Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Подвиг дальнего действия

Окончание, начало в № 25

Супруги Фортунатовы Владимир Николаевич и Вера Георгиевна учительствовали, сначала, в Лесунове, затем в Венце. Житель Лесунова Шохонов Василий Семенович (1908г.р.) хорошо сохранил в памяти чету Фортунатовых. "Я пошел в школу в 1915г. Учителями были Фортунатов Владимир Николаевич и его жена Вера Георгиевна. Фортунатов был высокий, худой, носил очки. Вера Георгиевна – невысокого роста и очень красивая… Школа была двухэтажной, сверху располагались классные комнаты, а на первом этаже жили Фортунатовы. Был еще один школьный дом. Там учились начальные классы, и жила еще одна учительница с матерью. Закону Божьему нас учил Василий Константинович Соболев. Фортунатовы потом переехали в Венец".

Владимир Николаевич родился в 1883г. Как и многие, он - выходец из духовной семьи, сын псаломщика села Клещариха Николая Петровича Фортунатова. После окончания семинарии стал работать в д. Настино, затем занял место учителя и заведующего Лесуновской школой. Здесь он познакомился с Верой Георгиевной Седовой. Вера родилась в 1899г. в д. Марки Казанской губернии. После окончания гимназии в городе Кузнецке Саратовской губернии, девушка стала работать в Валтовском училище Панинской волости, а через год была направлена в Лесуновскую школу. В это же время сюда приехал и Фортунатов, который и женился на юной учительнице. Позднее супружеская пара переехала в Венец, где продолжили педагогическую деятельность.

В Венце у них родились две дочери Софья и Зоя. Старшая Софья Владимировна пошла по стопам родителей, она окончила Муромский учительский институт, после чего работала в Давыдковской школе. Затем занимала должность завуча и учителя русского языка и литературы Венецкой школы. С 60-х годов и до пенсионного возраста Софья Фортунатова преподавала в начальных классах в школах городов Павлова и Горького.

Выходцем из духовного сословия был учитель Елизаровского одноклассного училища Хвошев Александр Лукич. Его отец Лука Иванович служил настоятелем храма в с. Золино. Представители этого рода создали крепкую династию педагогов, первоклассных специалистов. Это были одаренные люди. Брат Александра Хвощева, Алексей Лукич, после Нижегородской духовной семинарии окончил еще и церковно-историческое отделение Московской духовной академии. Он преподавал историю в Пензенской духовной семинарии, а когда в 1916г. в городе открылся Учительский институт, Алексей Лукич в должности профессора преподавал историю русской культуры. Елизаровское земское училище было открыто в 1911г., но там, по-прежнему, продолжала действовать церковно-приходская школа. В этой школе обучала детей жена Александра Лукича Мария Васильевна, в девичестве Знаменская, тоже дочь священника. В Елизарове в 1912г. у них родился сын Михаил. Кстати, в доме Хвощевых жила сестра Марии Васильевны Анна, которая обучалась в Павловском мужском училище, а затем экстерном сдала экзамены на звание сельской учительницы.

Эту педагогическую династию продолжили и племянники Александра Лукича, дети брата Николая. Мария Николаевна преподавала в Золинской и Лачиновской начальных школах, а Николай Николаевич Хвощев окончив Горьковский учительский институт, до войны преподавал математику в Селитьбенской семилетней школе. Я знаю его как одного из лучших математиков в районе и лучших учителей Лесуновской средней школы. Как просто и, в то же время, эмоционально умел донести он до школьников сложные математические … Николай Николаевич Хвощев, ветеран войны, кавалер ордена Красной Звезды остался в памяти своих учеников и лесуновских жителей как высокий профессионал и общественник, ратовавший за промышленное развитие села. Его выпускники получали отличные знания по предмету и показывали превосходные знания на вступительных экзаменах в ВУЗы.

Священник Николай Николаевич Критский явился основателем большой учительской династии. Сам он начал свою педагогическую деятельность в Николаевской церковно-приходской школе, где состоял законоучителем, а при отсутствии школьного учителя, сам вел обучение детей. При открытии Рожковской земской школы, вел там Закон Божий, и не просто обучал детей молитвам, а воспитывал в них добродетели. Отец Николай добирался до Рожка на лошади, а то и пешком, в любую непогоду. Как я писала выше, в 1911 году он участвовал в работе первого съезда учителей Горбатовского уезда.

Интересные сведения сохранились в "Отчете о съезде учителей начальных училищ Горбатовского уезда Нижегородской губернии, состоявшегося в мае 1911 года в с. Павлово. "По вопросу о задачах школы: в чем состоит развитие учащихся начальной школы и как оно достигается - доклад учителя Критского ставит задачей школы воспитание у учащихся стремление к чистоте, порядку, приличию, в отвращении от дурных и вредных привычек и наклонностей, чувства собственного достоинства, признание прав другого, сознание пользы общественного и государственного порядка".

В 1912 году, благодаря его стараниям, в Николаевке было построено типовое школьное здание. В нем было две классные комнаты, квартира для учителя и большой теплый коридор. Школа строилась на средства Горбатовского уездного земства и получила статус земской. Его жена Александра Федоровна, выпускница Епархиального училища, оказывала помощь учителю из грамотных крестьян Елышеву Андрею Евсеевичу в обучении детей и заполнении пробелов в знаниях.

Продолжателями педагогической династии стали дети Критских. Старший сын Николай Николаевич, окончив в 1918г. Нижегородскую семинарию, вернулся в Николаевку, где работал учителем до того, как был мобилизован в Красную Армию. На его место после окончания Епархиального училища приехала сестра Нина Николаевна, в 1922 г. она была переведена учителем в только что, открывшуюся начальную школу, в деревне Вилейка. Ее сестра Вера, не успев окончить епархиальное училище, после революции вернулась домой. Она продолжала учебу в школе II ступени в селе Стексово Ардатовского уезда, после чего пять лет учила детей в родной Николаевке. Вера Николаевна всю свою жизнь посвятила педагогическому труду, более тридцати лет она преподавала русский язык и литературу в Навашинском районе, получив почетное звание "Отличник народного просвещения". Образовательной деятельностью занимался и младший сын священника Василий Николаевич Крицкий . Окончив Арзамасский учительский институт, несколько лет преподавал историю и географию в Панинской средней школе, после войны работал в школах Павловского района, затем инспектором Павловского Гороно.

Шестьдесят лет проработала учителем еще одна представительница учительской династии, Мария Порфирьевна Успенская. Она, как многие из ее коллег, была дочерью священника Порфирия Успенского, настоятеля храма с. Глядково. Ее отец Порфирий Андреевич Успенский, уволившись из среднего отделения Нижегородской духовной семинарии, состоял учителем в церковно-приходской школы в селе Павлово, затем преподавал русский язык в Васильевском уездном училище, только, в 1878г. был рукоположен в священники сел Бочихи, затем Глядкова. Дочери Мария и Ольга закончили Канавинскую учительскую семинарию. В 1910г. Мария Порфирьевна, освоив профессию учителя, получила благословение от местного священника на работу в церковно-приходскую школу с. Большое Мартово. В 1923г. приехала в родное Глядково, куда была назначена учителем и заведующей начальной школы. Как писала в своих воспоминаниях Мария Порфирьевна: "Школа здесь была ветхая, при содействии врача М.И.Курсанова под школу отвели дом священника. Удобств, конечно, и здесь было мало, но работать стало легче". Удивительно, но Мария Порфирьевна стала работать в своем семейном доме. Благодаря стараниям учительницы, в селе была построена новая просторная школа, четыре классные комнаты, учительская, большой коридор. В школе учились дети из Глядкова и Батманова.

У Марии Порфирьевны не было своей семьи, и она, по-родственному, опекала своих многочисленных племянников. Когда у Ольги Порфирьевны арестовали мужа, старшая сестра взяла на воспитание ее дочь Ираиду, которая в дальнейшем, тоже стала учителем, преподавала немецкий язык. Марию Порфирьевну отличали такие качества, как честность, строгость, человечность. Она пользовалась огромным авторитетом среди своих земляков. Занимаясь общественной деятельностью, входила в состав ревизионной комиссии колхоза. С её мнением считались, ей доверяли. За многолетний, добросовестный труд в области народного образования Мария Порфирьевна Успенская получила высокую награду Орден Ленина.

Долгое время племянница Ираида Васильевна вместе с супругом Виктором Григорьевичем Чеботарем работали в Сосновской средней школе. Чета Чеботарь внесла огромный вклад в развитие образования Сосновского района.

В Селитьбенской школе работали муж и жена Никитинские Андрей Георгиевич и Надежда Ивановна, а в Панинской Александр Луппович и Екатерина Федоровна Шутовы. В Сурулове обучали детей сестры Архангельские Валентина Ивановна и Глафира Ивановна, сестры Ульяновы Лидия Васильевна и Вера Васильевна работали, одна в Рожке, другая в Яковском, Сахарины Любовь Ивановна и Римма Ивановна, соответственно, в Меледине и Рожке.

Народные учителя.

Известный педагог Далмат Алексеевич Шаров, уроженец с. Давыдково, в 1901г. окончил Горбатовское городское училище и получил звание учителя начальных училищ. Работал, сначала, в Зеленогорской, затем в Давыдковской школах. Сам, творческий человек, обладающий хорошим голосом, артистическими и музыкальными способностями, старался развивать творчество и в учениках. Позднее он поступил в Нижегородский учительский институт, который успешно закончил, получив специальность учителя русского языка и литературы. Работал по специальности в школах Павлова, преподавал методику в педагогическом училище. В 1942г., благодаря его стараниям, в родном селе Давыдково была открыта семилетняя школа, Далмат Алексеевич стал первым ее директором. Советское правительство высоко оценило его учительский труд, Д.А. Шаров был награжден двумя орденами Ленина в 1944 и 1949 годах.

Имя Ивана Ивановича Строева я знала с раннего детства, он был учителем моей мамы, бабушки и многих родственников. Я часто слышала рассказы о нем, воспринимая его, как человека непререкаемого авторитета, самого честного, самого умного и самого правильного.

В 1903г. учитель Иван Иванович Строев приехал в с. Сосновское из Нижнего Новгорода, чтобы преподавать в двухклассном училище. В 1907г. он перебрался на самый юг уезда в деревню Залесье, где прожил до конца своих дней, посвятив себя обучению детей и просвещению самих крестьян. Учитель участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах, после чего продолжил свою педагогическую деятельность. Иван Иванович был высококлассным педагогом, он создал школу нового типа, разработал свою методику, которую перенимали учителя соседних школ и школ района. Под его руководством в 30-е годы деревня Залесье получила статус "культурное село сплошной грамотности". За выдающиеся заслу¬ги в обучении и воспитании мо¬лодого поколения и за обще¬ственную работу по преобразованию села, Иван Ива¬нович Строев в 1936 году стал делегатом съезда учителей в Москве, был награжден орденом Ленина и удостоен звания "Заслуженный учитель РСФСР". Он стал первым учителем в районе, удосто¬енным такой высокой награды. Из воспоминаний Крицкого В. Н.: "В на¬чале 1947 года Ивану Ивановичу Строеву был устроен вечер че-ствования общественностью Сосновского района". В это время учитель был уже болен. Умер Иван Иванович 1 января 1948 г.

Изучая личности этих замечательных людей, разглядываю имеющиеся у меня фотографии. Я нахожу, насколько одухотворенны их лица и проникаюсь безграничным к ним уважением и симпатией. Условия, в которых работали эти учителя, были очень тяжелыми. Не в каждой деревне были построены отдельные школьные здания, часто приходилось обучать детей в тесных крестьянских избах. Не хватало школьных принадлежностей, учебников, сами учителя покупали их на свои деньги. Нелегкими были и бытовые условия, не при всех школах имелись учительские квартиры, и приходилось обитать в съемных крестьянских домах. Но это не мешало им жить наполненной жизнью, общаться друг с другом, дружить, любить. Несмотря на бездорожье и непролазную грязь, они ездили друг к другу в гости в соседние селения. Дядя Крицкий Василий Николаевич рассказывал, что его родители Николай Николаевич и Александра Федоровна вели дружбу с супругами Фортунатовыми из Лесунова, и навещали их по праздникам. В метрической книге Лесуновской церкви за 1914г. есть сведения о венчании учителя Ивана Ивановича Строева с Надеждой Князюк. Поручителями при венчании были, тот же Владимир Фортунатов, и фельдшер Михаил Горохов. Алексей Альбицкий был поручителем венчания Лидии Соболевой. Можно сделать вывод, что священники и представители сельской земской интеллигенции тесно общались между собой, создавая круг образованных людей, распространяющих свет просвещения среди крестьянства.

Валентина Игнатьевна Сперанская, учительница Барановской школы Аполинария Дмиртиевна Дроздова из Клещарихинской церковно-приходской, Серафима Васильевна Лавровская из Созоновской школы, Иван Иванович Строев, заведующий Залесской школой, Далмат Алексеевич Шаров заведующий Давыдковской школой, Борис Ефимович Рогожин из Виткуловской, Алексей Порфирьевич Абросимов из Сосновской, Фортунатов Владимир Николаевич из Лесуновской и другие, заложили крепкую базу в развитие образования современного Сосновского района. Они посвятили себя просвещению крестьянских детей, пытаясь донести до них светские знания и духовное начало. Прогрессивным шагом в педагогической деятельности этих учителей было то, что они создали образовательную систему, делая акцент на воспитательной работе. Их педагогический потенциал был взят за основу учителями советской школы в 20-е и 30-е годы, что сыграло важную роль в развитии образования Сосновского района. Поистине, они совершили подвиг дальнего действия.

Автор: Наталья Гусева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 227

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика