Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

606170, Нижегородская область, Сосновский район, п. Сосновское, ул. Ленина, 25
телефон: +7 (83174)2-66-95
e-mail: vestnik@mail.ru

Тайна урочища Колпенка

На холме среди полей, у истока реки Кишма одиноко возвышается остов былого храма с колокольней.

Под палящими лучами солнца, омываемый дождями, обдуваемый ветрами, несгибаемо стоит храм, как напоминание всем нам о прошлой жизни и истории нашего края. Сейчас это урочище Колпенка, в прошлом - это село, а в более глубоком прошлом здесь находился погост.

История этого поселения уникальна, она не похожа на историю других населенных пунктов современного Сосновского района. И название его многообразно: Николо-Колпинский погост, село Николо-Колпенское, Колпенское, Колпенки, Колпенка…

Изучая исторические документы XVII в. я нашла первое упоминание о Колпенском погосте. Информация содержится в Писцовой книге Дмитрия Лодыгина, Василия Полтева и дьяка Дементия Образцова 1621-23гг. о Колпенском храме. "Да в Березопольском стану на государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всея Руси земле - погост Николы Чудотворца Колпенской…"

Это свидетельство вызвало у меня много вопросов. Во-первых, что из себя представляли погосты? Опираясь на исследования Н.В. Соколовой, я выяснила, что это были стоящие на отдельных участках земли, церкви с дворами причта и кладбищем. Их в XVII в Нижегородском уезде было всего три, один из них погост Николы Колпинского на речке Кишме в Березопольском стане, погост Вершилово — вотчина князя Дмитрия Михайловича Пожарского в Пурецкой волости и погост Спасский в Стрелицком стане рядом с деревней Гордеевкой.

В Писцовой Книге 1621-23гг. Колпинский погост описывается следующим образом: "…а на погосте церковь Живоначальныя Троицы, да церковь Николы Чудотворца, древяны…а церковных причетников поп Бажен Кондратьев, поп Семен Семенов, дьячок Ивашко Власьев, пономарь Федка Олександров, проскурня Устинья Купреянова, да бобыльских дворишков… (всего четыре), да кельи нищих живут на церковной земле, а питаются от церкви божии, Кирюшки Федорова да вдовы Анницы".

Церкви на погосте имели 40 четвертей пашни "доброй" земли и луга по оврагам и лес. Угодья погоста соседствовали с землями владельца сельца " Каргашино Обашево тож", Романа Болховского и Панинской вотчиной Дмитрия Мамстрюковича Черкасского. Сельцо означает селение с двором вотчинника в нем. В документе упоминается дорога, соединяющая Каргашино и погост Николы Колпинского, по которой жители сельца ездили на службу в храм.

Но, как выяснилось, данный погост существовал и ранее. В этом же документе приводятся сведения из Приправочных книг Василия Борисова 1596г., где Колпенское упоминается как "погост Николы Чудотворца Колпенский, древян, да на погосте церковных дворов, двор попов, двор пономарев, двор проскурнин, двор дьячков, пять келей нищих…". Земли при погосте было 20 четей.

Как видим, сначала на погосте находился один храм Николая Чудотворца, а, позднее, был построен еще один храм Живоначальныя Троицы, который и сохранялся до более поздних времен. При погосте проживали четыре семьи бобылей, сельских жителей, не занимающихся хлебопашеством. Стоял погост на землях, принадлежащих царю Михаилу Федоровичу Романову. Со временем Колпенское вошло в вотчину патриарха Филарета Романова.

Приход села Колпенское

Спустя век, Колпенское – центр прихода. В "Заручных сказках священнослужителей Нижегородской епархии 1722-23гг." описаны церковные приходы Павловской пятины Нижегородской Епархии, существовавшие в петровские времена, здесь упоминается и село Колпенское с храмом "во имя Живоначальныя Троицы", следовательно, погост со временем был заселен крестьянами, обрабатывающими земли, и стал селом. Притч состоял из двух священников Василия Федорова и Василия Петрова и дьякона Ивана Григорьева. Пахотной церковной земли было 60 десятин в трех полях, сенных покосов на 30 копен волоковых. К Колпенскому приходу были приписаны деревни, вошедшие позднее в Сосновский район Кипрово, Каргашино, а также деревни современного Вачского района Бабкино (князей Болховских), Сколково, Вежнево, Мочалово (помещиков Макаровых) и Валтово (Черкасских, Шереметевых).

Приход был разнороден, и включал в себя 50 дворов: 6 помещичьих, 1 драгунский, 3 шляхетских, 37 крестьянских и 3 бобыльских. Как известно, Петр I упразднил патриаршество, и село в это время входило в синодальную вотчину. После секуляризации церковных земель, проведенной императрицей Екатериной II оно перешло в экономическую собственность.

В Ревизских сказках 1811г. упоминаются экономические крестьяне с. Колпенка. В 1850 г. статус крестьян был изменен, они стали называться государственные.

Село было небольшое и входило в Панинскую волость. 1863г. в Колпенском существовало 17 дворов, в которых проживало 60 мужчин и 78 женщин. Самыми распространенными фамилиями здесь были Потемкины и Ходалевы. В селе имелся пруд.

В 1845г. в Колпенском была построена каменная церковь во имя Пресвятыя Живоначальныя Троицы, трехпрестольная. правый и левый придельные престолы, соответственно, Николая Чудотворца и Великомученицы Екатерины. Владелец деревни Каргашино Аристов Валериан Владимирович помещик, коллежский асессор помогал в строительстве каменного храма, который сохранился до сих пор. К храму были приписаны деревни Бабкино, Каргашино, Мочалово, Леонтьево. В 1888г. здесь служили священник Петр Листвицин, цензор III Благочиния, позднее И.Д. Яковлев и псаломщик И. 0. Грудцын. В это время число прихожан достигало 930 человек.

Мне известны имена некоторых священников, служивших в храме в разное время.

В 60-х годах XIX в. здесь вел службу священник Быстровидов Михаил Федорович, который умер в 1885г. Его дочь Анна Михайловна стала женой прибывшего в с. Колпенское в 1877г., иерея Лествицына Петра Феофановича. До Петра Лествицына настоятелем Колпенского храма был Павел Матвеевич Похвалинский. В 1900 -1901 гг. из Балахнинского уезда сюда был перемещен Вейсов Сергей Константинович.

В 1904г. в Колпенке служили настоятель Делекторский Леонид Васильевич и псаломщик Ципровский Михаил Васильевич. В то время в приходе в четырех деревнях проживали 497 мужчин, 510 женщин православных и 118 старообрядцев. После Отца Леонида настоятелем в храм был направлен Воскресенский Александр Иванович

В 1910 году в Колпенке была открыта земская школа, где начала работать Ольга Александровна, жена Владимира Ефимовича Рогожина, которая позднее преподавала в Виткуловской начальной школе и заведовала Алексеевской библиотекой. Школу посещали 28 детей. Позднее в Колпенском училище работали Прасковья Ивановна Емельянова и Мария Андреевна Кострова. Закон Божий преподавали местные священники. В эти годы село увеличилось до 29 дворов.

Новое время в истории с.Колпенка.

После революции в 1920г. село Колпенское вошло во вновь созданный Каргашинский сельсовет, в 1924г. в Панинский сельский Совет. В 30-х годах в Колпенке, как и во всей стране, был создан колхоз, который был назван именем VII съезда ВКП(б), еще ранее промартель по производству стамесок имени 9 января. Как известно, в 30-е годы властями закрывались и опустошались приходские храмы по всей стране. Не обошла эта участь и Колпенскую церковь. Церковь была закрыта

В 1941г. мирный труд жителей села был нарушен войной.

Более сорока мужчин маленького села были призваны на фронт. О том, как они воевали, говорят их подвиги и награды.

Федор Иванович Потемкин за подвиги в боях был награжден орденом Славы III степени и орденом Отечественной войны II степени. Герой погиб при освобождении Украины. Велик список погибших уроженцев такого маленького села.

Младший лейтенант Ходалев Леонид Иванович в одном из боев уничтожил большое количество немецких солдат, был ранен, но не покинул поле боя. За это был награжден орденом Красной Звезды. Пропал без вести в феврале 1943г.

Одним из первых 21 июля 1941г. погиб Потемкин Александр Васильевич, который проходил службу в Карелии, воевал на Карельском фронте против финнов. Двадцать четыре бойца, уроженца села Колпенка не вернулись, они погибли на поле боя.

А в тылу женщины, старики и подростки работали не покладая рук.

Информация из статьи председателя Панинского сельского Совета Ходалева в "Сосновском ударнике" от 24.12.1941г.: "Помогая героическому фронту громить ненавистного врага, колхозники Колпенского колхоза не покладая рук работали по завершению сельскохозяйственного года. Вырастив богатый урожай, они убрали его почти без потерь. Зерно и картофель государству колхоз сдал досрочно. Закончена сдача мяса и молока. Больше тысячи литров молока продано кооперации.

Поддерживая инициативу передовых колхозов о создании фонда обороны, колхозники отчислили в него 500 килограммов хлеба, внесли на большую сумму облигаций госзаймов. Сейчас здесь активно проходит распространение билетов денежновещевой лотереи.

На днях в колхозе состоялось общее собрание, на котором колхозники, подводя итоги сельскохозяйственного года, дали слово: работать в будущем году еще лучше, с честью и полностью выполнить указания тов. Сталина/ данные им в докладе от 6 ноября.

Среди бригад и звеньев развернулось социалистическое соревнование за достойную встречу весны. Уже отремонтированы плуги и бороны, хранятся они в крепком сарае. Упряжь исправная. Каждый день, с раннего утра и до позднего вечера, в колхозных складах слышен стук веялок и сортировок. Это колхозники готовят к севу семена".

Автор: Наталья Гусева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 330

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика