Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Подвиг дальнего действия

Первопроходцы в образовании. В 1908г. вышел Закон о введении всеобщего образования, который утвердил роль земств в развитии народного образования.

Земствам выделялись субсидии на бесплатное обучение, но хозяйственные расходы они брали на себя. Зарплату учителям выплачивало государство.

Из исследований нашего земляка-краеведа Николая Федоровича Артемьева: "С 1909г. все церковные школы вошли в общую школьную сеть Горбатовского уезда, составленную земством, а потому учителя церковных школ стали получать такую же зарплату, как и учителя других школ. Она составляла 390 рублей, что дало возможность земству значительно улучшить качественный состав педагогических кадров, а учителям обеспечивало достойную жизнь". (Очерки из истории Павловского образования. Н.Новгород. Вектор ТиС.2009г).

И в самом деле, в школах в тот период работали замечательные учителя, настоящие профессионалы. Петр Федорович Сицкий, открывший четыре земские школы в округе. Сам он обосновался в Венце, где уже действовало земское начальное училище. В 1893 году в Венце он строит новое здание школы. Из воспоминаний Ю.В.Сицкой (внучки учителя) известно, что Петр Федорович сам ездил в Петербург к графу Шереметеву (владельцу земельных угодий в нашей округе), чтобы получить разрешение на строительство школы и о выделении средств. Разрешение было получено, кроме того, граф приказал бесплатно выделить лес из своего лесничества на постройку школьного здания. Сам учитель обходил дома венецких жителей, вел беседы с крестьянами о пользе и необходимости обучения детей. Эти беседы имели свои плоды. В его списке учащихся в 1894 году упоминалось "число учеников в Венецком земском училище: 46 мальчиков и 8 девочек". Труд учителя был высоко оценен царским правительством, он был награжден двумя медалями, серебряной и золотой: "За усердие" и "За труды по народному образованию"

П. Ф. Сицкого можно назвать учителем-первопроходцем, одним из основоположников образования Горбатовского уезда. Таковыми были и Вальяжникова Евгения Павловна, учительница Панинского женского училища, Константин Иванович Гайдуков, Семен Александрович Манаков, работавшие в Панинском мужском училище, Николай Александрович Миньков, учитель Студенецкого училища, Илья Федорович Сочнев, учитель Сосновского училища, Алексей Алексеевич Миронов, преподающий в Золинском земском училище. Сатирский Николай Иванович, уроженец с. Фроловское Горбатовского уезда, сын потомственного почетного гражданина. Окончив курс Горбатовского 3-х-классного училища, в 1886 г. он выдержал экзамены на звание сельского учителя, работал в земской начальной школе с. Пашигорьево. В дальнейшем был посвящен в сан дьякона и связал свою жизнь со службой в храме. Милютин Николай Федорович в 1887г. начал трудиться в Лесуновской земской школе. Учитель проживал в Лесунове, здесь в 1994г. у него родился сын Анатолий, который закончил Духовную семинарию. В 1914г. отец и сын работали в Тумботинском двухклассном училище. Позднее Анатолий стал священником в г. Выкса. Его судьба сложилась трагично, в 1937г. он был арестован и расстрелян.

Вот эти люди проложили путь сельскому образованию в нашей округе. Имена многих забыты и остались неизвестны, наша задача восстановить и сохранить память о первых учителях.

Развитие образования в начале XX века

О развитии образования в Горбатовском уезде в начале XX в. свидетельствует массовое открытие новых школ и строительство зданий учебных заведений в большинстве населенных пунктов в 1910-12гг. В отчете Горбатовского уездного отделения Нижегородского Епархиального училищного Совета говорится об обсуждении вопроса о состоянии церковно-приходских школ уезда в 1910-1911 учебном году и указывается на настоятельную необходимость строительства собственных школьных зданий.

В трех селах современного Сосновского района были открыты земские двухклассные сельские училища, в остальных - одноклассные. Согласно закону от 1908г., срок обучения в одноклассных училищах равнялся трем годам, в течение которых учащиеся изучали Закон Божий, славянскую грамоту, русский язык с чистописанием, арифметику. В двухклассных училищах срок обучения равнялся пяти годам, дети дополнительно знакомились с историей, географией, естествознанием, черчением. В каждой из школ служил законоучитель, в основном, эти функции выполнял местный священник.

Двухкассные училища действовали в селах Панино, Сосновское и Лесуново. Самым крупным из них было Панинское училище. В нем, кроме законоучителя, служили четыре учителя: Михаил Алексеевич Трофимовский, Александр Луппович Шутов, Екатерина Федоровна Шутова и Глафира Михайловна Коновалова.

В Сосновской школе работали Николай Алексеевич Веденецкий, Алексей Порфирьевич Абросимов и Михаил Петрович Шоронов. Свою педагогическую деятельность Алексей Порфирьевич Абросимов начал в Залесской начальной школе в 1901г. С 1903г. он стал преподавать в Сосновском двуклассном училище, в Сосновском он проработал до пенсии.

В Лесунове обучались крестьянские дети со всей волости. В 1903 г. здесь начал работать учитель Петр Петрович Спирин, а в 1907г. Аполлинария Алексеевна Красавина. После окончания Нижегородского Епархиального женского училища, в родное Лесуново, в качестве учительницы, вернулась дочь местного настоятеля Лидия Васильевна Соболева. Ее отец Василий Константинович Соболев вел Закон Божий в Лесуновской и Залесской, позднее в Рожковской, школах. За духовное воспитание детей был награжден серебряной медалью "За труды по народному образованию". Лидия Васильевна вышла замуж за надзирателя Нижегородского духовного училища Николая Ивановича Виноградова. Известно, что сразу же после свадьбы в августе 1911г. Николая Ивановича рукоположили в иереи и определили на служение в храм села Борисово Нижегородского уезда. Таким образом, Лидия Васильевна вместе с мужем уехала из Лесунова.

Вместе с Лидией в школе преподавал Алексей Геннадьевич Альбицкий, до этого обучавший детей в Меледине, Кстати, Альбицкий был поручителем на свадьбе Лидии Соболевой и Николая Виноградова. Работал он в Лесунове до 1913г, затем был посвящен в сан священника в с. Клещариху, и покинул школу. Служил в этом селе до революционных событий 1917г. В 1937 году был арестован и приговорен к десяти годам заключения.

Вакансии в Лесунове заняли другие педагоги. Учитель Борис Ефимович Рогожин был определен учителем в Лесуновскую школу, откуда был взят на фронт Первой мировой войны. В 1914 г. на место Альбицкого из с. Настино приехал учитель, сын псаломщика села Клещариха, Фортунатов Владимир Николаевич, который женился здесь на своей коллеге Седовой Вере Георгиевне.

Благодаря труду этих педагогов, уровень начального образования в Лесунове был достаточно высок. В 1916 году из 850 жителей села в школе обучались 80 учеников, почти 10% всего населения.

Кроме трех двухклассных, в округе существовало еще 36 одноклассных и 9 церковно-приходских школ, всего – 48 учебных заведений.

Первые съезды учителей

В 1911г. в с. Павлово был открыт первый съезд учителей Горбатовского уезда, на котором присутствовали и учителя из сельских школ сосновской округи. Н.Ф.Артемьев в своей статье "Первый учительский съезд" (Очерки из истории Павловского образования. Н.Новгород. Вектор ТиС.2009г). пишет: "Одна из задач школы была сформулирована так: "В чем состоит развитие учащихся начальной школы и как оно достигается".

В статье говорится, что первым на съезде выступил старейший учитель Венецкого народного училища Петр Федорович Сицкий. Петр Федорович поделился с коллегами своим опытом работы и призвал их улучшить качество обучения в начальной школе. Выступила на съезде учительница Студенецкой школы Аполлинария Васильевна Левитская, заострившая свое внимание на патриотическом и духовно-нравственном воспитании детей. Учитель Рожковской школы Николай Николаевич Критский в своей речи обратил внимание на формирование у сельских ребят стремления к чистоте и порядку, отказу от дурных привычек, уважению друг к другу.

Закрывал съезд инспектор народных училищ П.Г.Миловидов, который в своей заключительной речи сказал: "...Нам сопутствовало единственное желание больше принести своим трудом посильную пользу этому делу, чем проявить свою собственную личность".

Открытие учительского съезда говорит нам об усилении внимания со стороны властей к делу просвещения населения.

В 1914г. прошел первый всероссийский съезд по вопросам народного образования, который подтвердил руководящую роль земств в развитии сельской школы. Сельская школа в дореволюционный период представляла совокупность разных по ведомственной принадлежности учебных учреждений: земские, церковно-приходские сельские министерские, в нашей округе было две министерские школы, в Сосновском и Сурулове, подчинявшиеся Министерству просвещения.

Школы и учителя

Увеличение числа сельских школ требовало обеспечения их учительскими кадрами. Опираясь на документы, я пришла к выводу, что особенностью дореволюционной школы, являлась неразрывная связь светского образования с духовным воспитанием, которая проявлялась не только в преподавании Закона Божьего, но и в том, что многие педагоги были выходцами из священнических семей. Обычно сыновья священнослужителей обучались в духовной и учительской семинариях, или духовных училищах, а по окончании, начинали свою трудовую деятельность в качестве учителей. Дочери представителей духовного сословия, в большинстве своем, обучались в Нижегородском женском Епархиальном училище, после окончания, часто, работали учительницами. В аттестате одной из выпускниц Марии Лебединской я нашла запись: "Сверх того она, Лебединская Мария в продолжение последнего курса давала по обязательным предметам практические уроки в обоих отделениях Епархиального детского приюта". Поэтому, кроме основных предметов, в училище преподавался такой предмет, как дидактика.

Кроме того, для подготовки учителей при уездных и городских училищах открывались специальные педагогические классы, в которых будущие сельские учителя приобретали необходимые теоретические и практические знания приёмов преподавания. В сельских школах работали также выпускники гимназий, и, просто, грамотные крестьяне. Для этого они должны были проходить курсовую подготовку. На курсах более опытные педагоги проводили практические занятия, передавали начинающим свой опыт.

Важным событием по подготовке учителей в Горбатовском уезде явилось открытие в 1912г. в с. Павлово женской учительской семинарии, готовившей учительниц начальных классов из местных девушек. После революции учительская семинария была преобразована в педагогический техникум.

Сельские учителя

О развитии сельского образования в округе говорит не только увеличение числа школ, но и изменения в преподавании. В эти годы складывался костяк сельского учительства, который сыграл большую роль в становлении педагогического сообщества нашего района. Они сформировали методологическую базу, включавшую в себя содержание, проблемы и методику обучения, организацию учебно-воспитательного процесса. Многие из них продолжали работать в школах и после революции, передавая свое мастерство новым поколениям учителей.

В одной из первых школ, Студенецкой, в начале XX в. работала жена дьякона Н. В. Левитского Апполинария Васильевна (в девичестве Архангельская). Педагогическую подготовку она получила в Нижегородском Епархиальном училище. Как одна из лучших учительниц, была делегатом Первого съезда учителей Горбатовского уезда, проходившего в Павлове, где выступала с речью, в которой подняла вопрос о важности школьного воспитания крестьянских детей.

Выпускницами Нижегородского епархиального училища были также дочери священника села Муханово Семена Архангельского, Лидия и Елена, которые учительствовали в школе того же села. Девушки сохранили семейную традицию, продолжая дело своего отца. Семен Архангельский после окончания Нижегородской духовной семинарии десять лет служил учителем в разных школах, после чего, принял сан церковнослужителя. Учительницей была и их старшая сестра Александра, которая прошла обучение на высших педагогических курсах в Киеве.

Иван Никандрович Бестужев, учитель Пашигорьевской школы, родился в 1888г. в семье дьякона села Арапово Горбатовского уезда. После Пашигорьева он вернулся в Арапово, где продолжил учительскую деятельность. В 30-х годах стал директором неполной средней школы, в 1937г. был репрессирован.

В 1902г. в Сосновской церковно-приходской школе вел обучение выпускник Нижегородской духовной семинарии Богомольский Александр Евграфович, позднее получивший сан священника села Убежицы. После него здесь стала работать Горшкова Елизавета Григорьевна.

26 лет работал в школе Неведомский Николай Михайлович, и учителем он был высококлассным, о чем говорят поощрения: четыре почетных отзыва за труды в народном образовании, и серебряная медаль с надписью "За усердие". В 1902г. он был определен дьяконом в Лесуновскую церковь. В 1905 г. посвящен в сан священника в село Елизарово. Здесь Н.М. Неведомский продолжал педагогическую деятельность как законоучитель Елизаровской и Настинской земских училищ и заведующий Елизаровской церковно-приходской школой.

Заведующим Сосновской двухклассной школой был Николай Алексеевич Веденецкий. В Сосновском с женой Анной Васильевной (в девичестве Сенатской) они прожили 30 лет. В 1929г. семья переехала в село Фроловское, оба стали служить в церкви. Трагедии 1937 года не обошли стороной семью Веденецких. Николай Алексеевич попал под репрессии, был расстрелян. Анна Васильевна после ареста мужа вернулась в Сосновское, где работала машинисткой в МТС. Затем из Сосновского она перебралась в Богородск и работала в местной газете.

Учитель Сосновского двухклассного училища Абросимов Алексей Порфирьевич начал учительскую деятельность в 1901г. в д. Залесье. Затем много лет он учил сосновских детей и был известен, как один из опытнейших учителей начальных классов. Из характеристики учителя в 30-е годы: "А.П.Абросимов отличается высоким качеством знаний учащихся по русскому языку. Тетради его учеников с образцовой каллиграфией письма постоянно экспонируются на выставках районных конференций".

Учительница Клещарихинской церковно-приходской школы Аполинария Дмитриевна Дроздова, в замужестве Альбицкая, невестка священника Геннадия Альбицкого.

В 1911 году за плодотворный труд в области просвещения была награждена серебряной медалью для ношения на груди на Александровской ленте, а ее коллега Серафима Васильевна Лавровская из Созонова - золотой медалью на Александровской ленте.

Алексеевские библиотеки

С увеличением уровня грамотности населения в селе, выросли потребности к чтению, а это способствовало проникновению книги в деревню. С целью просвещения местного населения в некоторых населенных пунктах создавались земские народные "Алексеевские" библиотеки. Таких в нашей округе упоминается две: Филюковская, заведовала которой учительница Загребина Екатерина Васильевна и Виткуловская, заведующая учительница Рогожина Ольга Александровна.

По сохранившимся архивным документам известно, что в 1914 году Губернским Земством были учреждены Алексеевские библиотеки в честь Цесаревича Алексея Николаевича. Их по Губернии насчитывалось 44, по 4 на каждый уезд. Такая библиотека содержалась исключительно на средства Губернского Земства. До 1914 года они принадлежали к библиотекам 3-го разряда, т.к. не имели отдельного помещения и размещались, в основном, при школах, а руководили ими учителя. В Горбатовском уезде такие библиотеки находились в селах Тумботино (заведовал учитель Н.Ф. Милютин), Хвощевка - заведующий В. Д. Зерчанинов. Две из четырех находились в нашей округе: в Виткулове, заведовала которой учительница О. А. Рогожина, и в Филюкове, заведовала учительница земской школы Е.В. Загребина.

Учительские династии

Уже в начале XX в. начали складываться первые педагогические династии, которые продолжились и в советское время.

Учительница Созоновской церковно-приходской школы Серафима Васильевна Лавровская явилась родоначальницей учительской династии Лавровских в Горбатовском уезде. Дочь священника, получила подготовку в Нижегородском женском Епархиальном училище. Ее мужем стал священник Алексей Лавровский. Первый педагогический опыт она приобрела в земской школе с. Васильевский Враг Нижегородского уезда, где проработала пять лет. В 1886 году Серафима Васильевна была назначена учительницей открывшейся Созоновской церковно-приходской школы, где проработала более тридцати лет. Ее труд получил высокую оценку. Она была награждена серебряной медалью за десятилетние труды по народному образованию, в 1900 году получила вторую серебряную медаль в память двадцатипятилетия церковно-приходских школ, в 1911году Серафима Лавровская получила свою высшую награду – золотую медаль для ношения на груди на Александровской ленте. Свой благородный опыт эта замечательная учительница передала и своим детям. Сын Василий Алексеевич Лавровский преподавал в Матюшевской церковно-приходской школе, дочь Александра Алексеевна работала в Стечкинской земской.

Братья Рогожины также представляли одну из таких династий. Борис Ефимович работал в Лесуновской школе, а его брат Владимир Ефимович с женой Ольгой Александровной преподавали в Виткуловской. Владимир и Борис Рогожины, родились в волостном селе Хвощевка Горбатовского уезда в крестьянской семье. Оба окончили педагогические курсы при 1-м Нижегородском училище. Из Адрес-Календарей 1914г. и 1915г. известно, что до Первой мировой войны Владимир Ефимович работал в Панинском, а затем в Виткуловском училищах, его жена Ольга Александровна учительствовала в с. Колпенка, после чего вместе с мужем переехала в Виткулово. Здесь она заведовала Алексеевской библиотекой, одной из первых в нашей округе. Из источника известно, что в это время Борис Ефимович Рогожин вел преподавание в Лесуновской двухклассной школе.

С началом Первой мировой войны оба брата попали под мобилизацию. К сожалению, Владимир Ефимович погиб. На войне Борис Ефимович проявил себя как настоящий герой. После окончания Чугуевского военного училища был произведен в унтер-офицеры, затем в младшие офицеры. 8 февраля 1917 г. в качестве делегата участвовал во фронтовом учительском съезде в городе Минске, после съезда представлен к чину подпоручика. В России в самом разгаре шли события Февральской революции, Временное правительство заявило о продолжении войны до победного конца. Борис Рогожин принял участие в ожесточенных боях под местечком Крево, где был тяжело ранен и попал в плен. Но "за отличие в бою с германцами 9 июля 1917 г. у местечка Крево" он был награжден солдатским Георгиевским Крестом 4 степени с лавровой веткой. В результате начавшейся гангрены боец лишился ноги.

Вернувшись из плена, он продолжил работать в Лесунове, о чем остались воспоминания ученика Лесуновской школы тех лет В. С. Шохонова: "…Кроме Фортунатовых работал еще учитель Борис Ефимович (не помню его фамилию, но он был из Виткулова). Борис Ефимович во время Первой мировой войны получил ранение в ноги и ходил на костылях". В 1919 г. Борис Ефимович был назначен заведующим Виткуловской начальной школы. Он создал семью с вдовой погибшего брата Ольгой Александровной, усыновив троих его детей.

Борис Ефимович считался одним из лучших учителей Сосновского района, в 30-е годы возглавлял методическое объединение учителей начальных классов Сосновского куста, передавая свое мастерство молодым коллегам.

Продолжение следует...

Автор: Наталья Гусева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 667

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика