Может быть, эти имена мало что говорят молодому поколению, а люди старшего и среднего возраста, выросшие без гаджетов и старательно переписывавшие в заветную тетрадку любимые стихи, наверняка вспомнят и имена поэтов, и полюбившиеся строки. А взяться за перо заставил забавный случай.
Пикачу-чу-чу-чу-чу
Спрашиваю внучку, что нового произошло за неделю, чему научилась в детском саду. В садике узнала новую песню, научили девочки. И тут же охотно исполняет незамысловатую мелодию с ещё более незамысловатыми словами:
Я сижу на камушке, ла-ла-ла (пика!)
Где ж ты моя лавушка, lo-lo-love (ай!)…
Пика-Пикачу-чу-чу-чу-чу
Так с тобой хочу-чу-чу-чу-чуть
Спрашиваю, что дальше после слова "хочу": играть? гулять? дружить? Пожимает плечиками. Думаю, я что-то не поняла и ищу текст песни в Интернете. Дальше ещё интересней:
А на нас новая тишка — мы на движе
Ой, да без тебя мне крышка, сплю и вижу
Я вкрашилась в парнишку, плачу как ива,
Рядом тебя не было — все меня бесило (пика!)
А потом следует разъяснение. Оказывается, Пикачу, мультяшный ге-рой, — это олицетворение искреннего, честного и ответственного персонажа. Позитивная композиция "Пикачу" — это нестандартная история симпатии двух людей, которая переросла в любовь. Герои не заглядывают в будущее, не планируют свою дальнейшую жизнь. Они живут здесь и сейчас. Их все устраивает. Большое счастье, когда любимый человек поддерживает тебя во всем и всегда.
Очень интересный анализ. Но самым интересным оказалось читать комментарии к тексту. Всего не передать, один запомнился как нервный смех сквозь горькие слёзы: "Если бы Пушкин прочитал эти стихи, он бы попросил Дантеса застрелить его ещё раньше". А ведь клип на эту песню всего за пару дней набрал два миллиона просмотров!
Поэтому у меня, как и у многих, наверное, порой возникает тоска по настоящей хорошей поэзии. И по умным, содержательным песням. Оттого мне захотелось немного рассказать читателям о поэзии Николая Доризо, тем более что ему в этом году 22 октября исполняется 100 лет. А ещё потому, что он был поэтом – песенником, и его песни распевала вся страна, и они не просто звучали, а воспитывали и учили жить. Песен на его стихи написано больше сорока, все их слышали и знают, имя автора только немного подзабылось: спроси у современного молодого человека, кто такой Доризо – вряд ли ответят. А песни наверняка слышали.
Начало творческого пути
Фамилия Доризо досталась Николаю от отца, грека по происхождению. Мать была казачкой, и детство будущего поэта проходило в станице Павловской Краснодарского края. Отца расстреляли в 1938 году, в том же году 15-летний юноша опубликовал стихи в газете "Пионерская правда". Школу окончил в Ростове-на-Дону в 1941 году, и сразу со школьной скамьи – на фронт. Участвовал в боях на Черноморском побережье. Также в годы Великой Отечественной войны он работал литературным сотрудником в военном издательстве и в редакции окружной газеты "Слово бойца".
Он рассказывал: "В 1942 году на фронте, не будучи еще ни отцом, ни поэтом, я написал стихотворение "Дочурка", к которому сочинила музыку Роза Гольдина. И буквально через несколько дней эта песня стала известна всему фронту! В конце войны на ростовском рынке я увидел безногого инвалида в потертой шинели, который торговал кукурузными лепешками и текстами "Дочурки", отпечатанными на папиросной бумаге. И стихи, и лепешка стоили 10 рублей. Люди покупали и то, и другое. Значит, мое стихотворение было нужно им так же, как хлеб…"
Обычно поэт пишет о том, что видит и чувствует. Николаю было 19 лет, у него не было детей… Как сумел он передать чувства отца к маленькой дочке? Видимо, природа вложила в него этот дар – проникнуться чувствами других людей и говорить от их имени. О песнях на слова Николая Доризо можно было бы размышлять долго, но я хочу выделить три из них, самые, на мой взгляд, знаковые и не потерявшие актуальности по сей день.
Огней так много золотых…
Эта песня, как мы помним, прозвучала в фильме "Дело было в Пенькове", который вышел в 1958 году. Композиторы любили работать с Николаем Доризо: стихи его лёгкие, мелодичные, сами ложатся на музыку. Так он написал слова к песне "Никуда на деревне не спрятаться", которую в фильме исполняет главный герой Матвей. Замечательные, кстати, слова, и песня до сих пор распевается в народе, звучала не раз в передаче "Песни от всей души". Когда фильм был уже отснят и смонтирован, Николай вспомнил, что есть у него одно стихотворение, которое поначалу никто не хотел печатать: в лирических стихах того времени обязательно должна была звучать производственная тема. "А утром у входа родного завода влюблённая парочка встретится вновь.." или "Горят мартеновские печи, и день и ночь горят они". А в его стихотворении – любовь к женатому и никакого трудового героизма. Всё-таки Константин Симонов напечатал стихотворение в "Литературной газете", которую он в то время редактировал. Доризо вспоминал, что на него обрушился шквал критики, его стихотворение считали аморальным: советская женщина не должна любить женатого мужчину!
А вот известный православный священник Феодор Бородин в интер-вью порталу "Православный мир" сказал о песне так: "Песня написана, насколько я знаю, людьми, к Церкви не имеющими никакого отношения. Но она выражает еще оставшиеся христианские представления об отношении к любви, к семье, к влюбленности: "Его я видеть не должна, боюсь ему понравиться, с любовью справлюсь я одна, а вместе нам не справиться… Как рано он завел семью, печальная история. Я от себя любовь таю, а от него тем более". Человек, от лица которого исполняется песня, понимает, что семья представляет из себя значительно большую ценность, чем влюбленность. Что разрушить семью – это преступление. 60 лет назад это еще все понимали".
Меня же как словесника не перестаёт удивлять, как мужчина мог по-нять переживания девушки, как нашёл слова, передающие её душевные страдания. Я бы сказала от себя, что песня эта учит высокой нравственности. Хотя знаю, что противниц этой позиции найдётся немало.
Взрослые дочери …
Эту песню я впервые услышала в исполнении Ольги Воронец. И не одна я, наверное, рыдала над её словами. Вспомнила, как нас, трёх дочерей, растила мама, как переживала за каждую из нас, робко пыталась давать советы, а мы сами себе казались самостоятельными… Вот оно – материнское пожелание женского счастья: "Только бы не были вы одинокими после разлук и утрат". И именно мужчина сформулировал этот извечный материнский наказ: "Часто мужчины нас любят нестрогими – в жёны лишь строгих хотят".
Николай Доризо и сам был хорошим отцом, он обожал свою дочку Леночку и написал ей такие стихи:
То куклу ты лечишь забавно, по-детски,
То бегаешь возле плетня,
То вдруг поглядишь ты настолько по-женски,
Как будто ты старше меня
Гляжу на тебя я, гляжу, как на чудо.
... Заснула ты с куклой вдвоем.
Откуда тот свет материнства, откуда
На личике детском твоем?
Это взгляд отца. Но как поэт мог посмотреть на дочь с позиции матери – это загадка. Поэт простыми словами выразил душевный порыв тысяч матерей, повторяющих строчку: "Дочери, дочери, как же нам хочется видеть счастливыми вас!"
Помнишь, мама моя…
И ещё не могу не сказать несколько слов об одной замечательной песне. Песен о матерях сложено немало: в них и признания в любви, и осознание вины за невнимание, равнодушие, и запоздалое раскаяние. Песня "Помнишь, мама моя…" - это песня – история, это целый короткий спектакль, но настолько близкий каждому человеку, потому что, по большому счёту, касается нас всех.
Помнишь, мама моя, как девчонку чужую
Я привёл тебе в дочки, тебя не спросив?
Строго глянула ты на жену молодую
И заплакала вдруг, нас поздравить забыв…
И рассказ этот не столько о мужчинах, сколько о женщинах, которые должны принять в дочки "девчонку чужую". Сколько об этом сказано и написано, начиная с драмы Островского "Гроза" и заканчивая современными сериалами, где нередко присутствует свекровь – лиходейка! Без назидательности, просто ведёт поэт своё повествование:
Если ссорились мы, ты её защищала,
Упрекала меня, что неправ я во всём.
Наш семейный покой, как могла, сохраняла,
Как всегда, позабыв о покое своём…
Скажу вам со знанием дела: хорошая свекровь – половина успеха крепкой семьи.
Может быть, мы бы с ней и расстались, не знаю,
Только руки твои ту беду отвели.
Так спасибо ж тебе, что хранишь ты, родная,
То, что с нею вдвоем мы б сберечь не смогли…
Жаль, что ты уже не прочитаешь этих строк, мама, а при жизни слов благодарности я тебе так и не сказала.
Так что на месте работников ЗАГСа я бы после торжественной части и множества прекрасных пожеланий потихоньку вкладывала в кармашек жениха листочек с этими стихами, шепнув при этом: "Передайте маме".
Разные судьбы
В фильме "Разные судьбы" прозвучала песня "Почему ты мне не встретилась?" Песня была написана для режиссёра Леонида Лукова, который был безответно влюблён в молоденькую актрису Татьяну Пилецкую, и заканчивалась она словами: "Видно, нам встреч не праздновать – у нас судьбы разные…" Разные судьбы бывают не только у людей, но и у книг, и у песен. Прозвучала модная песенка – все её напевают, а через месяц забыли. А песню "На тот большак, на перекрёсток" десятилетиями поют, давно уже считая её народной и не думая о том, что слова о любви, без которой нельзя прожить, написал Николай Доризо.
В конце хочу добавить, что Николай Константинович Доризо был заслуженным человеком: он лауреат Государственной премии, кавалер трёх орденов, он автор пьес, поэм, философских эссе… И всё-таки в день его столетнего юбилея хочется вспомнить именно эти простые и гениальные строки:
Пускай любовь сто раз обманет,
Пускай не стоит ею дорожить,
Пускай она печалью станет,
Но как на свете без любви прожить?