У учителя первой поселковой школы Надежды Борисовны Зиминой много заслуг: она учитель высшей категории, наставник молодых специалистов, обладательница множества дипломов и грамот министерства образования Нижегородской области и Российской Федерации и знака "Почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации"
Но главная и самая дорогая для неё награда – это безграничная любовь к ней её учеников, уважение их родителей и коллег. Надежда Борисовна - человек, безгранично любящий своё дело, постигший все премудрости педагогического мастерства и щедро дарящий свою любовь детям. Накануне профессионального праздника мы беседуем с ней "о времени и о себе", и о тонкостях учительской профессии, о проблемах в работе, о творчестве и о душе.
- Надежда Борисовна, обычно первый вопрос, который задают учителю, это вопрос о выборе жизненного пути. Как Вы пришли в учительскую профессию, кто оказал влияние на Ваш выбор?
- В нашей семье профессия учителя всегда считалась самой почитаемой. Хотя мои родители работали на производстве, родственники с папиной стороны многие трудились на ниве просвещения. Дядя отца Иван Харитонович Бодяшкин был министром образования Мордовской республики, его дети тоже стали педагогами. Брат моего папы Николай Семёнович Жданкин одно время работал учителем рисования в Сосновском, его до сих пор вспоминают многие сосновчане, его дочь Александра Николаевна Вязовова работает завучем в гимназии в Арзамасе. Видимо, любовь к учительской профессии у меня в генах.
С детства я себя в иной профессии не мыслила. Как многие девочки, играла в школу, учила и кукол, и малышей с нашей улицы, и желание стать учителем со временем не пропало, а только окрепло. Большую роль сыграла здесь и моя первая учительница Мария Петровна Хламова, которая могла обеспечить ребёнку ситуацию успеха, и классная руководительница Ираида Васильевна Чеботарь, которая поддержала моё стремление, и мне, десятикласснице, иногда доверяли в случае необходимости подменять учителей начальных классов. Мой выбор одобрила и мама Валентина Константиновна, которая считала, что главное в жизни – любить своё дело и что любовью можно сдвинуть горы. Я проработала учителем 32 года и за всё это время ни разу не пожалела о своём выборе.
- Как начинался Ваш педагогический путь? Помните ли свои первые удачи и разочарования?
- После окончания Арзамасского педагогического института я по распределению попала в Яковскую среднюю школу. С благодарностью вспоминаю своих первых наставников Александру Васильевну Апостолову, Валентину Дмитриевну Кутумину, которые оказывали методическую помощь, ободряли и вселяли надежду. Я проработала в Яковском три года, и Виктор Григорьевич Чеботарь пригласил меня работать в Сосновскую среднюю школу.
- Трудно было начинать работать в школе, где Вас помнили как ученицу? Как складывались взаимоотношения с коллегами, которые совсем недавно были Вашими учителями?
- Неоценимую помощь оказывали мне Альбина Фёдоровна Мулина и Галина Ивановна Власова, я до сих пор считаю их своими наставниками и в трудных случаях прибегаю к их советам. С благодарностью вспоминаю Ираиду Васильевну Чеботарь, которая в школе мне была классным руководителем, а в жизни – первым советчиком, критиком и экспертом. Именно они учили меня отодвигать в сторону свои личные проблемы, когда переступаешь порог школы. Именно они внушили мне мысль, что все дети – творцы. Мы не знаем, в какой области раскроются их творческие способности, захотят они творить руками, ногами, головой… Наша задача – раскрыть их потенциал, учитывая индивидуальность, и помочь ему развиться.
- Надежда Борисовна, Вас неоднократно приглашали в НИРО на кафедру начального образования для прочтения лекций. Какими педагогическими идеями Вы делились с коллегами из области?
- Я работаю по системе Л.В.Занкова, в основе которой – развивающее обучение. Учитель стимулирует развитие мыслительной деятельности ребёнка. Система учит рассуждать, строить гипотезы и находить нестандартные решения. Постоянно дискутируя, дети учатся формулировать свои мысли и слышать других.
- Сейчас, кроме основной работы, Вы исполняете обязанности заву-ча по начальной школе. Что входит в Ваши обязанности и как уда-ётся совмещать работу с классом и административные дела?
- В обязанности завуча входит оформление документации, контроль за ведением уроков, методическая работа. В нашей школе работают 10 пе-дагогов начального образования, все они мои коллеги, сотрудники, мы обмениваемся опытом и учимся друг у друга, так что можно сказать, что у нас крепкое рабочее содружество.
- Надежда Борисовна, случались ли в Вашей практике конфликтные ситуации с родителями учеников? Не секрет, что в последнее время на всеобщее обсуждение выносятся отношения "ученик – учитель – родители", в которых, совершенно очевидно, страдающей стороной остаётся ученик.
- Я с самого начала своей работы стала рассматривать родителей учени-ков как своих союзников и постоянно повторяю: "Появляются пробле-мы – давайте решать их вместе". Я никогда не отключаю телефон, по-стоянно на связи, и общение с мамами и папами моих ребят – это неотъемлемая часть моей работы и важный вклад в копилку моего опыта.
- Родительский опыт у Вас тоже немаленький, ведь вы многодетная мама. Как удавалось совмещать работу, требующую непомерной отдачи, и воспитание собственных детей?
- Пока девочки были маленькими, мне помогала мама, потом её сестра, всегда оказывал поддержку муж Дмитрий Александрович, а потом доч-ки уже помогали друг другу, в народе говорят: "Растут, друг на друга глядя".
- По опыту знаю, что многие учителя отговаривают своих детей от такой хлопотной и ответственной работы. Две Ваши дочери уже работают учителями, Вы как-то повлияли на их выбор?
- Наверное, это тот случай, когда дети впитали любовь к профессии с молоком матери. Я не отговаривала и не советовала, предоставила им полное право выбора. Старшая Маша готовилась поступать в строи-тельный институт, но всё-таки решила, что её призвание – быть учите-лем. Она уже пятый год преподаёт в православной гимназии города Ар-замаса, и я радуюсь и её успехам, и тому факту, что у неё работа, кото-рая приносит удовлетворение. Средняя дочка Лена тоже выбрала про-фессию учителя начальных классов, после окончания Дзержинского пе-дагогического колледжа она поступила в институт на заочное отделение и уже третий год преподаёт в нашей школе. В этом году она взяла первоклашек, и мне было очень приятно слышать, с какой радостью ребятишки говорили, что они идут в класс Елены Дмитриевны.
- Елена Дмитриевна в этом году на августовской конференции была награждена Благодарственным письмом Законодательного Собра-ния Нижегородской области. За какие заслуги награда была вручена молодому педагогу?
- Лена очень активная. Она участвует в видеоконференциях, различных интернет-проектах вместе с учениками, ребятам это очень нравится и ей самой доставляет интерес, продвигает детей на участие в конкурсах, а сама она успешно размещает научные статьи в педагогических журна-лах.
-Разговор о детях был бы неполным, если бы вы не сказали несколько слов о младшей Даше.
- Даше сейчас 15 лет. Так же, как и старшие сёстры, она посещает ху-дожественную и музыкальную школы, играет на фортепиано и трубе, успешно занимается спортом – гимнастикой и лёгкой атлетикой, стала победительницей Всероссийской олимпиады школьников по физкуль-туре. Но выбор жизненного пути останется за ней.
- Как глава семьи Дмитрий Александрович относится к такому ко-личеству педагогов в семье?
- Он наш неизменный помощник во всём. Постоянно что-то выпилива-ет, вырезает, приколачивает, мастерит для наших мероприятий декора-ции, наглядные пособия, отвозит и привозит и нас, и наших учеников – так что он полноправный участник педагогического процесса.
- Надежда Борисовна, если бы Вам предложили создать страничку "Мир моих увлечений", что бы Вы отметили на ней?
- Я люблю шить, вышивать, вязать, плести из бисера, увлекаюсь садом – огородом и выращиванием цветов, люблю путешествовать по городам России, часто мне компанию составляют муж и дети. Но главное увле-чение всей жизни, которое пришло ко мне из моего детства – чтение. У нас в семье было заведено чтение вслух. Помню, папа читал нам вслух "Поднятую целину" Шолохова и другие художественные книги. Вос-поминания об этих прекрасных минутах греют меня всю жизнь. Я сама, несмотря на постоянную занятость, всегда читала перед сном книги своим детям, в основном, классику. Пусть в подсознании у ребёнка от-кладывается правильная родная речь, звучащее слово быстрее доходит до сердца. Родителям своих учеников я тоже советую: у вас на столе должна лежать книга, которую читаете вы, книга, которую читает ребё-нок, и то, что вы будете читать ему на ночь. У нас дома хорошая биб-лиотека, меня радует то, что дочери тоже приобретают для себя книги – это ведь пища для ума и сердца.
- Надежда Борисовна, как Вы считаете, хороший учитель – это прежде всего человек, любящий детей, или специалист, прекрасно знающий свой предмет и умеющий его преподать?
- В идеале это человек, совмещающий в себе и те, и другие качества. И всё-таки приоритет я отдаю любви к детям. Я вообще считаю, что про-фессия учителя самая замечательная: никакая другая работа не даёт та-кой быстрой отдачи. Ребёнок тебя понял, и ты видишь результат своих трудов – это всегда радостно. Сейчас среди моих учеников есть уже продолжатели моего дела – это тоже отрадно. Успехам своих учеников радуюсь больше, чем своим собственным. В работе учителя наступает такой момент, когда он в своих учениках начинает видеть себя – тогда ты понимаешь, что твои усилия не напрасны, и ради этого стоит и жить, и работать.
- В преддверии профессионального праздника примите наши по-здравления. Желаем Вам и Вашим коллегам здоровья, творческого горения и успешной работы.