Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

На пьесы Ваши до сих пор аншлаг

12 апреля 1823 года в Замоскворечье, в семье судебного стряпчего Ни-колая Фёдоровича Островского родился третий сын

Как и все родители, отец мечтал, чтобы сын стал богатым и успешным, поэтому настоял, чтобы тот получил юридическое образование, а когда юный Александр, проучившись три года, оставил учёбу в Московском университете, приложил немало усилий, чтобы устроить его на службу в Московский совестный суд, а затем в канцелярию Московского коммерческого суда. Увлечение сына литературой и театром отец считал прихотью молодости. Знать бы ему тогда, что через 200 лет в российских календарях будет отмечено, что 2023 год – год 200-летия со дня рождения Александра Николаевича Островского, (1823-1886), русского литературного деятеля, драматурга.

Увлечение театром началось у молодого Островского ещё в студенческие годы, когда он не пропускал ни одного спектакля Малого театра, где в те годы блистали актёры Павел Мочалов и Михаил Щепкин. Надо сказать, что театр в то время был трибуной общественной мысли, самые передовые идеи звучали со сцен столичных и провинциальных театров. Неудивительно, что и Островскому захотелось произнести с этой трибуны своё слово, тем более что впечатлений, полученных в детстве в купеческой среде, и материалов, которые проходили через его руки во время работы в судах, было предостаточно, чтобы они послужили канвой для сюжета его пьес. Всего Островский создал за свою жизнь 54 пьесы, он переводил зарубежных авторов Сервантеса и Шекспира, потом сблизился с Тургеневым и Толстым, стал сотрудником журнала "Современник", а в 1870-м году организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.

Пишут, что Островский совершил революцию в театре, потому что до него фактически не было русского репертуара, а ставились в основном пьесы зарубежных авторов. "Картина семейной жизни" — первая пьеса, опубликованная в "Московском городском листке", была высоко оценена профессионалами. Это был момент, когда родился Островский-драматург. Жизнь Островского круто изменилась после публикации в 1850 году первой пьесы "Свои люди — сочтемся!". Влиятельное московское купечество обиделось на молодого драматурга за реалистичность и остроту картин, представленных в произведении. Они добились запрета на постановку и увольнения автора с должности. За ним был установлен полицейский надзор по прямому указанию царя.

Когда были допущены к постановке первые пьесы островского "Бед-ность не порок" и "Не в свои сани не садись", публика была в изумлении: это была простая жизнь, герои говорили на привычном языке, а конфликты показывались такие, будто люди видели себя со стороны. И темы поднимались вечные, не привязанные ко времени, поэтому пьесы Островского включены в репертуар современных театров до сих пор. Семейно-бытовой конфликт становился призмой, через которую отражались глубокие социальные проблемы; Александр Николаевич, обладая особым художественным чутьем, точно улавливал острые злободневные проблемы, при этом мог в сиюминутном увидеть и вечное. Писатель неустанно повторял, что жизнь богаче любых фантазий, а потому истинный художник ничего не выдумывает, а лишь старается разобраться в хитросплетениях реальности. В ХХ веке этот принцип отзовется в знаменитой системе К.С. Станиславского.

Многие его самые известные пьесы абсолютно актуальны до сих пор, как бы их ни играли: в костюмах эпохи, в современных интерьерах или в условных декорациях. Поставьте сейчас "Бешеные деньги" или "Грозу". Они будут абсолютно про сегодня. Хотя ни сословий этих уже нет, ни людей, ни отношений. А на самом деле — все про нас.

Уже в который раз я вспоминаю те благословенные времена, когда по всесоюзному радио передавались радиопостановки, а по телевизору можно было увидеть телеспектакли, поставленные по пьесам Островского. Для людей, лишённых возможности часто посещать театр, это было большое благо. Из пьес Островского современному читателю ближе всего драма "Гроза", поскольку она изучается в школе, "Снегурочка", по которой в советские годы был поставлен шикарный, красочный художественный фильм, и пьесы "Женитьбы Бальзаминова" и "Бесприданница", тоже известные нам по экранизациям.

Островского интересовала проблема разрушения устоев, падение нравственности, усиление власти денег над человеком. Разве что-то изменилось с того времени и уже не интересует нас? Его произведения составляют основу театрального репертуара России, а созданные им образы – властолюбцы, лицемеры, жадные купцы, чиновники, помещики, богомольцы и служанки стали отражением так хорошо знакомых всем типажей.

Классика на то и классика, что каждое поколение находит что-то цен-ное для себя. Наверное, самым "счастливым" можно назвать произведение "Бесприданница", написанное Островским в 1878 году. Пишут, что первые постановки пьесы были приняты публикой достаточно холодно по сравнению с другими произведениями. Может быть, оттого что брак по расчёту в позапрошлом веке считался нормой и зритель не увидел здесь темы, достойной обсуждения? Однако в советское время режиссёром Протазановым был снят фильм "Бесприданница" в 1936 году, и он имел огромный успех, а год спустя был удостоен Золотой медали на международной выставке в Париже. Советский зритель принял близко к сердцу страдания Ларисы Огудаловой, поскольку в 30-е годы, да и после, в нашем обществе было принято считать, что браки заключаются по любви. Вспомните рассказы своих матерей, выходивших замуж в предвоенные или послевоенные годы. Богатое у них было приданое?

В 1974 году снова был снят фильм "Бесприданница", в котором роль Ларисы исполнила Татьяна Доронина, а Паратова – Валентин Гафт. Карандышева сыграл Армен Джигарханян. Этот фильм можно посмотреть в интернете хотя бы для того, чтобы сравнить с непревзойдённым вариантом Эльдара Рязанова, которому он дал название "Жестокий романс". Его недавно демонстрировали на канале "Культура", и мы имели возможность пересмотреть его уже не в первый раз. Кинофильм вышел в 1984 году, главные роли в нём великолепно исполнили Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих. В нём много режиссёрских находок, а мне почему-то запомнилась особенно и навела на размышления финальная сцена: Паратов с гостями и цыганами веселится на палубе парохода, а Лариса, которую уже смертельно ранил Карандышев, смотрит на это через стекло, скользит по нему руками, но зацепиться не за что, и по стеклу стекают струйки крови. И я с позиций своего времени и возраста мысленно обращалась к той Ларисе, которую сыграла Гузеева: "Куда ты хотела проникнуть, девочка? Этот мир не твой! Ты видишь, он за стеклом, и те, кто там пляшет и поёт, тебя не слышат! Тебя пригласили в него на время для развлечения, а ты решила, что тебе открыта в него дорога?" И тут мне снова вспомнились мои разговоры с девочками – старшеклассницами, которые искренне были убеждены, что красота может проложить дорогу к успеху, богатству и безбедной жизни. И тут уже речь не о приданом, а о том, что красота хороша как дополнение к самостоятельной личности, а не как главный козырь в достижении жизненных целей.

Что ещё добавить о самом Островском, чтобы довершить его образ?

Он знал семь иностранных языков и получил прекрасное домашнее образование. В доме была большая библиотека, он с детства был приучен к чтению. Мать Островского Любовь Ивановна умерла, когда Александру было 8 лет, через два года его отец, оставшийся с четверыми детьми на руках, женился на дочери шведского аристократа баронессе Эмили фон Тессин. Женщина оказалась глубоко добропорядочной и заботливой по отношению к детям супруга и активно участвовала в их образовании.

Островский много работал, но никогда не был богатым человеком, потому что был лишён деловой хватки, за что даже подвергался насмешкам со стороны Некрасова. Свою первую пьесу он, например, не продал, а просто подарил театру. Дирекция императорских театров получала со спектаклей Островского два миллиона рублей дохода. Но автор продавал свои произведения так дёшево, что однажды признался, что ему даже не на что купить своим детям конфет.

В 1866 году Островский основал "Артистический кружок", который собирался в его доме. В него входил весь цвет культурной элиты: Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Чайковский, актриса Ермолова и много других людей творческих профессий.

Островский любил всё русское, бывал за границей, но ничто его там не впечатляло, он любил и русский народ, и русский язык, вот как говорил он о костромичах, с которыми был связан корнями: "Это рязанцы таковы, что без эффектной штуки и с лавки не свалятся. А вот наш костромич Сусанин не шумел. Тихо завёл кого надо в лесную глушь и сгинул без вести, да так, что до сих пор спорят - был ли он на самом-то деле!"

В Костромской губернии прошло детство писателя, туда перебрался его отец, получивший дворянское звание и купивший для своей семьи име-ние Щелыково. Сам писатель с семьёй, женой Марией Бахметьевой и шестерыми детьми, под конец жизни тоже перебрался в это имение, там он и умер в июне 1886 года и был похоронен в селе Николо – Бережки на том же кладбище, что и его отец.

В Москве перед зданием Малого театра поставлен памятник А.Н.Островкому, а плоды его великолепного творчества до сих пор живут – его пьесы ставят не только в России, но и на сценах ведущих мировых театров.

Автор: Нина Никонова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 677

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика