Недоумение и досаду. Признаюсь честно, этот сериал я ждала. В статье "Царь-бас Шаляпин", написанной к 150-летию со Дня рождения певца, я очень хотела передать восхищение его талантом, почитание его как нашего первого Народного артиста и уважение к нему как к человеку, сумевшему самому пробить себе дорогу не только за счёт природного дара, но и за счёт великого трудолюбия. Работая над материалом, читала воспоминания о нём современников, опиралась на документальные материалы и, конечно, на очерк о нём Максима Горького, который был его близким другом – его я прочла ещё в школьные годы в книге Горького "Портреты".
Знакомство с тем, что попытался представить нам режиссёр Анашкин, началось с рекламы. Её демонстрировали часто, и она вызывала содрогание: где Шаляпин? "Обаятелен, прекрасен… выглядел царственно", - отмечали современники. Кто сомневается, можно посмотреть на фотографии, их осталось множество. Шаляпин действительно великолепен – сквозь лицо просвечивают ум и душа. Он много учился. Не в детстве, а когда уже стал взрослым и знаменитым, он много читал, был прекрасным собеседником, и среди его близких друзей был не только Максим Горький, но и Бунин, Чехов, художники Коровин, Левитан, Серов, композиторы Рахманинов и Римский – Корсаков и множество других известных интеллигентных людей. Шаляпин читал все пьесы Горького и даже перед собравшимися друзьями читал вслух, и его чтением наслаждались. Сохранились стихи, которые сочинял Шаляпин для своих друзей. Почитайте письма Шаляпина: какой у него грамотный слог, дружелюбный тон, в меру иронии и никакого самолюбования. Антону Павловичу Чехову Шаляпин писал: "Вчера смотрел "Чайку” и был подхвачен, унесен в неведомый доселе мне мир. Спасибо, дорогой Антон Павлович, спасибо". Он "…пленил всех своей многообразной талантливостью, - писал Горькому Леонид Андреев. - Хороший человек".
Кого мы увидели в фильме? Капризного, истеричного, самовлюблённого героя. Жадного. Он торгуется за гонорары и хлопает дверями, если мало платят. Но документы и воспоминания современников показывают, насколько он был щедр. Узнав, что для завершения строительства не хватает средств, Шаляпин дает благотворительный концерт. Из полученных сборов 200 рублей выделено на открытие сельской библиотеки-читальни. Это помнят и нижегородцы, поскольку здание Народного дома, где сейчас располагается оперный театр, было построено при поддержке Шаляпина. Певец хотел построить в Нижнем Новгороде фабрику, но Максим Горький уговорил его построить здесь народный дом, который открылся 5 сентября 1903 года концертом Шаляпина.
"Зал был переполнен. Шаляпина встретили овацией и огромным лав-ровым венком. Перед вторым отделением член правления Общества начального образования Н. Н. Иорданский сообщил: "Желая запечатлеть в памяти нижегородцев вашу отзывчивость к делу просвещения, мы решили открыть школу в честь вашего имени в Нижегородской губернии". В зале загремели аплодисменты. Шаляпин поклонился низким поясным поклоном. Артист много пел на бис. Выйдя в последний раз на вызовы вместе с архитектором Народного дома Малиновским, Шаляпин, после многочисленных поклонов, поднял архитектора на руки и унес его со сцены. Публика неистовствовала!"
Конечно, весь мир обожал Шаляпина за его неподражаемый голос. Увы, голоса певца в фильме мы не услышали. Партии Шаляпина в сериале исполняет Ильдар Абдразаков. Не сохранились записи Шаляпина? Неправда, задайте в Яндексе "слушать Шаляпина онлайн в хорошем качестве" и наслаждайтесь, почувствуйте мурашки, потому что это не просто красивый голос, а мощь, которая идёт из глубины.
Нас часто раздражают попытки режиссёров представить свою версию известных произведений, так "Анну Каренину" снимали четырежды только в нашей стране, "Тихий Дон" трижды, дважды "Угрюм-реку". Герои этих произведений – это литературные персонажи, каждый режиссёр представляет их по-своему, это его видение. Но как можно так вольно обращаться с реальным историческим лицом? Не то обидно, что великого певца показали совсем не таким, каким он был на самом деле. Молодое поколение, не читавшее о Шаляпине, получит представление о певце таком, каким он показан в фильме. И это, я считаю, плевок в сторону русской культуры.
Говорят, Станиславский, когда актёры играли неубедительно, кричал: "Не верю!" И мне при просмотре фильма неоднократно хотелось кричать: "Не верьте". Не верьте тому, что во время концерта рабочие и солдаты свистели и кричали: "Федька, давай "Дубинушку!" Что когда отключили электричество, все зрители в цирке стали зажигать спички и размахивать ими. Помилуйте, это революционный Петроград! Спички по копейке и в достатке были в Советском Союзе, и то не всегда. Иногда при просмотре фильма возникала мысль, что создатели пытались привнести в сюжет черты современного шоу-бизнеса, а героя сделать несколько похожим на небезызвестных артистов, именующих себя звёздами.
И совсем уж удивителен конец фильма. Если бы герой был вымышленным лицом, конечно, было бы правильнее показать зрителю, что по-настоящему великие артисты в дни потрясений и тяжёлых испытаний не покидают Отчизну. Только ведь этого не было: Шаляпин уехал, рассчитывал на время, а получилось навсегда. От этого он не перестал быть великим. Он не клеветал на свою Родину, поддерживал русских за границей и навсегда останется для всех великим русским певцом.
Так что я не поверила ни сценаристу Тимуру Эзугбаю, ни режиссёру Егору Анашкину. Я верю Горькому, написавшему в письме издателю Пят-ницкому: "Шаляпин — это нечто огромное, изумительное и русское. Безо-ружный малограмотный сапожник и токарь, он сквозь терния всяких унижений взошел на вершину горы, весь окурен славой и — остался простецким, душевным парнем. Это — великолепно! Славная фигура!.. Вообще — жить на этой земле — удивительно интересно!"