуг, с которыми может столкнуться покупатель.
- в разделе "Примерные формы документов" потребитель имеет возможность скачать образцы исковых заявлений и претензий, где останется только добавить свои персональные данные.
- в разделе "Ответы и вопросы" даны детальные разъяснения по наиболее распространенным ситуациям.
Предлагаем вашему вниманию рассмотреть несколько жизненных ситуаций:
- Имеется ли право у потребителя вернуть в магазин испорченный продукт?
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", каждый покупатель имеет право на приобретение безопасного для своей жизни и здоровья товара. Предприниматели, продающие просроченные товары, нарушают основные требования вышеуказанного закона, а также других федеральных законов и санитарно-эпидемиологических правил и норм. Продукция, у которой истёк срок годности, является некачественной и даже опасной, из-за чего представляет угрозу здоровью и жизни человека и не должна подлежать реализации. Если дома вы обнаружили испорченный продукт, согласно статье 18 указанного закона, вы имеете право отнести товар обратно в магазин. Если у вас нет чека, это не основание для отказа в возврате денежных средств за испорченный товар (статья 25). Запись камер видеонаблюдения — доказательство того, что товар приобретён именно в этом магазине.Также у потребителя есть право обратиться в надзорный орган (Роспотребнадзор) для принятия мер реагирования.
- Купил в аптеке автоматический тонометр. По возвращении домой выяснилось, что почти такой же тонометр приобрела и жена. Можно ли вернуть деньги за тонометр, если с момента покупки прошло всего два дня?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар. В данный Перечень включены товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях – медицинские приборы и аппаратура, к которым относится и прибор для измерения давления. В этой связи, возврат тонометра надлежащего качества не предусмотрен.
- Год назад я приобрел лампочку за 85 рублей. Так как перегорела, я принес ее в магазин для замены, гарантийный срок еще не истек, но при этом увидел, что цена лампочки на сегодняшний день 45 рублей. Я обратился к продавцу с просьбой вернуть разницу в цене, однако продавец мне в этом отказал. Правомерен ли отказ продавца?
Согласно статьи 24 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при замене товара ненадлежащего качества на товар той же марки (этих же модели и (или) артикула) перерасчет цены товара не производится. Отказ продавца правомерен.
- Должен ли потребитель сохранять упаковку от бытовой техники на случай её поломки и возврата в магазин?
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель должен возвратить продавцу только товар с недостатками. Упаковку потребитель сохранять не обязан.
- Может ли потребитель вернуть продавцу продукты питания надлежащего качества?
Продукты питания надлежащего качества возврату не подлежат.
- Что делать, если в магазине размещена информация, что актуальную цену нужно уточнять у продавца, а не ориентироваться на ценник?
В таких ситуациях покупателям необходимо обратиться к администратору магазина и попросить продать товар по цене, указанной на ценнике.
Актуальная информация о цене товара всегда должна быть на ценнике.
В соответствии действующим законодательством, продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.). Эта информация должна обеспечивать возможность правильного выбора товара. Цена указывается в рублях. Запрещено указывать цену в условных единицах или иных единицах расчета, а также в любой иной валюте.