Анна Зинина , восьмиклассница, учащаяся Рожковской школы, проводила свое исследование, в котором ей активно помогала учитель истории и обществознания Наталья Викторовна Гусева. Сочинение школьницы – "Заслуженный учитель И.И. Строев"– заняло второе место в региональном этапе Всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ обучающихся "Отечество –23" и получило диплом Всероссийского этапа этого конкурса.
В деревне Залесье Сосновского района напротив здания бывшей школы находится памятник учителю Ивану Ивановичу Строеву. Чем заслужил этот человек той памяти, которой удостоили его земляки? Что же он сделал для людей? Почему имя Строева стало легендой в деревне Залесье?
Модернизация России и состояние образования в нашем крае
В 1906 году была проведена реформа образования П.А. Столыпина. В Горбатовском уезде в это время наблюдался оживленный рост школьной сети, который потребовал увеличения педагогических кадров и их профессиональной подготовленности. Учителями работали юноши, выпускники духовных училищ и семинарий. Например, в Ведомости "О церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Николаевка Горбатовского уезда Нижегородской губернии за 1909 год" говорится: "Учитель школы - выпускник Нижегородской семинарии Александр Введенских" . Учить детей готовили и девушек, выпускниц Епархиального училища. В аттестате выпускницы Нижегородского Епархиального училища Лебединской Марии внизу под оценками есть запись: "Сверх того она, Лебединская Мария в продолжение последнего курса давала по обязательным предметам практические уроки в обоих отделениях Епархиального детского приюта" . Здесь преподавался такой предмет, как дидактика. Кроме этого, в учителя шли многие образованные люди, закончившие гимназии или специальные курсы, из которых получались прекрасные педагоги. Одним из таких учителей и был Иван Иванович Строев.
Учитель в глубинке
И.И. Строев родился 14 мая 1886 года в Н. Новгороде. К сожале¬нию, мы мало знаем о ранних го¬дах его жизни, но из воспоминаний учителя В.Н.Критского (1913-2014гг) извест¬но, что совсем молодым он был сослан в Горбатовский уезд за революционную дея¬тельность.В 1903году И. И.Строев прибыл в Сосновское и стал работать учи¬телем в Сосновской двухклассной школе. В 1907 году он переезжает на самый юг уезда, в деревню Залесье. Молодой человек, охваченный идеей о всеобщем благе челове¬ка, несмотря на полицейский над¬зор, стал воплощать эту идею в жизнь в тех условиях, в которых оказался. "Залесье того времени нельзя назвать "Богом забытая деревня", так как оно находилось на торго¬вом тракте "Ардатов - Павлово". Через него постоянно шли торговые обозы. Здесь было четыре постоялых двора, две чайные, но несмотря на это, оно, как и любая русская деревня того времени, было небогатым, отсталым, гра¬мотных людей было мало" . Молодой учитель поставил перед собой цель преобразовать село, изменить его облик, превра¬тить в культурный центр. Этому делу он посвятил всю свою жизнь и, как мы увидим, многого добил¬ся.
Из воспоминаний В.Н. Крицкого: "Для начала он вел активную работу по привлечению детей в школу. Он ходил по домам, беседовал с крестьянами и убеждал их, как необходимо образование для их детей" . Из таблицы краеведа Н.Ф. Артемьева за 1916 год видно, что в Залесской школе обучалось 37 школьников, среди которых было 8 девочек. Население в Залесье составляло 405 человек. Количество учеников составляло 9% от общего числа жителей деревни. Такой процент был только в селе Лесуново, где земская школа работала с 1883 год, а в 1888 году она стала двухклассной. В других деревнях процент обучающихся был гораздо ниже.
Здесь в Залесье Иван Иванович женился. Сведения об этом найдены Лобановой Натальей Николаевной в Центральном архиве Нижегородской области, сохранившиеся в Метрических книгах Лесуновской церкви от 16.04.1014год: "Жених: Строев Иван Иванович 28 лет, учитель земской народной школы. Невеста: Князюк Надежда Феофиловна 26, 5 лет, д. Кошелево Зябковской волости (Приложение 4). Оба православные, оба первым браком". Поручители молодоженов "по жениху: Горбатовского земства фельдшер Михаил Алексеевич Горохов, заведующий Лесуновским двуклассным училищем Владимир Фортунатов, помощник волостного писаря Василий Григорьевич Шибаев. По невесте: инструктор пчеловодства Федор Николаевич Федотов, смотритель земской станции Василий Иванович Назаров" . Судя по личностям поручителей, можно сделать вывод об окружении и друзьях молодого учителя. Это были представители сельской земской интеллигенции.
В 1914году началась Первая мировая война. В анкете, опубликованной Татьяной Львовной Грачевой на Форуме Союза Возрождения Родословных Традиций, Иван Иванович записал хронологию военной службы (Приложение 5). Из анкеты мы узнали, что уже с 1 августа 1914 года по 1 мая 1916 года он в качестве рядового солдата с 28 полевым госпиталем посещает разные города. 1 мая 1916 года И.И.Строев - юнкер в Чугуевском военном училище Харьковской губернии. В годы войны производились ускоренные выпуски офицеров, был установлен четырехмесячный курс обучения юнкеров. Закончив училище 1 октября, он был назначен командиром взвода 185 запасного полка в г. Нижнем Новгороде, где находился до марта 1917 года. 15 марта он отправляется на Румынский фронт. Здесь в качестве командира взвода 320 Чембарского полка принимал участие в военных действиях на реках Серет, Быстрица.
А затем в 1917 году произошла революция. Революционные события он встретил в звании командира батальона. Революцию принял, с мая 1919 года участвовал в Гражданской войне в рядах Красной Армии. До марта 1920года воевал на Восточном фронте против Колчака в звании командира этапа. Затем была служба в Перми, Казани. С августа 1921года по сентябрь 1922 года служил начальником оперативного отдела Управления передвижения войск Волжского округа Красной Армии в Нижнем Новгороде. В 1922году И.И. Строев вернулся в Залесье, где продолжил педагогическую и общественную деятельность.
Добрые воспоминания учеников
Вернувшись с Гражданской войны, Иван Иванович снова взялся за обучение залесских детей. Учитель Строев обучил не одно поколение жителей Залесья.
Я изучила два письма – воспоминания об И.И. Строеве его учениц Царяпкиной (Колесовой) Зинаиды Ивановны и Васильевой (Чернышовой) Павлины Михайловны, где они рассказывают об учителе. Из воспоминаний его ученицы З.И. Царяпкиной, которая училась у него с 1938 по 1943год: " В нашей памяти остались воспоминания как об отличном учителе, любимым нами всеми. Строев И.И. учил перед нами многие годы наших отцов и братьев, сестер…" . Из воспоминаний П.М. Васильевой: "Иван Иванович был хорошим, добрым учителем, ученики его любили. У него учиться хотелось.
Учитель большое место уделял каллиграфии. Не жалел времени, чтобы научить детей правильно держать ручку, пользо¬ваться чернилами. П.М. Васильева : "На чистописании пишем буквы, слова, весь урок стараемся, выводим каждую букву".
Любимым уроком многих школьников было рисование. "На уроке рисования раздавал рисунки, картинки, каждому отдельное задание. Также раздавал нам цветные карандаши, на каждую парту коробку, чтобы мы раскрашивали свои рисунки. В итоге лучшие рисунки показывал нам и хвалил тех учеников .
Несмотря на укомплектованность классов и большую их наполняемость, Иван Ивано¬вич умел донести знания до каж¬дого ученика. Он делал всё необ¬ходимое, чтобы создать условия для качественного обучения и раз-вития кругозора учащихся.
В конце 20-х годов под его руководством было' построе¬но новое просторное здание шко¬лы. ЕГО школа была прекрасно оборудована учебным и методи¬ческим материалом. Уроки И.И. Строева были интересны¬ми. З.И. Царяпкина: "…его уроки были интересным, мы слушали его рассказы, затаив дыхание с широко открытыми глазами…"
На уроках он всегда использовал наглядность. Иван Иванович раздавал детям учебные принадлежности, которые закупал для школы. В школе Строе¬ва имелась прекрасная библио¬тека. Он строго следил за тем, чтобы дети читали, так как счи¬тал книгу важным путём к по¬стижению знаний и воспитанию детей.
Из воспоминаний П.М. Васильевой: "В школе была библиотека. Иван Иванович раздавал нам книги для чтения, проверял, прочли ли мы книгу, спрашивал содержание. Кто хорошо читал, давал две книги" . Большое внима¬ние И. И. Строев уделял воспи¬танию детей. Он воспитывал в них аккуратность. Дети писали ручками с перьями, которые макали в чернила. П.М. Васильева: "Чернила в школу мы не носили, были чернильницы и чернила школьные. Дежурный разливал в чернильницы чернила и раздавал ученикам. Он учил нас правильно пользоваться чернилами, чтобы мы сильно не стучали ручкой, чернила не разливали" . В самой шко¬ле была чистота, и от учащихся учитель требовал того же.
Кроме этого, в детях воспи¬тывалась трудолюбие, уважение к старшим, и главное, патрио¬тизм. З.И. Царяпкина: "Он захватывающе рассказывал о жизни в стране, разбирали разные картинки, особенно, много рассказывал нам малышам о Ленине, о Москве…" .
Он умел затронуть сердца детей, и они глубоко верили своему учителю, что наша Роди¬на - самая лучшая. Он не скупился на похвалу детей, потому что знал, это их окрыля¬ет, заставляет лучше учиться. Васильева П.М.: "Помню однажды 1 Мая он поздравил нас, похвалил хороших учеников. А потом его жена, Надежда Феофиловна, раздавала нам подарки. В каждом классе были отличники, в 4-м, человек 10, во втором – человек 5. В перемену мы бегали , шумели. Иван Иванович нас за это не ругал. Зато на уроках была полная тишина" .
Школа под руководством И.И.Строева перешла па пятилетний курс обу-чения и давала прочные знания. Среди его учеников было много отличников, что еще раз подчер¬кивает высокое мастерство педа¬гога. Из воспоминаний В.Н.Крицкого: "…Под его руководством д. Залесье превратилась в "куль¬турное село сплошной грамотности".